№ 2, 2002 (продолжение)


 


Творческий союз "Фотоискусство"
Союз научной и прикладной фотографии
Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000

Фотопанорама-2001 / Фотопанорама-2002
Главный редактор: Александр Евтеев
Художник-дизайнер: Александр Евтеев
Составители номера: кхн О.В.Пясецкая, кхн И.А.Малахова, ктн А.В.Старичков

 

 ТРАДИЦИОННАЯ И ЦИФРОВАЯ  ФОТОГРАФИЯ

 

 

ТЕХНОЛОГИИ


САМЫЕ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СТРУЙНОЙ ПЕЧАТИ — В МАССЫ//А. Батырь, 
PC Magazine/RE №12/2001 

Осенью 2000 г. компания Hewlett-Packard применила в старшей модели своей новой серии струйных принтеров - deskjet 990c - технологию HPA (высокопроизводительная архитектура), довольно существенно изменившую парадигму струйной печати. Новая технология позволила не только автоматически определять тип носителя и подстраивать под него параметры печати (таблицы преобразования цветового пространства sRGB в CMYK, полутонирование, число проходов головки и др.), но и заметно уменьшить объем передаваемой из компьютера в принтер информации, упростить драйверы, повысить качество печати с устройств, имеющих ограниченные ресурсы (PDA, ручные ПК и т. п.). В новой архитектуре драйвер передает на принтер информацию о печатаемой странице в цветовом стандарте sRGB, а задача преобразования его в CMYK с учетом данных о типе носителя, введенных вручную или полученных от специального фотодатчика, возлагается на специализированный процессор принтера, оснащенный оперативной памятью объемом 8 Мбайт.
Как уже упоминалось, эта технология была применена только в старшей модели, предназначенной в основном для корпоративного рынка и стоившей более 350 долл. Теперь, с появлением принтера HP deskjet 960c, прелести архитектуры HPA смогут ощутить все, кто в состоянии заплатить за принтер 170 долл. Конечно, главная из них - это автоматическое определение типа носителя, освобождающее пользователя от необходимости разыскивать "свою" бумагу или пленку в длинном списке возможных носителей, предлагаемом драйвером. В процессе испытаний модели 960с в нашей лаборатории мы ни разу не столкнулись с ситуацией, когда бы система автоопределения сработала неправильно. Единственный ее недостаток - довольно длительное время срабатывания, около 10 с. Однако, если вы постоянно печатаете, скажем, на обычной бумаге, никто не мешает отключить систему (это делается путем выбора в списке драйвера вместо пункта "Автоматически" пункта "Обычная бумага"). Заметим, что определение типа производится только на первой странице каждого задания на печать, так что при печати многостраничных документов замедление будет не очень заметным.
Есть и другие преимущества, среди которых не последнее - существенное уменьшение объема данных, передаваемых принтеру компьютером (информация sRGB передается в сильно сжатом по сравнению с CMYK формате). Размеры файлов печати, полученных при работе с драйвером deskjet 960c, были меньше полученных с драйвером deskjet 970c в 1,6-2,7 раза, в зависимости от типа печатаемого документа. Не лишним будет упомянуть, что в 960с имеется появившаяся впервые в модели 970c и с тех пор отлично себя зарекомендовавшая система автоматической юстировки картриджей по горизонтали и вертикали.
Принтер, выполненный в современном "аэродинамичном" стиле, выглядит очень элегантным и компактным (габариты 440 x 375196 мм, масса 6 кг). На передней панели кроме обычных для струйных принтеров кнопок включения и прогона бумаги и лампочки включения/поступления данных находятся также кнопка отмены задания на печать и лампочка, сигнализирующая о проблемах с картриджами. Если эта лампочка мигает, то при поднятии крышки блок головок с имеющейся на нем стрелкой выдвигается так, что против стрелки оказывается соответствующий значок на корпусе принтера: "проблема с цветным картриджем", "проблема с черным картриджем", "мало чернил в цветном картридже", "мало чернил в черном картридже", "все в порядке". Немаловажная деталь - отсутствие внешнего блока питания. Аппарат питается непосредственно от сети переменного тока напряжением от 100 до 240 В и частотой 50-60 Гц.
Благодаря новому механизму привода головок принтер работает заметно тише своих предшественников, что, несомненно, добавляет ему привлекательности как "домашней" модели. Подающий лоток рассчитан на 150 листов бумаги формата A4 весом 80 г/м2, в нем имеется специальная прорезь для ручной подачи конвертов, не вынимая бумаги из основного лотка. Присутствовавшие во всех более ранних моделях струйных принтеров HP опускающиеся полозья приемного лотка (его емкость - 50 листов) сократились благодаря оригинальному техническому решению до небольших "ушек", упрятанных внутрь принтера и тем не менее исправно выполняющих свою задачу - не допустить смазывания следующим листом не успевшей просохнуть краски на предыдущем. Специальный упор приемного лотка не дает "выстреливаемым" при печати в скоростном режиме листам вылетать из принтера. Предусмотрена возможность установки устройства автоматической двусторонней печати, которое приобретается отдельно.
Принтер оснащен двумя интерфейсами для подключения к ПК: "старым добрым" IEEE 1284 и "молодым" USB. Кроме IBM-совместимых компьютеров, он может подключаться к ПК Macintosh, имеющим USB-порт. Драйверы, не перегруженные деталями и достаточно удобные в работе, предусмотрены для всех вариантов Windows и Mac OS 8.5.1 и выше. Порадовало высокое качество перевода интерфейса драйверов на русский язык. Печатная документация состоит практически только из очень краткого справочного руководства, зато "Интерактивная справка", включенная в состав ПО "Помощник печати", чрезвычайно подробна и позволяет решить большинство проблем с принтером.
Текст печатался с традиционно высоким для принтеров HP качеством, в режиме максимального качества (600 точка/дюйм) можно было различить буквы вплоть до двухпунктового кегля. Качество печати фотографических изображений было очень неплохим даже на обычной бумаге, на специальной же фотобумаге (разрешение 2400 x 1200 точка/дюйм) - просто великолепным. Скорость печати в режиме нормального качества составила 3,8 стр./мин для черно-белого текстового документа, 1,4 стр./мин для цветного буклета с текстом и иллюстрациями (оба - документы MS Word) и 0,9 стр./мин для слайдов PowerPoint. В режиме черновой печати, дающем текст достаточно приемлемого качества, скорости для черно-белого и цветного документов были равны, соответственно 8,7 и 3,8 стр./мин. Время печати фотографии размером A4 в режиме максимального качества составило около 3,5 мин на обычной бумаге и около 5 мин на фотобумаге. Измерения скорости проводились при отключенном автоматическом определении типа носителя.
Не сомневаемся, что принтер HP deskjet 960c с рекомендуемой максимальной месячной нагрузкой 5 тыс. страниц не разочарует своего владельца ни дома, ни в небольшом офисе.
Ориентировочная розничная цена: 175 долл., черный картридж 25 долл., цветной - 30 долл. (на 15.11.01).

