Техника и технологии
Комплект освещения KIT SLS

Не так уж много производителей стремятся занять, впрочем весьма малую, нишу вспышек “любительской” мощности. Однако такой рынок существует, и долгое время на нем безраздельно царствовала компания Techni Cine Phot со своим комплектом SLS азиатского производства. Этой квази-монополии, правда, скоро придет конец - на арену выходит Multiblitz c аналогичным продуктом.

Ни для кого не секрет, что фирмы, выпускающие зеркальные фотокамеры, делают все возможное, чтобы оживить рынок своих аксессуаров, ибо в них-то и заложены наибольшие экономические возможности. Для этого они прибегают к разного рода аргументам, с которыми, порой, бывает трудно не согласиться. Сейчас самыми “передовыми” считаются вспышки беспроводной системы TTL, работающие в стробоскопическом режиме. Как техническое решение, они, безусловно, заслуживают интереса, однако они слишком дорогие, если принять во внимание, что для них характерен целый ряд недостатков.

Если вы просто собираетесь немного “поиграть со светом” и выйти за рамки надоевшей репортажной съемки, советуем вам обратить внимание на вспышки в моноблочном варианте компоновки , присутствующие на сегодняшнем рынке и которые можно приобрести по вполне доступной цене.

    Независимые вспышки с ручным управлением обладают очевидными преимуществами, но мы не ставим перед собой цели убеждать в этом профессионалов: многие из них уже давно сделали свой выбор. Мы обращаемся прежде всего к продвинутым любителям, ищущим наиболее рациональные пути для пробы своих сил в студийной съемке.

    Да, разумеется, вспышки, работающие по системе TTL, позволяют обойтись без отдельного флэшметра, их световые головки автономны и довольно компактны - все это так. Но с этими вспышками не всегда легко справиться. Во-первых, к ним не предусмотрено аксессуаров, а во-вторых, нет так называемого света наводки и в некоторых случаях бывает трудно получить правильную экспозицию. Кроме того, их мощность довольно ограничена. Действительно, автоматика - это прекрасно, когда прежде всего нужна быстрота съемки (качество очень ценное и для вспышки), но и она не универсальна.

    В течение нескольких последних лет рынок моноблоков развивается в четко обозначившихся двух направлениях. Появляются все более мощные и точные вспышки, вполне доступные профессионалам. Однако, все более заметной становится ориентировка производителей и на “любительские” варианты с целью завоевать более широкую клиентуру. Ведь любитель, напомним, это тот, кто не зарабатывает денег с помощью фотосъемки и, следовательно, не может рассчитывать на рентабельность своих вложений в фотоаппаратуру (кроме, конечно, полученного удовольствия).

    Итак, если говорить о цене, то пионером на этом рынке “любительских” моноблоков можно назвать SLS серии 5000 азиатского производства, о котором и пойдет речь.

    Комплект Studio Lighting System 5000, последовавший за SLS серии 4000, который не отвечал европейским торговым стандартам, первым появился в этом секторе рынка (импортер и дистрибьютор - компания Techni Cine Phot) и как первооткрыватель вполне заслуживает того, чтобы его представили в первую очередь. Несмотря на то, что характеристики его почти не изменились по сравнению с предшественником, комплект SLS 5000, продающийся, в основном, в компоновке из двух световых головок и аксессуаров, пользуется значительным успехом у покупателей, а объем реализованной продукции и отсутствие рекламаций свидетельствуют о стабильности продаж.

В общих чертах

    Комплект SLS состоит из двух полностью оснащенных моноблоков, помещенных в кофр, содержащий все необходимое, в том числе штативы и зонтики. Речь идет о комплекте, прежде всего предназначенном для портретной съемки, и если бы не технические ограничения электроники, можно было бы сказать, что он соответствует своему назначению: штативы неплохой конструкции и поднимают вспышки на достаточную высоту (2,8 м), а зонтики, к счастью, не имеют “видимых” спиц и их размер корректен для портрета. Кстати сказать, два различных покрытия зонтиков (белое отражающее у одного и серебристое - у другого) практически позволяют достигать баланса   цветовых температур.

