10, 2002 (продолжение)





Творческий союз "Фотоискусство"
Российский союз научной и прикладной фотографии
Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000

Фотопанорама-2001 / Фотопанорама-2002
Главный редактор: Александр Евтеев
Компьютерная верстка и дизайн: Александр Евтеев
Составители номера: кхн О.В.Пясецкая, кхн И.А.Малахова, ктн А.В.Старичков

 ТРАДИЦИОННАЯ И ЦИФРОВАЯ  ФОТОГРАФИЯ 

ТЕХНОЛОГИИ

ЧТО МЫ РАЗРЕШИМ ПРИНТЕРУ, И ЧТО ОН НАМ ВЫДАСТ//К. Прохоцкий, Publish.ru, 13.10.2002
Выбрать правильные параметры для подготовки цифрового изображения к печати на струйном принтере не так просто, как это может показаться.
Цветной струйный принтер с печатью фотографического качества прочно занял свою экологическую нишу на рабочем столе фотолюбителя, рядом с компьютером. Отсканированные или снятые цифровыми фотоаппаратами изображения необходимо иногда распечатать. Параметров, которые необходимо учесть при подготовке файла к печати, довольно много. Не все они однозначно описываются числовыми значениями. Изменяя контраст/цветовой баланс, можно добиваться различного восприятия одного и того же кадра. Формализовать получение необходимого эффекта практически невозможно. Главное тут — знание, опыт и художественный вкус.
На этапе освоения фотопечати с помощью принтера и компьютера такие творческие вопросы, как правило, не возникают. Возникают те, что попроще. Например, такой: “А с каким разрешением надо готовить файл для моего струйника?”. На разных компьютерных выставках его задавали чаще всего. Можно ответить коротко и ясно — 300 dpi. Однако в новой нестандартной ситуации информации для принятия правильного решения может не хватить. Так что попробуем разобраться в этом вопросе более основательно.
Несколько слов по поводу линиатуры. Печать на струйных принтерах в режиме максимального качества осуществляется с использованием метода частотно-модулированного или, иначе, стохастического растрирования. То есть на отпечатке нет регулярной растровой структуры. Следовательно, понятие линиатура (частота растра) теряет смысл при описании переноса файла на бумагу, и оперировать надо непосредственно разрешением файла.
Разрешение печати, линиатура, чернила
Максимальное физическое разрешение печати на современных цветных струйных принтерах достигает величины 2400x1200 точек на дюйм (пример — Canon S800Photo). Когда мы говорим про физическое разрешение печати принтера, речь идет не о полутоновых точках, а о точках, созданных капельками краски, которые принтер “выплевывает” на бумагу. Цвет этих точек определяется цветом чернил, образующих капли. Таких цветов всего четыре — голубой, пурпурный, желтый и черный (последний, в общем, не цвет, а ахроматический тон). Разрешение файла тоже описывается числом точек на дюйм, но точки эти, в случае полноцветного изображения, уже полутоновые, то есть несущие всю информацию о цвете. Задача печати состоит в том, чтобы передать точками фиксированного цвета все многообразие цветов исходного изображения.
Чтобы наглядно представить, как это происходит, обычно рисуют матрицу размером 16x16 ячеек (16x16=256 градаций по каждому цвету). Если все ячейки у матрицы пустые, то это соответствует нулевой плотности тона. В каждую ячейку попала капля краски — получили максимальную плотность. Промежуточные полутона определяются количеством занятых ячеек матрицы. Фактически, такая матрица является эквивалентом полутоновой точки файла, так как ее ячейки можно заполнять каплями разных цветов. Способ заполнения определяется алгоритмом растрирования драйвера принтера. Раз принтер может уложить 1200 точек на дюйм, то матриц (полутоновых точек) он уложит 1200:16=75. То есть, в первом приближении, разрешение файла, отправляемого на печать, должно быть равным 75 dpi.
Многим такие рассуждения покажутся слишком упрощенными, и правильно. Действительно, мы не учли очень много факторов. Во-первых, растрирование-то стохастическое, и регулярной структуры нет. Разрешение файла должно учитывать не просто арифметическое количество матриц 16x16 на дюйм, а их суперпозицию, то есть влияние друг на друга. Матрица при стохастическом растрировании не имеет четких границ и размеров.
Во-вторых, в современных принтерах с возможностью фотопечати, как правило, используются дополнительные бледные чернила голубого и пурпурного цвета. У того же Canon S800Photo, бледные чернила на 75% светлее обычных. Это сделано для уменьшения заметности точечной структуры на более светлых местах отпечатка, к тому же класть эти светлые чернила можно в четыре раза чаще, чем обычные при той же плотности тона. Однако, это лишь два цвета из четырех, и, фактически, отсюда следует, что при равной плотности, но при разном цвете частота расположения точек будет меняться.