ФОТО И ПРИНТЕРЫ// К. Прохоцкий , “DIGITAL LIFE”, №3, 2001
Последние модели струйных принтеров, специально предназначенных для фотопечати, достигли качества, чрезвычайно близкого к традиционной фотографии*
Несколько лет назад в названии цветных струйных принтеров появилось слово “фото”. Отпечатки, сделанные на них, выглядели достаточно приятно, но сравнения с обычной фотографией не выдерживали. Технологии развиваются быстро...
Качество печати современных цветных струйных принтеров уже можно оценивать по общим критериям оценки изображений — без всяких поблажек. В большинстве случаев можно добиться отпечатка лучшего, чем фотография из минилаба, даже если та служила оригиналом. Photoshop творит чудеса. И, что немаловажно, результат вы получаете практически сразу.
Производителей фотопринтеров не много, но проблема выбора существует. Обзоры по принтерам, публикуемые в периодике и в Internet, зачастую сводятся к простой переработке техдокументации и замерам времени печати. Тестовая печать, если и производится, то с установками драйвера, принятыми по умолчанию. Интересно оценить возможности цветных струйных фотопринтеров по максимально качественной печати фотоизображений.
Как и любым другим устройством, принтером надо уметь пользоваться. Существуют определенные тонкости настройки драйверов и программ обработки изображений. Часто пользователю просто не хватает квалификации для настройки параметров печати и оценки получаемого изображения. Думаю, что технология печати на струйном принтере, используемая для тестирования, будет интересна и тем, кто уже приобрел принтер и хочет использовать его на все 100%.
Настройка системы
Стандартом в области обработки растровых изображений является программа Adobe Photoshop. Версия Photoshop 6.01 использовалась для печати фотографий на принтерах.
Помимо широких возможностей, выбор в пользу Photoshop определяется и тем, что вместе с основной программой на ваш компьютер устанавливается простая, но достаточно эффективная утилита калибровки монитора Adobe Gamma Loader.
Единственным дополнительным “устройством”, которое целесообразно приобрести или взять на время настройки, является кодаковская серая карта. Абсолютное цветовое зрение развивается не сразу, так что карта очень поможет на первых порах. Набор из большой и малой карт Kodak Gray Cards продается в магазинах, торгующих профессиональной фототехникой (не путать с цветными и серыми шкалами, применяемыми при репродуцировании).
Первым делом следует настроить монитор. Если в его настройках нет опции установки цветовой температуры, то ее придется задать программно с помощью Adobe Gamma Loader. Большинство современных мониторов позволяет аппаратно выставить цветовую температуру в 5000 К. Для работ, связанных с печатью изображений на бумаге, — это стандарт. После установки Photoshop программа Adobe Garni 11.1 Loader прописывается в StartUp и запускается и момент загрузки Windows. Все нижеописанное относится к Windows 98SE. Для других версий, в принципе, все должно происходить так же, но тонкости, в зависимости от работы с профилями, могут быть.
Вернемся к Adobe Gamma Loader. Настройка программы запускается из Control Panel. Необходимо, вслед за Мастером, выполнить все процедуры или задать их сразу, если открыть программу в виде окна с настройками. Для своего монитора Samsung с трубкой Hitachi был задан фосфор EBU/ITU. Контраст монитора надо аппаратно задать максимальным, а яркость подобрать так, чтобы более светлые квадратики были едва отличимы от более темных. Ползунки под цветными прямоугольниками надо поставить в такое положение, чтобы середина и края не различались по тону. Все остальные параметры — как на скриншоте. Удобно настройку цвета ползунками делать на фоне серого поля в Photoshop, одновременно контролируя нейтральность серого по серой карте. Разумеется, серую карту надо рассматривать при дневном освещении. При нажатии на кнопку ОК программа попросит сохранить вашу настройку в файл. Дайте ему какое-нибудь уникальное имя. Эта настройка не является окончательной, а служит отправной точкой при подстройке по отпечатку, полученному на принтере.
Первый шаг сделан, переходим ко второму — настройке цвета в Photoshop 6.01. От версии к версии способ установки цвета в программе менялся довольно существенно. В версии 6.01 все цветовые настройки осуществляются в окне Color Setting, которое вызывается через меню Edit. Очень рекомендую задать в вашем Photoshop все точно так же, как на скриншоте, и не забыть сохранить эти настройки под уникальным именем. Нет необходимости подробно описывать, почему тот или иной параметр определен именно так, но в одном случае комментарий необходим.
Цветовое пространство sRGB решительно не подходит для работы с изображениями, предназначенными для вывода на печать! В описании, приведенном фирмой Adobe во всплывающей подсказке, говорится, что sRGB отражает характеристики среднего (читай — плохого) монитора, является идеальным для web-публикаций, но не рекомендуется для пресс-работ из-за ограниченного цветового охвата. Исходя из практики, было определено, что отпечаток воспроизводится на экране наиболее адекватно в пространстве ColorMatch RGB. Эффект воздействия различных цветовых пространств можно увидеть сразу — достаточно открыть какой-нибудь тестовый файл, а потом, зайдя в настройки цвета, выбирать различные цветовые пространства. Изменения в отображении файла на экране происходят моментально.

