№ 11, 2001

Продолжение



 

Творческий союз "Фотоискусство"
Союз научной и прикладной фотографии

Составители: кхн О.В.Пясецкая, кхн И.А.Малахова, ктн А.В.Старичков

ТРАДИЦИОННАЯ И ЦИФРОВАЯ  ФОТОГРАФИЯ


РЫНОК ФОТОТОВАРОВ И УСЛУГ

 

MINOLTA ЗАВЕРШАЕТ ПРОИЗВОДСТВО КАМЕР В ЯПОНИИ//Digital.Sivma.ru, 19.10.2001

Minolta полностью переносит производство камер из Японии и Малайзии в Шанхай в течение года. Перемещение было запланировано ради повышения прибыли компании, которая произвела свою первую камеру еще в 1928 году. 
Это решение последовало за сделанным в сентябре заявлением о сокращении 2.500 рабочих мест в течение 3-х лет. В Японии, после перемещения производства, никаких изменений на рабочих местах не запланировано, а вот сотрудники компании в Малайзии будут недовольны. "Мы уменьшим количество рабочих в нашем внутреннем подразделении в Японии с 900 до 500, но все будут переведены в другие отделы. Мы еще не приняли окончательного решения, но, думаю, мы не можем ничем помочь, придется попросить часть рабочих на нашем Малазийском заводе уйти", - сказал представитель компании Maruyama.

 

ЦИФРОВОЙ ФОТОБИЗНЕС: СОСТОЯНИЕ РЫНКА И ВОЗМОЖНОСТИ.// minilab.com.ua/ business/digital/index.shtml