В-третьих, размер точки печати варьируется в зависимости от плотности тона на отпечатке. При печати больших темных областей размер точки увеличивается. На темной области крупная точка все равно незаметна, а скорость печати возрастает. На разрешение печати размер точки тоже влияет. Но что же, оно разное в темных и светлых местах изображения?
В-четвертых, неизвестен алгоритм растрирования в драйвере конкретного принтера. На сколько полутонов фактически делится каждый цвет, с какого общего уровня плотности изображения и в каком количестве начинает прибавляться черная краска, как распределяются точки, где порог изменения их размера. При этом разрешение по одной оси в два раза больше, чем по другой.
Определить и учесть все эти факторы просто невозможно. Как минимум, разрешение в 75 dpi надо увеличить в два раза, а может и в три. Попробуем определить пределы разрешения файла при печати на принтере.
Сверху и снизу
Критерием нижней границы разрешения файла следует принять тот предел, когда на отпечатке исчезает пикселизация исходного изображения. Речь идет именно о пикселах исходного файла, а не о точках на бумаге. Соответственно, этот параметр зависит от расстояния просмотра изображения, и лежит в пределах 150–200 dpi. Чем меньше изображение и ближе расстояние просмотра, тем больше должно быть разрешение. Это относится к нижнему пределу необходимого разрешения.
Верхний предел разрешения определим для файла, содержащего только черные и белые пиксели. Если отправить на печать не цветное полутоновое, а черно-белое изображение, то принтер может поставить в соответствие каждому черному пикселю каплю черной краски. То есть, он может распечатать черно-белое изображение с разрешением 1200 dpi. Это и будет верхним пределом разрешения файла для печати на принтере.
Итак, цветное полутоновое разрешение — 150–200 dpi, черно-белое — 1200 dpi. Надо представлять (в воображении) любое изображение, которое вы собираетесь напечатать, в виде двух слоев: одного цветного полутонового, а второго — черно-белого. Если мелкие темные детали отсутствуют вовсе, то при печати такого файла достаточно разрешения в 200 dpi. Если мелких деталей много, и они действительно мелкие, то подготовка файла на высоком разрешении улучшит их проработку. Причем, чем выше разрешение, тем лучше будет проработка мелких деталей. Ограничение по разрешению — 1200 dpi.
Если при полиграфической печати с использованием регулярного растра разрешение файла превышает линиатуру печати более чем в два раза, то дальнейшее улучшение качества не наблюдается. В отличие от этого при стохастическом растрировании, чем выше разрешение исходного файла, тем выше качество получаемого отпечатка, но только там, где мы можем это заметить. Передача плавных полутонов при печати с разрешением 200 dpi и 1200 dpi будет одинакова. Передача мелких деталей на 1200 dpi будет явно лучше.
Что делать?
Какие практические выводы следуют из всего вышесказанного? Первое и самое главное: не надо задавать определенное значение разрешения файла перед отправкой его на печать. В большинстве случаев достаточно, если оно будет лежать в диапазоне от 300 до 400 dpi (картинки, записанные на CD-ROM, идущий в комплекте с принтерами Epson, сделаны на 360 dpi). Обычно сканируют изображение с пленки с максимальным оптическим разрешением сканера, а потом, перед печатью, просто задают нужные размеры, без изменения количества пикселей в изображении.
Если кадр размером 24 на 36 мм отсканировать на 2700 dpi, то при печати на формат 10x15 см его разрешение будет около 650 dpi, а при печати полного листа А4 — чуть больше, чем 300 dpi. Обычные фотографии сканировать с разрешением более, чем 600 dpi не имеет смысла. Если разрешение исходного файла меньше, чем 150–200 dpi на размер печати, то лучше сделать интерполяцию до 200–300 dpi. Деталей не прибавится, но возможной пикселизации избежим.
Сделай сам
Нижнюю границу разрешения файла, отправляемого на печать, очень легко определить самостоятельно. Надо взять какой-нибудь хорошо подготовленный файл, можно без мелких деталей, но желательно с резкими контурами. Его разрешение должно быть 300–350 dpi. Не изменяя размеров, меняйте разрешение файла в сторону уменьшения через равный интервал, и сразу, не сохраняя, отправляйте на печать. Как только контуры станут зубчатыми — все, предел достигнут.
При современных ценах на память и жесткие диски, сканирование на максимальное (в разумных пределах) разрешение себя оправдывает: один раз и на все возможные варианты печати. Если же объем получаемого файла критичен, то анализ изображения поможет определить его оптимальный размер. Изображение нерезкое, без мелких элементов — смело можете понижать разрешение. В общем, смотрите на картинку, а не на принтер.

РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

СОЮЗ NORITSU И EPSON ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СУХОЙ СИСТЕМЫ МИНИ-ЛАБОРАТОРИЙ // Информация РМА
Вслед за объявлением, сделанным в начале сентября, о том, что фирмы Noritsu Koki и Seiko Epson сформировали стратегический союз, фирма Noritsu America Corp., США, объявила о создании сухой, свободной от химикатов системы мини-лаборатории, Noritsu dDP-411 Digital Dry Printer. Печать основана на семицветной пигментной струйной технологии, использующей струйную технологию Epson PIEZO, объединенную с технологией обработки изображения Noritsu. Принтер, который занимает всего один квадратный метр площади пола, принимает все цифровые средства записи информации и может печатать примерно 400 отпечатков формата 3,5 х 5 дюймов в час, до максимального формата 12х18. Для большего числа вариантов выбора выхода можно подсоединить планшетный сканер и сканер для пленки. Также к принтеру может быть подсоединен отдельный или многократный потребительский терминал Noritsu CT-1 для прямого участия потребителя.
Принтеры Nortisu DDP-411 работают от обычного домашнего электротока, и не требуют никакой обработки химикалиями или обработки отработанных растворов. Следовательно, никаких трубопроводов не требуется. Принтер намечено выпустить на рынок весной 2003 г.

ENCAD ВЫПУСКАЕТ НОВУЮ БУМАГУ И ПЛЕНКИ ШИРОКОГО ФОРМАТА // Информация РМА
Фирма ENCAD Inc., полностью находящийся в собственности филиал Eastman Kodak Со, Rochester, N.Y., США, ввела второе поколение фотографических бумаг и пленок Kodak Premium, улучшая свойства своей линии широкоформатных струйных средств записи информации. Главная особенность этого нового и улучшенного портфеля – его исключительное универсальное струйное покрытие. Совместимое с широким диапазоном тепловых и пьезо чернил, недавно разработанное покрытие обеспечивает исключительное качество и однородность выпуска. Результатом является упрощенный выбор бумаги и минимальные потери независимо от типа используемого широкоформатного принтера. По словам фирмы, пользователи, использующие новые средства информации смогут немедленно увидеть главные улучшения в выполнения ламинирования, улучшенной плотности цвета и цветовом охвате при сохранении качества изображения и световой стабильности.
Новый портфель средств записи информации Kodak Premium совместим с принтерами ENCAD и конкурентоспособными термическими и пьезо принтерами с широким форматом. В новую серию Kodak Premium включена глянцевая фотобумага с тяжелым весом 270г; бумаги с весом 180г доступные глянцевые, атласные и матовые, а также пленка толщиной 7 мил для обратной подсветки и белая пленка толщиной 5 мил.