Принципы предсказуемой печати
Работа с принтером осуществляется через драйвер. Упрощая, можно сказать, что каждый драйвер содержит три функциональные части: оптимизатор изображения, растеризатор (представляет изображение капельками краски) и программу контроля и обслуживания устройства. Без двух последних не обойтись, а первую (как правило, включенную по умолчанию) можно и нужно отключить. Почему? А потому, что использование ее обходится слишком дорого — в прямом смысле. Результат-то мы видим только на бумаге, а примерная себестоимость отпечатка формата А4 на специальной фотобумаге в зависимости от модели принтера и расхода краски составляет от 0,8 до 1,5 долл.
Вы можете спросить: как же так, ведь оптимизатор рассчитан на работу с конкретным принтером и должен обеспечивать наилучший результат? Он его и обеспечивает, но только с точки зрения того человека, который разрабатывал программу. Практически любая достаточно развитая программа обработки изображений, не говоря уж о Photoshop, позволяет подготовить изображение гораздо лучше, чем штатные средства драйвера. Если это верно (а так оно и есть), то главной задачей драйвера надо считать передачу изображения на бумагу без изменений относительно картинки на мониторе.
При таком подходе необходимость в пробных отпечатках сильно уменьшается, если не исчезает. Конечно, остаются тонкости воспроизведения некоторых цветов и самых темных или самых светлых тонов (изображение на мониторе и на бумаге формируется принципиально по-разному), но, тем не менее, я уже несколько лет печатаю на принтере практически без проб. Разумеется, оборотная сторона медали тоже существует. Грамотно подготовить файл надо уметь. Литература на эту тему вполне доступна. Придется немножко поучиться, но результат в случае ручной работы будет явно лучше, чем при автоматической оптимизации.
По поводу подготовки файла к печати. Разрешение файла, предназначенного для печати на современных фотопринтерах, должно лежать в диапазоне от 200 до 400 dpi. Если нет мелких деталей, то допустимо разрешение 200 dpi. При большом числе мелких деталей увеличение разрешения улучшит их проработку, не влияя на передачу полутонов. Обычно файлы готовятся на 300-350 dpi. В общем случае тональный диапазон должен быть полным, контраст по всему кадру и в сюжетно важных местах необходимым, цветовых искажений во всех областях тонового диапазона быть не должно.
Но вернемся к принтерам. Вершины технологической мысли в области создания цветных струйных принтеров, способных качественно печатать фотографии, представлены моделями фирм Hewlett-Packard, Epson и Canon. Картриджи, естественно, оригинальные для каждого принтера. Бумага тоже фирменная, предназначенная для фотопечати. Полную техническую документацию можно прочесть на сайтах производителей и в многочисленных обзорах, мы же будем рассматривать преимущественно то, что важно с точки зрения печати фотографий.
Думаю, что пользователя, покупающего принтер с обозначением “фото”, в первую очередь интересует, насколько качественно принтер печатает фотографии и как этого добиться, ему необходимо определить область применения конкретного аппарата (при печати фотографий) и понять его особенности.
Все три принтера подключаются к компьютеру как через параллельный порт, так и по USB. Рекомендую последний вариант. Печать идет непрерывно — без остановок. Принтеры можно включать-выключать и отсоединять-присоединять к компьютеру в любой момент. Инструкции по установке драйверов под USB надо выполнять аккуратно, и проблем при установке не будет.
Стандартными действиями после установки драйвера, подключения принтера к компьютеру и установки картриджей являются проверка состояния дюз, прочистка их при необходимости и калибровка головок. Проверку дюз рекомендуется выполнять при каждом включении принтера и, периодически, во время работы. Необходимость в калибровке у разных принтеров возникает в разных случаях. Об этом — дальше.