Механика

    Моноблоки SLS заключены в добротный пластмассовый корпус. Все устройства регулировки и гнезда сосредоточены на задней панели. Кнопки, вполне традиционные и без затей, свидетельствуют о том, что азиатский производитель отдает предпочтение надежности, а не оригинальному дизайну.

    С-образные отверстия в корпусе, пропускающие воздух, призваны обеспечивать вентиляцию, однако сама конструкция вспышек такова, что основной поток тепловой энергии направляется вперед. Пилотная лампа представляет собой обычную лампу накаливания потребительской мощности 100 Вт.

    Такое техническое решение (SLS в этом не оригинален) заслуживает некоторых замечаний. Эти лампы дешевы, и их можно приобрести в ближайшем магазине, но они все-таки великоваты по сравнению, например, с кварцевыми галогенными лампами, и, хотя они и выделяют много тепла, их цветовая температура ближе к 2500 К, чем к паспортной - 3200 К. В большинстве случаев это не страшно, однако при использовании пленки типа Tungsten для искусственного света,  это может пагубно сказаться на результатах.

    Необходимо также обратить внимание на то, что эти лампы имеют тенденцию частично “перекрывать” импульсные лампы (лампы-вспышки). Но и в этом случае цветовой баланс вполне приемлем, хотя при испытании была отмечена небольшая погрешность. И, чтобы окончательно поставить точку в этом разделе о пилотных лампах, отметим, что их сочетание с импульсными лампами позволяет (без использования дополнительного защитного колпака) добиться хорошей однородности между так называемым светом наводки и светом вспышки.

    Шарнирный механизм, на который крепится головка, не доставляет особых хлопот. Выполненный целиком из пластмассы, он вполне отвечает своему назначению: амплитуда движений достаточна, он легко регулируется и надежно закрепляет головки в выбранной позиции и к тому же универсален. Насчет его надежности - разговор особый. Ясно, что пластик недолго выдержал бы в условиях студии, но ведь комплект SLS для этого и не предназначен.

Электроника

    По заявленным техническим характеристикам на каждую головку приходится по 320 Дж. Однако по замеренным на расстоянии 2 м диафрагмам можно сделать вывод, что фактическая мощность находится где-то в пределах 125 Дж. Такая мощность, тем не менее, вполне подойдет для портретной съемки (малый или средний формат). С использованием зонтика и при полной мощности можно добиться диафрагмы между f:5,6 и f:8 для ISO 100,  в зависимости от расстояния от источника света до объекта съемки.

Установленная мощность 1) Полная 2) 1/2 3) 1/4
Цветовая температура*, К 1) 5810 2) 5900 3) 6010
*Измерения цветовой температуры производились с помощью термоколориметра Minolta Color Master III. Приведенные в таблице значения - приблизительны, поскольку измерения выполнялись не в строгом соответствии с условиями, предусмотренными стандартом ISO.

    Главный недостаток системы SLS - невероятно долгое время зарядки. В этом проявляется все несовершенство электроники, ибо 13 секунд для мощности, чуть превышающей 100 Дж, это уж слишком! Здесь становится ясным, в каких границах мы находимся, покупая дешевую вспышку: заодно мы приобретаем и соответствующую электронику - то есть неспособную справиться с большим потоком электронов.

    Но это еще не причина, чтобы отказаться от покупки комплекта SLS 5000. Все будет зависеть от конкретного его применения. Например, для съемки натюрморта такой режим вполне приемлем, а вот для съемки моделей и портретов это ощутимый недостаток, хотя именно для этой цели, в сущности, и предназначен SLS 5000.