КОМПАНИЯ FUJI FILM УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО СИЛЬНАЯ ИЕНА СНИЖАЕТ ПРИБЫЛЬ
Корреспондент агентства Рейтер сообщил, что компания Fuji Photo Film Co. Ltd., , Токио, Япония, утверждает, что ее доход за первую половину года не достиг начальной оценки из-за усиления иены и падения цен на фотобумагу,.
Fuji, которая проводит половину своих продаж вне Япония, указала, что девятипроцентный рост иены по отношению к доллару между апрелем, и сентябрь поразил доходы и приведет к потерям, связанным с обменом иностранной валюты, на 10 млрд. иен (80 млн. долларов).
Компания держала валютный курс 130 иен за доллар в течение шестимесячного периода, но иена усилилась далеко за этот уровень.
Фирма Fuji ожидает чистую прибыль в 32.5 млрд. иен ($ 261 млн) за шесть месяцев, включая сентябрь, что на 19 процентов ниже начальных прогнозов для прибыли в 40 миллиарда иен.
Компания сказала, что она ожидало чистую прибыль группы за полный финансовый год, завершающийся в марте на сумму 75 млрд. иен по сравнению с начальным прогнозом в 88 миллиарда иен.
В сообщении подчеркнуто, что отрицательный прогноз перспективы Fuji находится в контрасте с таковым у компании Eastman Kodak , которая выдерживает свои прогнозы.

РАЗНОЕ

РАЗРАБОТЧИКИ ПРЕДСТАВЯТ ТЕХНОЛОГИЮ ФОТОРЕАЛИСТИЧНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТРЕХМЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ //CNews, 29.09.2002
В рамках московского Форума Intel для разработчиков (IDF), который состоится 2 октября в Москве, специалисты нижегородского Центра Intel по разработке программного обеспечения представят уникальную технологию Light Field Mapping (LFM), разработанную в сотрудничестве с исследовательской лабораторией Intel в Санта-Кларе (шт. Калифорния), а также сделают ряд заявлений о перспективах ее развития.
LFM - это основанный на обработке реальных изображений метод интерактивной фотореалистичной визуализации трехмерных объектов со сложными отражательными свойствами. Технология LFM применяется для моделирования освещения на поверхности объектов по изображениям, полученным в результате сканирования. Посредством LFM любые трехмерные объекты или сцены (как физические, так и виртуальные) могут быть представлены с помощью цифровых моделей и визуализированы под любым углом зрения с учетом точно воспроизведенного, абсолютно реалистичного освещения на поверхностях, что чрезвычайно актуально для детального воссоздания фотореалистичных картин в режиме реального времени (например, в кино или компьютерных играх).
Суть технологии LFM состоит в том, что поверхность моделируемого трехмерного объекта представляется состоящей из участков, каждому из которых соответствует определенное значение функции, характеризующей освещенность участка и его отражательные способности. Таким образом, LFM использует компактное представление функции освещенности (light fields) и осуществляет ее быстрое отображение с помощью современных графических карт. Созданные LFM-модели обладают возможностью пошагового улучшения качества визуализации, в силу чего пригодны для передачи по сети.

ДЕРЕВЯННАЯ РАМКА - ДЛЯ ЦИФРОВЫХ ФОТОГРАФИЙ // CNews, 01.10.2002
Для тех, кто твердо решил шагать в ногу с высокими технологиями, компания Pacific Digital предлагает весьма оригинальный подарок к Рождеству - рамку для фотографий MemoryFrame, в которую не нужно вставлять снимки.
Это объясняется весьма просто - на самом деле, рамка представляет собой небольшую жидкокристаллическую панель в деревянном обрамлении размером 13х18 см, способную показать любой снимок в цифровом виде, загруженный с персонального компьютера, камеры или карты флэш-памяти, подключаемым через USB-порт. Причем, вы можете любоваться как на одну картинку, так и на слайдшоу.
Как заявляют разработчики, новая фотографическая рамка работает практически со всеми существующими на сегодняшний день моделями цифровых камер, а также с картами памяти MemoryStick, CompactFlash и SmartMedia. В широкой продаже MemoryFrame появится уже в этом месяце, цена ее составит $299.


Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000
Фотопанорама-2001 / Фотопанорама-2002

Редакция

 

выход / в начало