Hewlett-Packard PhotoSmart 1218
Основная особенность этого аппарата — возможность печати фотографий напрямую с карт SmartMedia и CompactFlash, а также с IBM Microdrive. Два встроенных устройства чтения карт памяти, ЖК-дисплей и автоматическое определение типа бумаги сильно упрощают процедуру печати, позволяя обойтись без компьютера при печати файлов с цифровых фотоаппаратов. Есть инфракрасный порт — печатать можно практически с любого устройства, также имеющего ИК-порт, даже с сотового телефона. В стандартную поставку входит устройство печати на обеих сторонах листа. Картриджи совмещены с печатающими головками. В цветном картридже содержатся чернила трех цветов.
К сожалению, нигде не указан размер запечатываемой области или величина полей, что является необходимой информацией для правильного задания размера печатаемого изображения. Минимальный объем капли красителя тоже неизвестен.
Во время установки драйвера цветовой профиль принтера помещается в директорию WINDOWS/SYSTEM/COLOR и автоматически ассоциируется с принтером. Под 98-ми так происходит с любым принтером. Если с принтером инсталлируется несколько профилей, то автоматически ассоциируется первый попавшийся. Приходится вручную ставить необходимый. Рекомендуется вручную ассоциировать с принтером профиль ColorMatch RGB. Это больше относится к печати из других программ, а не из Photoshop. В нем, чтобы не допустить двойного преобразования через профиль, учитывается только то пространство печати, которое задается в Print Options. Соответственно здесь тоже надо задать ColorMatch RGB.
Проверка дюз, прочистка, калибровка головок, проверка уровня чернил производятся в отдельной программе HP PhotoSmart Toolbox, а не из драйвера. Калибровка принтера необходима каждый раз при смене картриджа. Выполняется она автоматически. Закладываете в принтер чистый лист, нажимаете кнопку Calibrate the Printer и ждете, пока лист не выползет. Все — калибровка произведена.
Чтобы проверить дюзы, надо нажать кнопку Print a Diagnostic Page. Если на цветных и черных решетках будут пропуски - придется производить чистку. После чистки почему-то печатаются не решетки, на которых легко видеть неработающие дюзы, а тестовая страница. Понять по ней, есть ли засоренные дюзы и сколько их, просто невозможно, поэтому опять печатаем страницу диагностики.
После того как в Photoshop вы открыли файл, который хотите распечатать, выбирайте в меню File опцию Print Options. Нижняя половина окна должна выглядеть точно как на скриншоте. Нажимайте Print Setup, затем, в открывшемся окне, кнопку Properties. Здесь задаются параметры печати. Print Quality — естественно Best. Система автоматического определения типа бумаги работает хорошо, но как она ее определяет — непонятно. Поэтому, печатая на одном листе много раз небольшие тестовые картинки, я ее отключал и вручную задавал тип бумаги. Обратите внимание, при переключении типа бумаги может “слететь” Print Quality.
Выбор между PhotoRet и “честным” разрешением 2400 на 1200 решается однозначно в пользу последнего. Система улучшения распечатки фотографий PhotoRet III дает заметно худшее качество, чем просто печать на максимальном разрешении. При увеличении разница очевидна. Вследствие этого и скоростные показатели корректируются. Лист А4 с максимальным качеством печатается 10-11 минут.
Переходим на закладку Advanced и снимаем галочку с Automatic Image Enhancement. Автоматические улучшатели нам не нужны, но, повторюсь, это справедливо только для правильно подготовленных файлов фотографий. Печать из другой программы, да еще и смешанной растрово-векторной графики с текстом, вполне вероятно, потребует возвращения галочки на место. Это верно для всех описываемых в статье принтеров. Прочие параметры можно оставить принятыми по умолчанию.
Нажимаем два раза ОК, возвращаемся в Print Options, нажимаем кнопку Print и снова ОК. Лист специальной бумаги HP Premium Plus Photo Paper Matte заполз в принтер и вылез уже с adob'oвcкoй дамой с фруктами. Сразу отметил на отпечатке существенный сдвиг в область сине-голубых цветов: общий тон холодный, цвет лица неприятно-мертвенный. Сравнение с кодаковской серой картой подтвердило первое впечатление. Целый день не мог понять, в чем дело, но вечером все встало на свои места. Посмотрев на отпечаток при свете ламп накаливания, увидел вполне пристойную картинку. Ларчик открывался просто: PhotoSmart 1218 (и, возможно, остальные принтеры Hewlett-Packard, использующие аналогичный цветной картридж) сбалансирован для печати фотографий, которые будут рассматриваться при искусственном освещении.
Исправить этот эффект для фотографий, которые вы планируете рассматривать при дневном свете, легко. Для правильно подготовленного файла в диалоге Curves (Кривые) в канале Red надо поднять кривую за серединку примерно на 10-15 единиц, а в канале Blue опустить на ту же величину. После этого можно печатать, но сохранять файл в таком виде не надо — цвета искажены. Жаль, правда, что у чернил, которые использует HP PhotoSmart 1218, сильно выражен метамеризм, т. е. изменение воспринимаемого цвета в зависимости от цветовой температуры источника освещения. Поэтому отпечатки либо днем смотрятся нормально, а при искусственном свете кажутся красными, либо днем - синие, а вечером - нормальные.
Черно-белые фотографии выглядят немного холодно при дневном свете, но цветового окрашивания на разных плотностях не наблюдается. Возможности печати одним черным картриджем я не обнаружил. Опция Print in Grayscale на закладке Advanced вместо I ожидаемой печати только черной краской просто переводит цветное изображение в черно-белое полутоновое и печатает его цветными чернилами.
Epson Stylus Photo 890
Модель Epson Stylus Photo 890 воплощает последние достижения разработчиков фирмы по 1 обеспечению максимального качества и удобства печати фотографий. Принтер может запечатать лист формата А4 (как и любой меньший) без полей. Возможна печать на рулонной бумаге шириной от 10 до 21 см (также без полей). Причем объем капель варьируется. Светлые области печатаются мелкими точками, средние - средними, темные области - большими. Размер капли подбирается автоматически, минимальный объем - 4 пикалитра. Максимальное разрешение печати составляет 2880 на 720 dpi. У принтера Epson Stylus Photo 890 две печатающие головки: черная - под черный картридж и цветная — под пятицветный. Число дюз - 48 на один цвет.
Проверка дюз выполняется из драйвера с помощью кнопки Nozzle Check на закладке Utility. За несколько дней работы с принтером прочищать дюзы мне не пришлось ни разу, но калибровку головок сделать надо обязательно. Лучше — на специальной бумаге для струйной печати, а не на обычной офисной
При нажатии на кнопку Print Head -Alignment принтер распечатает два столбика, состоящие из квадратиков. В соответствующих окошках задаем номера квадратиков, муар на которых наименее заметен. Для правильной оценки муара может потребоваться лупа. Повторная калибровка желательна после перевозок принтера или через какое-то время, зависящее от интенсивности работы.
При печати из Photoshop профилем пространства печати в Print Options надо выбрать Epson Stylus Photo 890. Через Page Setup и Properties попадаем в настройки параметров печати. На закладке Main отмечаем опцию Custom и нажимаем Advanced. В открывшемся окне можно задать тип бумаги, разрешение печати и некоторые другие параметры. Самое главное - отметить опцию ICM, чтобы избежать обработки отражения в драйвере. Установленные параметры печати сохраняются под каким-нибудь названием. Тип бумаги (листы или рулон) и наличие или отсутствие полей задаются на закладке Paper. Печать без полей на отдельных листах может приводить к тому, что в верхней части листа на обратной стороне появляются затеки краски.
Тестовый файл на бумаге Epson Premium Glossy Photo Paper напечатался отлично: ярко, сочно, с правильным цветовым балансом. Однако распечатки формата А4 (с полями; при режиме печати без полей разрешение 2880 недоступно) с разрешением 2880 точек (в этом режиме двунаправленная печать невозможна) пришлось ждать 25 мин. В общем, реальным рабочим разрешением, как и у предыдущих моделей принтеров, остается 1440 на 720. С включенной опцией High Speed, обеспечивающей печать в два направления, лист А4 на 1440 точек печатается около 10 мин. Разница в качестве печати между режимами 1440 High Speed и 2880 невооруженным глазом почти незаметна.
Черно-белые фотографии, напечатанные цветными чернилами, выглядят нейтрально и хорошо передают полутона серого. Отпечаток, выполненный только черной краской, имеет легкий зеленоватый оттенок и смотрится несколько грубее.
Сильная сторона 890-го - широкий цветовой охват. Особенно это ощутимо при воспроизведении голубых, голубовато-зеленых, ультрамариновых цветов. Они получаются яркими, насыщенными. Если вы любите снимать пейзажи, море, небо, то лучшего принтера, чем Epson Stylus Photo 890, вам не найти. Полутона телесных цветов принтер передает резковато.
Canon S800 Photo
Это старшая модель линейки новых принтеров серии “S”. Очень удобно у фирмы Canon реализована система картридж-чернильницы. Печатающий картридж один, и он имеет 1536 дюз (256 на цвет). Картридж - сменный, в него заряжаются раздельные чернильницы 6-ти цветов, заменяемые независимо. Они прозрачны, их в любой момент можно вытащить, проверить уровень чернил и вставить обратно. На засоренность дюз это не влияет. Датчики на уровень чернил стоят оптические. Они показывают, что чернила заканчиваются, тогда, когда они фактически кончаются. Экономичность для пользователей такого решения очевидна. Более того, драйвер анализирует документ перед печатью, и, если выяснится, что каких-либо чернил не хватит для печати, она не начнется.
Бумага в принтер может заряжаться как сверху, так и сзади. При загрузке сзади лист проходит через принтер без изгиба, что позволяет печатать на картоне плотностью до 500 г/м2 и толщиной до 0,6 мм. Поля с трех сторон листа А4 составляют 3 мм, а с четвертой 5 мм. Размер капель — переменный, минимальный объем составляет 4 пикалитра. Максимальное разрешение принтера — 2400 на 1200 dpi.
Проверка состояния дюз, чистка и калибровка выполняются из драйвера на закладке Maintenance. Несмотря на большое число дюз, прочищать их мне не пришлось ни разу. Калибровку надо выполнять на специальной бумаге. Печать у принтера только двунаправленная, поэтому калибровать надо тщательно, после каждой смены картриджа (не чернильниц) и в случае появления вертикальных полос. Очень понравилось, что принтер после включения практически сразу готов к работе. Период подготовки занимает меньше 5 секунд.
Профилем пространства печати в Photoshop должен быть BJ Color Printer Profile 1999. В настройках параметров печати на закладке Main надо выбрать режим SuperPhoto и нажать кнопку Advanced. В открывшемся окне передвигаем ползунок качества печати в крайнееправое положение и, нажав на закладку Colors, ставим галочку напротив опции ICM. Желательно сохранить настройки под новым именем.
А теперь самое интересное. Лист А4 с разрешением 2400 на 1200 печатается 5 минут! Вот что значит двунаправленная печать на максимальном разрешении и 256 дюз на каждый цвет. При такой скорости необходимость в печати на пониженном разрешении не возникает. Цветовой баланс отпечатка — идеальный. В целом впечатление — отличное. На отпечатке цвета передаются насыщенно и верно. Canon очень хорошо передает желто-красные и телесные цвета. Кожа людей и по цвету, и по полутонам, и по фактуре на принтере Canon S800 Photo воспроизводится естественно. Черно-белое фото печатается по тону практически одинаково как с использованием цветных чернил, так и одними черными. Естественно, при печати только черными чернилами полутона передаются менее плавно.
Немного о бумаге
Все производители для печати на своих принтерах рекомендуют использовать оригинальные расходные материалы: бумагу и картриджи. Этого правила мы и придерживались.
Бумага HP Premium Plus Photo Paper Matte очень чувствительна к влаге. Если коснуться даже сухими пальцами области изображения, на которую нанесено много краски, то на ней сразу остаются отпечатки. Связано это со свойствами самой бумаги, представляющей собой основу, на которую нанесено эмульсионное покрытие. Оно хорошо впитывает краску, но также хорошо впитывает и влагу. Несколько случайных брызг могут совершенно испортить вашу работу.
Специальные фотобумаги производства Epson и Canon покрыты пористой полимерной пленкой, надежно защищающей изображение от влаги. Наверное, вследствие этого принтеры Canon и Epson совместимы по бумаге. Специальную фотобумагу Canon трудно найти в продаже, но с тем же успехом применимы специальные фотобумаги Epson или бумага других фирм. Из продукции сторонних производителей наиболее подходящей мне показалась глянцевая бумага фирмы Lomond.
Принтер Hewlett-Packard предпочитает свою специальную бумагу. Отпечаток, выполненный с помощью HP PhotoSmart 1218 на бумаге Photo Paper фирмы Epson, выглядит блекло. Самые черные тона получаются светлыми и имеют синий оттенок.
При определенных условиях хранения фирма Epson гарантирует светостойкость отпечатков на бумаге Premium Glossy Photo Paper до 10 лет, а на бумаге Matte Paper-Heavyweight до 20 лет. Независимый исследовательский центр Wilhelm Imaging Research (http://www.wil-helm-research.com) дает немного другую раскладку: Premium Glossy Paper — 9-10 лет, Photo Paper — 6-7 лет и Matte Paper-Heavyweight — 24-26 лет без выцветания. Только смотрите, чтобы рядом не было источника озона — ксерокса, например. Под воздействием озона голубой краситель Epson может выцветать.
По оценке того же исследовательского центра, новая бумага Hewlett-Packard Colorfast Photo Paper, отпечатанная на принтерах PhotoSmart и 900-й серии, не выцветает в течение 15-17 лет, а кэноновские чернила BCI-6 на бумаге Сапог-Photo Paper Pro PR-101 “держатся” 26-28 лет.
Вместо заключения
После получения отпечатка с тестового файла надо окончательно откалибровать изображение на мониторе с помощью Adobe Gamma Loader. Ползунками в окне настройки необходимо добиться максимального соответствия одного другому. Рассматривать отпечаток нужно при дневном свете. Идеальное совпадение вы вряд ли получите. Ничего страшного. Главное, чтобы у вас получался предсказуемый результат.
Именно этим, на мой взгляд, отличается профессионал от любителя — стопроцентным попаданием в десятку. В этом смысле драйвера принтеров с установками по умолчанию подобны любителям: то здорово получится, а то непонятно что — хотелось совсем другого. Чтобы получать профессиональный, то есть предсказуемый, результат, необходимо отобрать часть работы у драйвера и проделать ее самому.
Современные фотопринтеры уже позволяют получать удовольствие и от самой работы, и от качества отпечатков. Разница между традиционной фотографией и изображением, отпечатанным на принтере, существует, но на данном этапе определяется она, в основном, программной реализацией алгоритмов печати. Если еще немножко уменьшить долю автоматизации процесса, то качество только вырастет. Вам придется за это заплатить — своим временем, которое уйдет на подготовку файлов к печати. Зато, нажав кнопку Print, вы не будете гадать, насколько хорош будет отпечаток. На выходе получится именно то, что вы хотели.