Цифровая фотография все крепче встает на ноги, и волей-неволей любой предприниматель, работающий в области фотографии, вынужден использовать новейшие достижения цифровых фотографических технологий для развития или хотя бы поддержания уровня своего бизнеса.
Самые нетерпеливые начали осваивать новую нишу в фотографии еще с десяток лет назад. Неуклюжие "персоналки" с видеокамерами и матричными принтерами стояли в людных местах столичных советских городов (на Украине фотографической столицей почему-то считался Харьков). Все желающие за "десятку" могли посмотреть на себя в экране CGA-монитора и получить грязноватую распечатку понравившейся картинки. Продержались пионеры этого бизнеса недолго.
Вновь они появились на улицах три года назад уже с новой техникой - первыми цифровыми камерами и струйными принтерами. Такие точки возникли в Киеве (на ул. Крещатик и площади Славы), в Харькове, на набережной Ялты и еще кое-где. Но дело у "цифровых" фотографов пошло не особо, народ к ним в очереди не стоял. Ниша моментального фото оказалась уже занятой "Поляроидом", а по качеству отпечаток со "струйника" не дотягивал до продукции самой дешевой "мыльницы" при сравнимой цене.
Видимо, не за горами третье пришествие цифрового уличного фото. Цифровые камеры уже почти сравнялись в цене с профессиональной пленочной техникой. Появились работающие от батарей недорогие малогабаритные сублимационные принтеры, обеспечивающие отличное качество отпечатков. Выдержит ли конкуренцию традиционная фотография на этот раз?
Первые серьезные деньги принесли в цифровую фотографию профессионалы-альбомщики.
Ежегодно в Украине выпускается примерно 2 млн. человек из детских садиков, школ, институтов и прочих заведений. И почти все выпускники (каждый второй, так точно, даже с учетом нашей бедности) выкладывают по 30-70 грн. за памятный альбом. Несложно подсчитать оборот этого рынка - около $8-10
млн. В расчете на этот куш пару лет назад украинские предприниматели закупили первые цифровые фотопечатные машины, использующие обычную фотобумагу. И не прогадали - в этом сезоне, по мнению фотопрофессионалов, уже каждый четвертый альбом в Украине печатают с применением цифровых технологий (непосредственно цифровым фотоаппаратом или с последующим сканированием пленок). Другими словами, лишь "альбомщики" обеспечивают цифровой фотографии около $2 млн. оборота.
Цифровая фотография идеально подходит для "альбомного" дела. Матрица с видами родного города забивается в компьютер один раз, меняй лишь лица да вводи с клавиатуры надписи. Большая часть работы по монтажу происходит автоматически. Фотографу не нужно ездить на пересъемки, поскольку свое изображение на дисплее клиент видит сразу. И все это удовольствие обходится лишь на 15-20% дороже альбома, полученного после кропотливой возни с традиционными трафаретами и пересъемками.
На альбомных заказах окрепли первые цифровые студии. Причем в столице они возникли в основном на базе поставщиков цифрового фотооборудования, а в регионах - на базе крупных фотолабораторий. 
"Альбомному" бизнесу присуща сезонность - выпуск в большинстве заведений происходит с мая по июль. Не подчиняющиеся этому правилу коммерческие курсы и институты пока погоды не делают. Пережить межсезонное "безрыбье" "цифровым" фотографам помогает работа с индивидуальными клиентами. Их наплыв максимален как раз в зимние месяцы, что позволяет оптимизировать работу лаборатории.
Основные заказы - выделение фрагментов фотографий с увеличением и печатью, реставрация и ретуширование старых снимков, раскрашивание черно-белых фотографий, изготовление подарочных календарей. В последнее время растет число заказов на печать любительских "цифровых" снимков. Немалую часть заказов по выкадровке фотографий для памятников обеспечивают похоронные бюро. Компьютерная обработка снимков в Украине пока остается второй по доходам после альбомов нишей цифровой фотографии.
Но она растет опережающими темпами: в последние два года, по данным участников этого рынка, наблюдался троекратный рост оборота по этой услуге в год.
Запись фотоархивов. На Западе уже много лет существуют службы вроде Kodak CD, обслуживающие желающих хранить фотоархивы в электронном виде. У нас более-менее ощутимый спрос на такие услуги возник лишь в последние полгода -
год, и то пока только в столице. Клиент приносит в "цифровое" ателье коробки с фотографиями (негативами, слайдами) и получает компакт-диск с электронными образами всего этого. Туда же (на диск) записывается оболочка - программа-просмотрщик и еще кое-какое ПО для любительской обработки изображений.
Разумеется, в этих услугах заинтересованы лишь обладатели домашних ПК, а таких в Украине, по оценкам Госкомсвязи и информатизации, около 200 тыс. Так что пока при потенциально большом спросе рост этой услуги ограничен слабой компьютеризацией населения.
Массовая фотопечать. До поры цифровая фотография не выходила "на поле" традиционного фото, она развивалась преимущественно в рамках новых невозможных для обычной фотографии услуг (если не считать "альбомного" бизнеса). Это объяснялось тем, что при небольших оборотах себестоимость снимков, полученных с применением цифровой технологии, заметно выше, чем в обычной фотографии - на 20-30%, а при печати не на фотобумаге - в несколько раз. С недавних пор ситуация меняется.
Крупнейшие игроки мирового фоторынка (Kodak, Fuji, Konicai и др.) один за другим начали завозить в Украину высокопроизводительные цифровые фотопечатные машины для сетей своих фотолабораторий и на продажу. В большинстве случаев такая техника позволяет печатать и с цифровых носителей, и с обычных фотопленок, а себестоимость печати при больших оборотах приближается к стоимости продукции обычных минилабов. При этом цифровая технология дает возможность эффективно корректировать недостатки экспозиции, рационально использовать фотобумагу и т.д.