    И последнее, что было тщательно проверено, - это стабильность мощности при последовательных вспышках с разными интервалами (но с включенным сигналом готовности). Можно сказать, что если электроника и не слишком быстро срабатывает, то она, во всяком случае, относительно стабильна: обнаружено расхождение всего в 0,1 единицы экспозиции в одном направлении на 50 последовательных вспышек.

    Импульсные лампы, которыми оснащены световые головки, не вызывают никаких нареканий: они заключены в круглые колбы с фарфоровыми патронами и имеют выводы - все как полагается. Если говорить о самих лампах, то стоит отметить, что их поверхность не имеет покрытия, и поскольку нет никакого защитного колпака, то цветовая температура достаточно высока. Но не стоит тревожиться, ведь на цветовую температуру оказывают воздействие многие факторы. Достаточно применить аксессуары, рассеивающие свет (софт-боксы, зонтики), чтобы понизить цветовую температуру на сотни единиц и добиться номинального значения 5500 К. Этот недостаток может сказаться на результате лишь в случае направленного на объект прямого света, или если в одной картинке будет элемент сравнения (например, два источника - один с рассеянным светом, а другой нет).

Аксессуары

    SLS - целостная и полностью независимая система, несовместимая ни с какой другой (в отличие, например, от Multiblitz, о которой разговор еще впереди). Приобретая ее, не следует рассчитывать на безграничные возможности. Кстати сказать, чаще всего фотографы пользуются всегда одними и теми же нехитрыми фотопринадлежностями (отражателями, зонтиками, софт-боксами, светофильтрами), а во всем этом нет недостатка на рынке. Крепление насадок довольно жесткое - нет большой свободы вращения, но в целом система вполне действенна. Аксессуары, входящие в комплект, страдают тем же недостатком: сферические отражатели кажутся хрупкими, но, заметим, что бывают и намного худшие аксессуары и, к тому же, по значительно более высокой цене.

    До создания (и грядущего появления на рынке) аналогичной продукции Multiblitz ни один производитель не предложил ничего подобного - полного комплекта, состоящего из двух вспышек, за такую, сравнительно небольшую, цену. Таким образом, были созданы все условия для возникновения квази-монополии в этом секторе рынка. Этим воспользовался дуэт TCP/SLS, который до сих пор с неизменным успехом реализует свои вспышки, неплохого качества, хотя и имеющие серьезные ограничения (13 секунд для зарядки 125 Дж - это же просто рекорд!). И все-таки следует признать несомненные заслуги азиатского производителя - он открыл этот рынок и доказал его актуальность.

    Но жизнь не стоит на месте. Со временем на сцену выходят другие компании, с более совершенной продукцией, и это заставляет всех нас внимательно следить за новинками, что, в конечном счете, и есть самое главное для успешного развития рынка.

    Итак сделаем некоторые выводы:

    1. Дизайн корпуса вполне удачен, что трудно сказать о чересчур “спартанских” кнопках управления. Гнездо для дистанционного управления просто “коммерческий трюк”: трудно вообразить, что при фактической мощности 125 Дж вспышка может быть значительно удалена от объекта съемки.

    2. В моноблоках SLS используются “классические” пилотные лампы. Экономичны и хорошо охлаждаются, однако, они не всегда стабильны в работе и имеют тенденцию немного перебивать свет от импульсных ламп. Качество лампы-вспышки не вызывает нареканий, однако из-за отсутствия покрытия, она дает довольно холодный свет в пределах 6000 К.

    3. В комплект SLS входят две световые головки со штативами и кабелями, два стандартных отражателя и два зонтика. Он в основном ориентирован на портретную съемку, хотя столь значительное время зарядки становится в этом случае серьезным недостатком.

    Максим Чампайн

    По материалам журнала LE PHOTOGRAPHE (Франция)


На главную страницу

В начало

Рубрикатор

Предыдущая страничка Содержание номера 1 Следующая страничка