НОВЫЕ ПУТИ ПРОИЗВОДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ// Попов Ю.А., Техника кино и телевидения, №1, 2002 (сокращенный вариант)
Новые пути производства фильмов обсуждались на 5-й Потсдамской конференции FKTG (Немецкого Телевизионного и Кинотехнического Общества) и на недавно прошедшем общеевропейском семинаре фирмы Kodak, где на первом плане стояли проблемы съемки и обработки фильмов. Речь шла о возможностях кинооборудования, связанных с использованием электронных методов обработки изображений; в частности, обсуждался вопрос, являются ли сцены, снятые видеокамерой, по качеству равноценными съемкам, сделанным обычной пленочной камерой.

1. Введение
Появление “цифровой лаборатории” и прямой съемки видео(кино)фильма на магнитную ленту требует изменений в кинопроизводстве. Если читателям специальной литературы новая техника не является незнакомой, то в сознание практиков она входит только сейчас. Еще в начале 2000 года на вопрос журнала FKT о цифровой обработке крупные кинопроизводители отвечали с полным непониманием сути дела. Поэтому были необходимы разъяснения. Этой теме была посвящена 5-я Потсдамская конференция FKTG, прошедшая в марте 2001 г. А в июле 2001 г. фирма Kodak провела семинар в Европе на тему “Будущее производства кинофильмов” (“The Future of Filmmaking”), чтобы, по словам Герта Леонхарда, руководителя отделения Kodak Entertainment Imaging в Штуттгарте, углубить понимание и расширить возможности производителей фильмов.

2. Цифровая фильмовая лаборатория
Чтобы легче понять, что такое цифровая лаборатория и каковы ее возможности, целесообразно представить, как выглядел мир съемки и производства фильмов примерно семь или восемь лет назад. В камере находилась кинопленка, копировальные работы базировались на ее обработке, результатом которой была фильмокопия. Прежде всего, появились устройства, которые предопределили возможность цифрового производства фильмов, а именно: фильмовый сканер и фильмовое экспонирующее устройство.

2.1. Фильмовый сканер
Под сканером для фильмов понимают устройство, которое переводит отдельные кадры фильма в электрическую и, соответственно, цифровую форму сигнала с очень высоким качеством. Лишь небольшое число предприятий разрабатывает высококачественные сканеры для фильмов. На сегодняшний день имеет значение разрешение 2048 элементов изображения по горизонтали, по всей ширине изображения и полное использование общей (негативной) плотности пленки, что можно получить только с логарифмическим 10-битным или линейным 14-битным квантованием.

2.2. Возможность манипулирования изображениями
Если мы остановимся на обычной практике 2K-развертки, то получим вместо аналоговых изображений на пленке электронные цифровые изображения, преимуществом которых является возможность выполнения самых различных манипуляций с ними. Процесс дигитализации продолжителен, относительно дорог, требует высоких инвестиций в аппаратуру и компетентного персонала, поэтому целесообразно дигитализировать только сцены, которыми предполагается 
манипулировать”. Дигитализация изображений не имеет ничего общего с понятием “компьютерный фильм”. В компьютерном фильме в виде цифровых данных представляются генерированные компьютером формы, объекты, да и собственно “актеры”, которые комбинируются в фильм (возможно, наряду с реальными съемками). При манипуляциях дигитализированными сценами фильма речь идет в большинстве случаев о частичном изменении плотности, контраста, выравнивании яркости, уравновешивании цвета и т.д. 