Проект-минимум
Это проект для фотографа-одиночки. Чтобы оснастить такое мини-предприятие цифровой техникой, требуется немного - цифровая камера и цветной фотопринтер. При этом можно обойтись даже без лаборатории и прочих атрибутов традиционной фотографии.
Сегодня профессиональный цифровой фотоаппарат, имеющий 1,5-2,5 мегапиксельную (т.е. с числом чувствительных элементов 1,5-2,5 млн) матрицу и встроенный цветной ЖК-дисплей, стоит в Украине около $1 тыс. В отличие от рынка обычных профессиональных фотоаппаратов, где процветает продажа подержанной техники, цифровую камеру придется покупать новую. Конечно, можно недорого купить устаревшую бывшую в употреблении цифровую камеру, но она не устроит профессионала по качеству.
Полутора-двухмегапиксельная камера обеспечивает качество снимка на уровне обычного пленочного фото, если размер отпечатка не превышает примерно 10х15 см. Поэтому можно обойтись и фотопринтером такого же формата. Сублимационные фотопринтеры, обеспечивающие фотографическое качество печати отпечатков формата А6 (10х15 см), стоят в Украине $300-500. Они подключаются непосредственно к камере без ПК.
Сублимация - это процесс термопереноса краски на специальную бумагу. В качестве красителя используется специальная пленка-носитель с нанесенными тремя или четырьмя тонерами. Картридж на 60 отпечатков стоит $25-40 (в зависимости от типа и производителя). Таким образом, себестоимость одного сублимационного снимка формата А6 - 3-4 грн. Выводится такой снимок на печать около полутора минут. Так что при почти непрерывной работе (полторы минуты - съемка и полторы - печать) за смену теоретически можно сделать полторы сотни снимков и заработать сверх себестоимости 400 грн., продавая снимки по 5-7 грн. (правда, при этом в себестоимость не включены амортизационные расходы и оплата труда фотографа). Разумеется, на самом деле обороты много меньше - очень хорошим считается вчетверо более скромный результат. В этом случае при зарплате фотографа $200 в месяц стоимость оборудования окупится примерно за полгода (а с учетом сезонности бизнеса - за год).
Правда, реальный успех "цифровой" уличной (пляжной, школьной и т. п.) съемки очень зависит от умения найти "уловистое" место и утвердиться на нем. Но успех в конкуренции с обладателями "фотомыльниц" гарантирован возможностью сразу продемонстрировать потенциальному клиенту его изображение на ЖК-дисплее. Имитировать съемку уже не надо - "цифровой" снимок до печати ничего не стоит. По исследованиям компании Kodak, возможность предварительного просмотра изображений в США позволила на 50% увеличить прибыльность фотоуслуг по цветной печати.
Мешают развитию этого бизнеса пока две вещи - более высокая себестоимость отпечатка по сравнению с обычным фото (примерно вдвое) и необходимость привязки к электропитанию. Но себестоимость сублимационной печати постепенно снижается, и уже появились принтеры с питанием от батарей.
В Украине сейчас, по данным трейдеров, продано несколько сотен цифровых фотокамер приличного профессионального уровня и около сотни современных сублимационных принтеров разных производителей. Видимо, и число ориентированных на "цифровую" съемку одиночек-профессионалов в Украине сегодня не превышает сотни человек.
Такой проект-минимум дает возможность фотографу освоить две ниши "цифровой" фотографии - съемку в общественных местах и съемочную часть производства фотоальбомов. Отпечатки во втором случае придется заказывать в центре обслуживания.


Средний проект
Это проект для фотоателье. Выход на другие услуги цифровой фотографии (помимо моментальной фотосъемки) возможен только при опоре на стационарную фотолабораторию.
Для компьютерной цифровой обработки снимков (реставрация, ретуширование, раскрашивание, выкадровка, фототрансформация, монтаж) понадобится компьютер с соответствующим программным обеспечением. Требования к компьютеру - как для производительной рабочей станции. Нужна хорошая видеокарта, большой объем оперативной памяти (не менее 128 Мб), емкий винчестер и качественный монитор. Компьютер желательно снабдить устройством для записи компакт-дисков (для создания цифровых фотоархивов), а также адаптерами для считывания информации с различных цифровых носителей (Compact Flash, SmartMedia, ZIP). Цена такого компьютера в Киеве сегодня составит $1,5-2 тыс. Кроме того, понадобится хороший сканер ($200-400). Программы для фотообработки среднего уровня продаются по цене $50-100. Правда, у нас предпочитают применять пиратскую продукцию. 
Самое сложное и дорогостоящее для средней фотолаборатории дело - цифровая фотопечать. По минимуму можно обойтись струйным фотопринтером ($250-500). Однако качество снимков в этом случае будет недотягивать до фотографического. Распечатки "струйника" выгорают, краска со временем осыпается. Иногда для повышения потребительских качеств отпечатков используют ламинирование снимков, но при этом продукция очень дорожает. И так струйная печать обходится недешево. Скажем, цена фотокартриджа с краской для принтера Lexmark 5700 - около $60, с его помощью можно распечатать 200 полноцветных отпечатков формата А4. А ведь нужно еще потратиться на спецбумагу. Итого себестоимость отпечатка 20х29 см будет около $0,4. 
Обычные лазерные цветные принтеры (их цена - от $1,5 тыс.) тоже не дают нужного качества и экономичности отпечатков. 
Повысить качество можно, применяя сублимационный принтер. Однако малоформатная сублимационная фототехника позволяет печатать лишь отпечатки размером не более 10х15 см, крупноформатная (А4) стоит дороже $5 тыс. (такие устройства производят фирмы Kodak, Textronix, Sony, Polaroid, QMS, Imation, Fargo, Newgen, Olympus, Casio и др.), один отпечаток размером 20х30 см обходится в несколько долларов.
Имеются специальные лазерные принтеры для печати по рулонной фотобумаге. Такую технику производят фирмы Cymbolic Science Inc, Durst, Kodak и др. Себестоимость отпечатка получается низкой, но цена этой аппаратуры - десятки тысяч долларов. 
Фактически для организации цифровой фотопечати у средней фотолаборатории есть три пути.
Первый - смириться с низким качеством "струйников" или высокой себестоимостью отпечатка сублимационного принтера и печатать заказы на этой технике. В развитых странах почти в каждой фотолаборатории стоит сублимационный принтер, и клиент нередко готов переплатить за срочность (скажем, при изготовлении фото на документы), чем дожидаться проявки-печати обычным способом. 
Все расходы по "цифровизации" готовой фотолаборатории обойдутся при этом в $2,5-3 тыс. Однако, по мнению участников фоторынка, у нас пока этот путь не очень перспективен - свое время большинство заказчиков ценит сейчас меньше возможности сэкономить деньги. 
Второй путь - закупить устройство для преобразования сформированного компьютером изображения в форму, приемлемую для минилаба, - обычную 35-милимметровую фотопленку. Такая техника в Киеве стоит от $10 тыс. Например, фильмрекордер PCR-4 немецкой фирмы CCG с доставкой в Украину стоит DM23800, а устройство PCR-8 - DM35100. При этом понадобится еще оборудование для традиционной обработки пленок и фотопечати. Поэтому этот путь приемлем для тех, у кого уже есть минилаб. 
Расходы на разворачивание новых цифровых услуг на базе существующей фотолаборатории составят в этом случае $12-13 тыс. 
Третий путь - приобрести за $25-50 цифровую фотопечатную машину вроде Sienna FotoPrint или обращаться за услугами в центр обработки, где такая техника имеется. Именно последний путь (обращение в центры обработки с собственными цифровыми оригинал-макетами) чаще всего используют фотоателье, занявшиеся "цифровым" фотобизнесом. В этом случае можно обойтись лишь расходами на вычислительную технику и периферийное оборудование для ПК - $2-2,5 тыс.
Для всех способов организации цифровой печати в ателье сделать расчет рентабельности цифровой фотолаборатории и окупаемости проекта в условиях резкого роста рынка цифровой фотографии практически невозможно, этот бизнес строится пока большей частью на интуиции.