2.3. Экспонирующее устройство для фильмов
Вся дигитализация и обработка на электронном уровне была бы бессмысленной, по меньшей мере, для художественных фильмов, если бы не имелось соответствующего дополнения к фильмовому сканеру — экспонирующего устройства для фильмов. Такое устройство выполняет функцию экспонирования при переводе цифровых данных снова на пленку, когда в результате обычного процесса проявления на пленке после проведенных цифровых манипуляций появляется оптическое изображение сцены. Экспонированная сцена может монтироваться в другие сцены фильма, а весь фильм — подвергаться обычной (кинематографической) обработке.

2.4. Дальнейшие разработки
С появлением этих разработок — фильмового сканера и устройства для экспонирования — стало возможным преобразовывать кадры и целые сцены фильма в цифровой формат, обрабатывать их и вновь с высоким, присущим кинофильмам, качеством переводить на пленку. Оба устройства в ближайшие годы будут усовершенствоваться в области скорости обработки (вплоть до реального времени при 2K-развертке фильма), соответствия электронного и реального изображений на фильмокопии, упрощения обслуживания и, прежде всего, ожидается также снижение стоимости устройств.

3. Цифровая съемка
Кино и телевидение отличаются друг от друга рядом параметров, в том числе способом развертки и частотой кадров. Однако, если использовать ТВЧ-камеру с прогрессивной разверткой и частотой 24 кадр/с, то видеозапись получается 1:1 с кинофильмом. Возникает возможность относительно малозатратной высококачественной съемки и обработки изображений. Является ли это альтернативой для кинопленки? Допустимы ли вообще компрессия записи, например, на HD Cam и сокращение цветового разрешения до 4:2:2? Только 1980 элементов изображения/24p еще не делают цифрового фильма.

4. Семинар фирмы Kodak
Эти и другие темы обсуждались как на конференции FKTG в Потсдаме, так и на семинаре фирмы Kodak в кинотеатре Arri в Мюнхене. Семинар отличался, в частности, замечательными практическими демонстрациями.
Теоретическим вопросам был посвящен только доклад Ханса Хеннеке — руководителя сектора продукции и планирования. Он особо остановился на различиях обычного кино на пленке и ТВЧ/24p как средствах записи информации. Есть факторы, без сомнения, говорящие в пользу кинопленки. В первую очередь, это качество:
— широта экспозиции ТВЧ-видеокамеры с 6 делениями диафрагмы заметно меньше, чем у пленочной камеры с негативной пленкой с широтой экспозиции в 10–11 делений диафрагмы;
— кривые гаммы пленки имеют на теневых и на светлых участках гармоничный равномерный ход, более благоприятный, чем коленчатая функция электронной камеры;
— цветовое пространство и вместе с тем реальное представление очень насыщенных красок у 
пленки больше, чем у электронной камеры;
— творческая свобода (например, возможность замедленной съемки) у пленочной камеры больше.

4.1. Практические демонстрации кинофильмов
“Гвоздем” семинара был созданный специально для сравнения кино- и видеосъемки фильм “Augenfall” (“Случай для глаза”), представленный оператором Томасом Реппом. Этот короткометражный фильм снимался дважды: один раз обычным способом — на 35-мм негативную пленку чувствительностью 250 ASA; и второй раз — ТВЧ-камерой HD-F 900 фирмы SONY с 24p. Из-за компрессии сигнала разрешение было сравнимо примерно с 1400 элементами изображения.
И здесь также было видно, что работать с видеокамерой значительно труднее, прежде всего из-за малой широты ее экспозиции и возможных потерь в качестве на светлых участках, в сценах с контрасветом (с высоким световым контрастом). При последующей обработке в этих случаях мало что можно изменить; там, где не зарегистрировано никакой модуляции света, потом нечего обрабатывать. В то время, как в случае использования пленки при ее электронной обработке можно очень точно сбалансировать частные детали на светлых и темных участках изображения.
Пленка при цифровой дополнительной обработке предлагает больший спектр тонов, возможны не только корректировка цвета и яркости, но и другие цифровые манипуляции: ретуширование, клонирование частей изображения и т. д. 

ПЕРСПЕКТИВЫ

 „ЦИФРА“ ИЛИ „АНАЛОГ“: ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ? [Karl Stecht. Digital oder analog: Wo geht’s lang?// Color Foto. – 2001. – No.3. – S. 18.].
Очарование фотографии Polaroid снова оживает на другом уровне: только что снятая сцена появляется на дисплее камеры, а минутой позже - на экране компьютера.
Ещё через несколько минут файл изображения материализуется как e-mail на компьютере отдаленного получателя. Однако, обнаруживается и темная сторона, например, аккумулятор, который быстро истощается, и карта памяти, которая снова очень быстро оказывается заполненной. Или же камера в решающий момент слишком долго „думает“, или для фотографа появляется ужасный призрак: на своих снимках он обнаруживает то, чего никогда не фотографировал – например, цветную кайму по краям.

Цифровая камера
В цифровых камерах свет падает через объектив на ПЗС вместо традиционной пленки. Этот ПЗС состоит из отдельных светочувствительных элементов. В случае аппарата Olympus Camedia E10 это составляет примерно четыре миллиона пикселей. После съемки камера сортирует ПЗС и сохраняет информацию об изображении в виде цифровых данных на карте памяти. Через специальное подключение данные об изображении переносятся в персональный компьютер, и теперь снова пустая карта помещается в камеру для следующей съемки.

Карта вместо пленки
Вместо пленки цифровые камеры используют ПЗС и карты памяти, такие как SmartMediа, CompactFlash, Microdrive (IBM) или Memory-Stick (Sony) с различной емкостью. 3-млн.-JPG-изображение в очень высоком качестве (отношение компрессии примерно 1:10) требует около мегабайтовой ячейки памяти. Можно подсчитать, следовательно, что дают совместно поставляемые производителями карты на 8 или 16 мегабайт. К закупочной цене камеры нужно таким образом почти всегда прибавить цену карты по меньшей мере на 64 MБ ( примерно за 300 марок). Многие камеры позволяют, однако, регулировку степени компрессии; 9-MБ-файл камеры с 3 млн. пикселей сокращается при этом до величины примерно между 400 KБ и 2 МБ. Разумеется, сильная компрессия ведет к очевидным потерям при записи деталей. Быстро становится тесно в накопителе, если использовать предлагаемую для нескольких камер опцию записывать изображения в нескомпрессированном формате TIFF.
Однако, будьте осторожны: кто обрабатывает скомпрессированные файлы изображений, и сохраняет их возможно часто, и снова и снова записывает как JPG, рискует потерями данных. При каждом обновленном накоплении (не окончательном) идут очевидные потери деталей изображения. Поэтому те, кто неоднократно обрабатывают JPG-файл, должен время от времени сохранять их в формате TIFF . При этом можно использовать работающую без потери данных LZW-компрессию. После окончания всех работ можно вернуться к JPG-формату, если, например, изображение должно быть отправлено по e-mail.
Карты памяти, особенно с более высокой емкостью, стоят дорого. Тот, кто раньше отправлялся в путешествие с мешком, полным пленки, и возвращался с несколькими сотнями фотографий, должен будет задуматься. Хотя карты памяти в отличие от пленки предлагают возможность снова удалять изображения и тем самым создавать площадь для новых данных. Для задуманных поездок понадобится, однако, ноутбук для перезаписи изображений, если не хотят покупать карты памяти по цене полупрофессиональной цифровой камеры.

Отсутствие пленки экономит деньги?
Если рассчитывать на годы, теоретически с цифровой фотографией можно сэкономить деньги, так как выпадают текущие издержки на пленку и обработку. Это имеет значение прежде всего для фотографов, которые передают фотографии в виде файлов в редакции или агентства для целей печати. Нужно учитывать только издержки для резервных сред, в первую очередь, стоимость дорогих записываемых компакт-дисков. Тот, кто хочет получить фотографии на бумаге, должен пройти как правило дорогой путь, как в случае печати с негатива. Это имеет силу также для распечаток на собственном струйном принтере, которые имеют, кроме того, недостаток очевидно меньшей сохраняемости.
Для любителей диапозитивов цифра не представляет никакой альтернативы. Печать диапозитивов с файлов изображения хотя и возможна, но, однако, очень дорого стоит, и поэтому только в исключительных случаях представляет интерес - примерно для экспериментальных изображений, которые нельзя получить без программы обработки изображений.

Зерно пленки против шума 
Обычные пленки имеют, как известно, различные уровни чувствительности, которая указывается в единицах ISO. Также и в цифровых камерах можно устанавливать чувствительность на различные величины ISO. И здесь, как и там считается, что более высокое значение ISO ухудшает качество: у черно-белых пленок – галогенсеребряные зерна, у цветных - облачка красителя делают структуру грубее. В цифровых камерах возрастает так называемый шум, похожий на более грубое и острее выраженное зерно. Разумеется сейчас этот эффект выступает при цифровых съемках гораздо более неприятно, чем бывает при переходе примерно от пленки с ISO-100/21о на современную пленку с ISO-400/27о. У некоторых камер качество при увеличении исходной чувствительности примерно на две ступени (то есть от 100 на 400) качество снижается резко, так что можно только дать рекомендацию преимущественно "использовать самую малую установку ISO.

Объективы и фокусное расстояние 
Этот недостаток компенсируется у цифровых камер светосильными объективами. Маленькие чипы идет вместе с короткофокусными объективами, которые делают возможной высокую глубину резкости уже при большом отверстии диафрагмы. Нередко фотографируют поэтому также с зум-объективами, с диафрагмой около 1:2. В комбинации со студийной вспышкой иногда даже возникает проблема, что при сильно сокращенной мощности вспышки из-за уменьшения разрешения страдает качество изображения. Для серий скоростной съемки, например, при спортивной фотография, поэтому обычная цифровая камера не является оптимальным инструментом, хотя и в этом пункте проглядывается прогресс. Компактные зеркальные аппараты в этом пункте превосходят большинство цифровых камер. 
Время ожидания, которое бывает у цифровых камер, меняются от модели к модели очень по-разному: в нескольких моделях они сносные, в других - мучительно длинно. При испытаниях различных моделей Вам следует проверить этот пункт, чтобы после покупки не получить никакой неприятной неожиданности. 

Источник энергии или источник неприятностей?
Много снимков на цифровых камерах нельзя сделать уже потому, что аккумулятор снова разрядился. Если говорить о снабжении током, то переход от аналоговой к цифровой фотографии можно сравнить с изгнанием из рая. Например:: камерой Nikon FE с двумя батарейками на 1,5 вольта часто снимают в течение нескольких лет, камерой Canon EOS 300 с дорогими литиевыми батарейками - с надежностью несколько месяцев. С цифровой камерой напротив приходится снова заряжать аккумулятор через несколько часов, если камера находится в продолжительном употреблении. 
Не перезаряжаемые щелочно-марганцевые батарейки являются неэкономичными, несмотря на их немного более длительный жизненный цикл, по сравнению с аккумулятором, если камера часто используется. Некоторые современные цифровые камеры оснащаются на заводе литиевым аккумулятором; относящаяся к нему сетевая часть с одной стороны заряжает аккумулятор и одновременно снабжает камеру постоянно текущим током энергии из штепсельной розетки, что практично прежде всего при съемке в студии. 
Другие камеры, как например, Nikon Coolpix 990, напротив, питаются четырьмя батарейками миньон. Лучше всего использовать высокопроизводительные батарейки NiMn (1500 A/час или больше) и высококачественный зарядный аппарат (например, фирмы Ansmann). По отношению к литиевому аккумулятору этот вариант имеет то преимущество, что можно заряжать один набор батареек, в то время как второй как раз работает в камере. И если нет никакого заряженного аккумулятора и нет штепсельной розетки, все еще можно применять щелочные марганцевые батарейки.
К слабым сторонам относится высокое потребление энергии современными цифровыми камерами. Кто хочет сэкономить энергию, может во всяком случае отказаться от дисплея как инструмента проверки изображения. В любом случае дисплей является самым большим потребителем тока. Об этом нужно было вспоминать прежде всего, если энергия идет к концу, а нужно сделать ещe несколько важных снимков. Если, однако, никакой альтернативы источника электропитания нет, часто помогает только схватиться за заряженную пленкой камеру как аналоговый якорь спасения.

Весело экспериментируем 
Цифровая камера имеет, однако, также бесспорные сильные стороны. Самая важная состоит в том, что можно видеть результат непосредственно после съемки и после небольшой тренировки можно также оценивать изображение на дисплее. Это не только повышает удовольствие, но, например, при фотографии портрета имеет решающее преимущество. „ Открыты глаза или закрыты "? – это больше не вопрос, а проверяемый факт. Также не имеется никаких оснований в сложных ситуациях экспозиции отказываться от съемки. К таким случаям относятся, например, места, в которых требуется точный баланс света вспышки и имеющегося света. В большинстве камер светом вспышки можно управлять независимо от всей экспозиции, правильный баланс определяется после немногих попыток. Эта возможность имеется, однако, только для среднеформатной или крупноформатной фотографии с кассетой Polaroid.
Тот, кто серьезно экспериментирует с цифровой камерой, в лучшем случае расширяет свой фотографический горизонт. Ошибки или ошибочные оценки, неважно, имеют ли они техническую или изобразительную природу, можно исправить в конкретной ситуации съемки, а не только часами или днями позднее. Неудачные попытки, безразлично как их много, не стоят никакой пленки и могут быть стерты снова. Это является невероятным психологическим преимуществом, которым могут пользоваться цифровые фотографы. Кто вряд ли может извлечь пользу от цифровой фотографии, так это фотографы на обращаемой пленке. И большинство выставочных фотографов, так как для камер с 3- или 4-млн. пикселей возможный формат не слишком велик: при немногом большим, чем 13x18 см формате различия в увеличениях с негатива будут очевидными. Для фотографий в формате 30x40, 40x50 см и более обычная пленка пожалуй еще долго будет лучше, чем самые лучшие карты памяти. Разве только будут крупноформатные камеры с цифровой обратной частью; One-Shot-задние части, которые фотографируют с короткими временами экспозиции, сегодня имеются с разрешением до 16 млн. пикселей. Они не только дорогие, но и производят также большие файлы с изображениями от 50 МБ и больше. Средний домашний персональный компьютер может быстро достичь границы своей мощности.