Крупный проект
Это проект для центра обслуживания. Низкая покупательная способность наших граждан пока ограничивает довольно элитарный рынок услуг цифрового фото. Поэтому в Украине, как и в соседней России, он пошел по весьма специфическому пути. Основной объем услуг цифровой печати (более двух третей) здесь оказывают специализированные центры "цифровой" фотографии. Лишь при такой централизации, когда работает два-три центра на крупный город (пять-шесть - на столицу), сегодня пока рентабельна закупка и эксплуатация мощной цифропечатающей техники и оборудования. 
Такой центр производит весь комплекс услуг по цифровой фотографии - прием и выдачу изображений на любых видах цифровых и аналоговых носителях, все виды цифровой обработки изображений с помощью сложного и дорогостоящего ПО (например, стоимость используемого одним из киевских центров обслуживания программного пакета Print Office - $3 тыс.), работает с посредниками по производству различных видов фотопродукции (включая переплет фотоальбомов, печать на тканях, керамике, металле и т.п.). Для работы с индивидуальными заказчиками по компьютерной обработке снимков оборудуются отдельные помещения. 
Для оборудования такого центра требуется несколько объединенных в сеть компьютеров - рабочих станций операторов. Один из таких компьютеров обычно выполняет роль терминала управления для цифропечатающего устройства. Расходы на создание этой компьютерной сети и закупку ПО составляют $8-10 тыс. Еще $3-4 тыс. расходуется на закупку периферии - принтеров, сканеров, ридеров, адаптеров и т.п. 
В качестве цифропечатающего устройства в таких центрах применяется цифровая или гибридная цифроаналоговая техника стоимостью от $25 тыс. до $140 тыс. Дорогостоящие продукты устанавливают у себя обычно операторы крупных сетей фотолабораторий с иностранным капиталом.
Закупается также цифровая фотосъемочная аппаратура. Впрочем, в большинстве таких центров предпочитают работать с посредниками-фотографами, чем держать их в собственном штате. 
Таким образом, лишь на закупку оборудования для такого центра требуется 45-150 тыс., а иногда и более. 
Доходы такого центра складываются примерно в равных долях из платы за печать на цифропечатающей машине цифровых оригинал-макетов, подготовленных сторонними фотопрофессионалами, и платы за услуги собственных операторов. При этом печать с оригинал-макета, выполненного специалистами центра, на 25-50% дешевле, чем печать из "чужих" носителей. Таким путем центр защищает свою долю рынка компьютерной обработки изображений. 
Стоимость печати отпечатка размером 10х15 см (1-1,5 грн.) в полтора-два раза превышает стоимость такой же услуги в обычном минилабе (0,7-0,8 грн.). При этом себестоимость отпечатка, так же, как и для минилаба, складывается из расходов на фотобумагу ($2-2,5 за 1 кв.м) и реактивы ($0,05 на 1 кв.м) и составляет примерно $0,14 за отпечаток формата А4. То есть без учета амортизационных расходов, оплаты персонала, электроэнергии, аренды помещения и прочего на одном снимке А4 фотолаборатория зарабатывает $0,6-0,85. В таких условиях для того, чтобы окупить начальные расходы на технику ($50 тыс.) за два года при накладных расходах на содержание персонала и лаборатории ($3 тыс. в месяц) только за счет цифровой печати, требуется печатать 5-6 тыс. снимков формата А4 в месяц. Это 200-300 снимков в день, или два-три часа работы фотопечатающей машины Sienna. Мощные гибридные цифропечатающие машины этот объем снимков выдают на-гора за полчаса, однако и начальные вложения там втрое больше.
Несколько снизить сроки окупаемости позволяют доходы от услуг операторов по созданию цифровых оригинал-макетов. На этом центр обычно зарабатывает до половины своих денег. С другой стороны, нужно часть прибыли тратить на рекламу и непредвиденные расходы. 


Документы
Поскольку большинство сегодняшних украинских проектов по цифровому фото создаются на основе действующей фотолаборатории, никаких дополнительных разрешений на запуск нового направления не требуется. Для тех, кто намерен начать это дело с нуля, потребуется повозиться, поскольку эта деятельность относится к довольно зарегулированной сфере бытовых услуг.
Во-первых, нужен торговый патент. Согласно Закону "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 23.03.96 г. (с последующими изменениями) и постановлению Кабмина №576 от 27.04.98 г. "Об утверждении перечня услуг, относящихся к бытовым и подлежащих патентованию", деятельность по фотоуслугам и услугам фотокинолабораторий подлежит патентованию. Стоимость патента определяется местной властью.
Например, в Киеве решением горсовета №365/466 от 08.07.99 г. "О внесении изменений к решению Киевского городского совета №68/169 от 26.11.98 г."Об установлении стоимости торгового патента в г. Киеве" она составляет 80 грн. в центре и 60 грн. - за его пределами. 
Для "вольных" фотохудожников есть послабление. Согласно "Перечню отдельных форм деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, специфика которых позволяет осуществлять расчеты с потребителями без использования ЭККА с использованием товарных книг" (приказ Минэкономики №24 12.03.98 г. с изменениями №130 от 07.10.98 г.), оплату фотоуслуг можно производить без ЭККА в случае если фотографирование производится дома у заказчика или "на улицах, площадях городов и в местах отдыха". 
Согласно Правилам присвоения категорий предприятиям, оказывающим фотоуслуги населению, утвержденным Украинским союзом объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания от 20.10.95 г. (документ зарегистрирован в Минюсте 04.12.95 г., №442/978), фотолаборатория подлежит аттестации в течение трех месяцев после регистрации. Предусмотрено две категории аттестации - высшая и первая. 
Если фотолаборатория применяет фотохимический процесс (а без этого не обойтись, если используется не принтер, а фотопечатная машина), то довольно сложные согласования предстоят в СЭС. Согласно постановлению Кабмина №1016 от 12.09.97 г., фотохимикаты и материалы фотообработки признаны потенциально опасными отходами. Поэтому в ряде документов СЭС выдвинуты условия к оборудованию помещений для фотолабораторий. Среди требований - запрет на размещение в одном помещении с предприятиями питания, запрет на слив отходов в канализацию, ограничения по расстоянию размещения печатающей машины от рабочих мест и т.п. 
По размещению цифровой лаборатории особой специфики по сравнению с лабораторией обычной нет. Единственное отличие - она ориентирована на людей с более высоким достатком, поэтому размещать ее лучше в центре. Да и посредникам будет легче добираться.
Если речь идет о минимальном проекте цифровой фотолаборатории, персонал состоит из одного человека. В фотоателье отвечать за цифровое направление может также один человек. Он должен уметь обращаться с компьютером и "периферией", владеть компьютерными программами обработки изображения и иметь определенный художественный вкус. В Киеве существуют несколько компьютерных курсов разного уровня сложности для специалистов по обработке изображений. Но на практике большинство специалистов - самоучки. При обработке изображений чаще всего применяют программы для работы с растровой графикой Adobe Photoshop, иногда другие продукты.
Чаще всего наемный специалист по обработке цифровых изображений работает из четверти получаемых от клиента средств. Обычно это составляет $150-300 в месяц. Существует большая проблема текучести кадров - обученный специалист уходит из компании и уводит клиентов. Для защиты от этого цифровые лаборатории устанавливают разные расценки на распечатку собственных и сторонних оригинал-макетов. Учитывая ограниченное число точек цифровой печати, ушедший специалист-компьютерщик все равно вынужден обращаться на прежнее место работы для распечатки своей продукции. Но уже по повышенному тарифу.
Центр цифровой фотографии обычно имеет несколько (четыре-пять) специалистов-компьютерщиков и одного инженера по обслуживанию техники. Последнего нередко обучают за свой счет поставщики оборудования. 
Информация подготовлена на основе материалов газеты "Бизнес"
 

 

РАЗНОЕ   

 

ИССЛЕДОВАТЕЛИ СОВЕРШИЛИ ПРОРЫВ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ В ДЕСЯТКИ РАЗ УВЕЛИЧИТЬ ЕМКОСТЬ ОПТИЧЕСКИХ ДИСКОВ //News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 9.09.2001

Команде японских ученых из исследовательских подразделений компаний TDK и Sharp, а также из института AIST (Advanced Industrial Science and Technology), удалось разработать технологию, позволяющую значительно повысить их емкость. И что особенно важно, при этом можно использовать традиционные красные лазеры, используемые во всех современных оптических накопителях. 
Как известно, на оптическом диске информация записывается в виде точек, выжигаемых лазером на чувствительной поверхности, и объем диска зависит от диаметра этих точек - чем меньше диаметр, тем больше информации может хранить диск. При этом диаметр точки определяется типом лазера, точнее, длиной его волны. Поэтому основным способом увеличения емкости оптических дисков было уменьшение этой длины волны. Однако на определенном этапе это уменьшение означало переход от одних к другим типам лазеров, в частности, от широко распространенных красных к дорогим и хуже изученным синим. 
Чтобы избежать этого японские исследователи дополнили диск еще одним слоем - пленкой, поглощающей световое излучение лазера и превращающей его в тепло. Это тепло, в свою очередь, действует на чувствительный слой, формируя точки. Тщательно подбирая толщину светопоглощающей пленки и температуру перехода чувствительного слоя из одного состояния в другое, ученые сумели добиться серьезного уменьшения диаметра точек, кодирующих данные - с 400 нм при прямом действии лазера на чувствительный слой до 85 нм при использовании новой пленки. Таким образом, на диск диаметром 12 см удалось записать 125 Гб данных, тогда как на 13-сантиметровый DVD входит только 4,7 Гб. В перспективе объем дисков нового типа сможет достичь 200 Гб. 
Коммерческое воплощение новой технологии произойдет, по словам разработчиков, тогда, когда она станет востребованной рынком.

МИНИАТЮРНЫЙ БЕСПРОВОДНЫЙ ПРИНТЕР // News.Battery.Ru 24.10.2001
Любопытная новинка от Seiko Instruments USA: компанией был анонсирован новый миниатюрный термопринтер DPU-H245. Одной из его уникальных возможностей, в отличие от аналогичных моделей той же, к примеру, Alps, является "беспроводная" печать за счет встроенного 2,4 ГГц модуля. 
Размеры DPU-H245 - всего 135x100x36 мм, питание осуществляется от NiMH аккумулятора. Устройство имеет разрешающую способность 384 dpi и печатает со скоростью до 50 мм/с при ширине используемой бумаги 2 дюйма. 
Подключение - через параллельный 14-контактный разъем или через последовательный порт (9-контактный разъем). Дальность работы в беспроводном режиме - до 150 м, при работе с внешней направленной антенной - значительно больше. 

НА МИРОВОМ РЫНКЕ КОСМИЧЕСКИХ СНИМКОВ ЗЕМЛИ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ//С. Лесков, Известия, 26.10.01
 Впервые в истории военное ведомство США скупило оптом' все предназначенные для коммерческого использования космические снимки, на которых хотя бы краем задета территория Афганистана. Преследуется двойная цель: обеспечить "дополнительный глаз" и избежать чьего-либо доступа к этим изображениям. Но возникает вопрос: не разрушит ли эти намерения Россия, которая также распространяет на коммерческом рынке свои космические снимки ?
В настоящее время на орбите находится 10 коммерческих американских спутников. Лучший из них, Ikonos, запущен в прошлом году, его разрешающая способность - 1 метр. Это позволяет определить из космоса, например, марку автомобиля и его цвет. Цена снимков - 200 долларов за кв. км, а при дешифровке - 3 тысячи долларов. Но есть спутники слежения и у самого Пентагона. По оценкам экспертов, в рабочем состоянии находится около двух десятков аппаратов, их разрешающая способность - гораздо выше, чем у гражданских систем. У многих - 30 сантиметров. Перед самой войной на орбиту выведен аппарат, который дает четкость до 10 сантиметров, что позволяет различить из космоса даже марку мелкого огнестрельного оружия. Но такие снимки очень дороги, и часто Пентагон сначала использует крупные снимки, а подробные - лишь при необходимости, для уточнения деталей.
В нашей стране коммерческим распространением космических изображений, сделанных с аппаратов серий "Комета" и "Ресурс", с 1991 года занимается организация "Совинформспутник". Чтобы предоставить снимки иностранному заказчику, "Совинформспутнику" требуется каждый раз получить разрешение Министерства иностранных дел. Разрешающая способность нашего товара такая же, как у американцев, - 1 метр. Во многих случаях такой четкости не требуется, иногда обходятся разрешением даже в 30 метров.
Дистанционное зондирование Земли - сложная высокотехнологичная задача, которая требует высокого математического искусства при дешифровке изображений, при составлении уникальных программных продуктов. Область применения космических снимков широка - картография, исследование природных ресурсов, мониторинг земель, наблюдение за пожарами, строительные работы, в последнее время - кадастр землепользования. Пространственные изображения находят применение при моделировании диспетчерских пунктов аэропортов. Однако распространять снимки внутри страны, несмотря на большой спрос, наше законодательство препятствует - это практически невозможно. И это обстоятельство тормозит развитие дистанционного зондирования в России. Затормозило, похоже, до точки замерзания.
Трудно поверить, но у России нет на орбите не только ни одного работающего гражданского, но даже военного спутника слежения за земной поверхностью. Сегодня мы богаты только своими архивами.
Что в будущем? Планов у нас, как всегда, громадье. Но год от года и Росавиакосмос, и Министерство обороны отодвигают выведение на орбиту спутников слежения за земной поверхностью. Срок запуска аппарата "Ресурс ДК-1" отложен до 2003 года. Не исключено, что на аппарате "Метеор" в ноябре 2001 года будет выведена на орбиту фотокамера, но ее разрешающая способность всего лишь 30 метров. Подобные - и лучше - аппараты находятся в космическом арсенале Европейского космического агентства, Франции, Индии. Надеяться на коммерческие успехи наших снимков тяжело. А внутренний рынок для наших космических аппаратов нами же закрыт.
В США дистанционное зондирование - одно из самых удачных порождений конверсии. Через 2 года планируется отпустить на коммерческий рынок изображения с четкостью в 30-50 сантиметров. И тогда Америка станет полным, исключительным монополистом в этой области. А многократно отложенный запуск новых российских аппаратов поправить уже ничего не сможет. 

ПИРОГ СО СВЕТОМ//PCMagazin/RE, 9,2001
Недавнее представление американской компанией Constellation 3D (C3D) принципиально новой технологии хранения информации наделало много шума в компьютерном мире. Как известно, фирма намерена во втором квартале 2002 года выпустить накопитель, работающий с так называемыми FMD-дисками
(Fluorescent Multilayer Disc - флуоресцентный многослойный диск). Следуя одному из известных приемов профессиональных изобретателей (попытаться поменять причину со следствием), разработчики из C3D решили больше не мучиться с обработкой света лазера, отраженного от информационного слоя диска, а заставить его самостоятельно излучать этот свет.
Выход был найден - использовать материал, способный приобретать флуоресцентные свойства под воздействием все того же лазера. В результате. активизированные лазером микроскопические "питы" информационных слоев диска (инженеры C3D говорят о возможности создания дисков со 100 флуоресцирующими слоями)начинают при их сканировании излучать свет в красном диапазоне спектра, смещенном относительно спектра лазера. Это смещение пропорционально толщине проходимых слоев, что позволяет дифференцировать полученную информацию от каждого слоя. Другая особенность - свет не когерентен, а это упрощает процедуру его фильтрации от поляризованного света лазера, отражающегося от информационных слоев диска при их сканировании.
В опубликованных спецификациях говорится, что каждый слой FMD-диска будет иметь емкость 4,7 Гбайта (как в DVD), число слоев первых промышленных образцов составит от 12 до 30, а общая емкость - от 20 до 140 Гбайт. Поскольку работа с такими колоссальными информационными объемами потребует огромных скоростей доступа к данным и их передачи (разработчики из C3D намерены за счет использования синего лазера поднять емкость дисков выше терабайта), было заявлено о возможности параллельного чтения данных со слоев диска. Это теоретически поднимает скорость передачи до 1 Гбит/с (современные приводы DVD обеспечивают скорость до 44 Мбит/с). Привлекательна новая технология еще тем, что ее создатели обещают полную совместимость дисководов со стандартами CD. Доводы приводятся вполне реалистичные: при работе с FMD-дисками будут использоваться те же самые алгоритмы, потребуется лишь определенная доработка систем цифровой обработки поступающих сигналов.
Остается надеяться, что фирма, заблаговременно объявившая компьютерному миру о своем намерении перевернуть его, выполнит свое обещание. В начале этого года она заключила соглашение с известным производителем оптических дисководов компанией Plasmon, которая должна провести апробацию технологического процесса изготовления FMD-дисков на своем опытном заводе в Кембридже (Великобритания). Приятно отметить, что разработка флуоресцентного метода хранения данных проходит при активном участии воспитанных на российской земле специалистов - главным техническим директором C3D является выпускник МГУ Владимир Шварц, а главным химиком компании - бывший профессор химического факультета МГУ Марк Альперович.

Редакция

 
на первую страницу

выход  

в начало