Выводы 
Что говорит за аналоговую систему: она предлагает непревзойденное разнообразие типов камер, объективов и системного оснащения, пленку во многих форматах и классах чувствительности, и сверх этого высокие и высшие резервы качества. Кроме того, получают просто больше камер за те же деньги - камера KB-SLR с вариообъективом уже стоит менее 1000 марок. Цифровые SLR-камеры стоят во много раз дороже. 
Кроме того, надо учесть высокое потребление электроэнергии цифровыми камерами.
Что говорит за цифровую систему: это захватывает, когда можно посмотреть изображение сразу после съемки на дисплее камеры и далее обработать его цифровым путем. Вместе с тем цифровые камеры не обогатили фотографию никаким новым измерением. В современном состоянии техники они могут только дополнить аналоговую систему, но не заменить ее.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧИПЫ БРОСАЮТ ВЫЗОВ ПЛЕНОЧНЫМ ФОТОАППАРАТАМ // CNews.ru, 12.02.2002
Начинающая компания Foveon из Силиконовой долины сегодня объявила о создании компьютерного чипа, позволяющего цифровым камерам делать снимки, не уступающие по качеству сделанным на 35-миллиметровой пленке. Новый цифровой датчик изображения Foveon X3 улавливает в каждом пикселе красный, зеленый и голубой свет, что улучшает резкость и полноцветность изображения, позволяет избежать нежелательных “радужных” разводов, часто встречающихся на снимках, сделанных с помощью современных цифровых фотоаппаратов. Датчик изображения Foveon X3 определяет цвет с помощью тех же принципов, как и цветная пленка. В случае с пленкой, различные участки цветового спектра по-разному поглощаются фоточувствительным материалом, каждый слой которого воспринимает определенный цвет. Подобно пленке, датчик изображения Foveon X3 состоит из трех слоев фотоприемника на фотосопротивлении, встроенных в кремний, и способен улавливать три цвета в каждом пикселе. Отсюда пошло и название технологии X3 – три цвета в одном пикселе, мельчайшем элементе, из которого состоит цифровое статическое или динамическое изображение. Каждый пиксель на сегодняшний день представлен лишь одним цветом, и компьютерные чипы внутри фотоаппарата должны лишь “догадываться” о насыщенности других цветов. Технология Foveon X3, как заявляют ее создатели, позволяет представлять каждый пиксель полной цветовой гаммой без компьютерной обработки. 
Новая технология, по словам создателей, позволит производить более дешевые цифровые фотоаппараты, качество снимков которых будет неотличимо от сделанных с помощью дорогих цифровых или пленочных камер. Несмотря на все успехи, которых достигла цифровая фотография за последние несколько лет, лишь самые дорогие цифровые камеры могут соперничать с пленочными по резкости и насыщенности цветов. 
"Существующая на сегодняшний день технология датчиков изображения не позволяла цифровым камерам реализовать весь свой потенциал", - заявил Джим Ло (Jim Lau), исполнительный директор Foveon. – "Мы верим, что достижения технологии Foveon X3 приведут к формированию нового поколения цифровых камер во всех классах". 
Новое поколение цифровых фотоаппаратов впервые будет показано 24 февраля на выставке цифровой фотографии во Флориде, сообщили представители Foveon. Первым производителем датчиков изображения Foveon X3 станет корпорация National Semiconductor, один из инвесторов Foveon. Первые цифровые фотоаппараты, использующие технологию Foveon X3, будут выпущены компанией Sigma.

ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ // Игорь ТерентьевPublish, #07/2001, 13.11.2001
Шестивековое относительно неспешное развитие полиграфических технологий в последние пятнадцать лет стало просто взрывным. Все происходило на наших глазах: “цифра” буквально ворвалась сначала в препресс, а затем и в печать. Один за другим аналоговые этапы технологического процесса уступали под натиском прогрессивных цифровых решений.
Первую брешь пробило рождение “святой троицы” DTP — Macintosh, PostScript и PageMaker, — которое революционно изменило процесс подготовки макетов для печати. Логичным продолжением цифрового наступления стал легендарный Linotronic — фотонаборный автомат с поддержкой PostScript. Сканеры и программы для обработки растровой графики позволили отказаться от трудоемких аналоговых операций по подготовке к печати оригиналов. Появление цифровых фотоаппаратов и их совершенствование вселяет надежду на то, что доля аналоговых оригиналов для репродуцирования рано или поздно если и не сойдет на нет, то окажется пренебрежимо мала (например для редакции Publish — это уже свершившийся факт). И хотя внедрение “цифры” не привело к существенному улучшению качества печатной продукции (хорошо готовить к печати и печатать люди умели уже давно), оно позволило увеличить производительность труда (иногда многократно) и полностью отказаться от множества операций допечатного процесса.
Прогресс не стоит на месте: готовый макет уже можно напечатать, не создавая вещественной формы. К вашим услугам — многочисленные цифровые печатные устройства. В некоторых форма присутствует в виде заряда на барабане, в других ее не существует вовсе — ряд экспертов прочат струйной технологии печати прекрасное будущее. Здесь “цифра” уже победила, смяв на своем пути все преграды, — чаще весь процесс до момента нанесения изображения на запечатываемый материал является цифровым.
Однако, если речь идет о тиражах в десятки тысяч экземпляров и более, конкурентов у традиционных видов печати пока нет. А значит, нужны формы. Самый распространенный способ получения офсетных форм — “переконтакт” с пленок. Технология эта старая и проверенная, но аналоговая. Потери качества неминуемы (хотя и не всегда заметны). По сути, вывод пленок для получения с них форм — еще один промежуточный этап, от которого можно и нужно отказаться, используя возможности “цифры”.
Технологически это не проблема. Практически все ведущие производители фотонаборных автоматов уже освоили выпуск систем Computer-to-Plate (CTP), обеспечивающих прямой вывод как металлических, так и полиэстровых офсетных форм. Внедрение таких устройств на Западе идет полным ходом. Например, большинство газетных типографий у “них” уже оснащены CtP. Выпускаются “газетные” CtP-системы производительностью до 240 форм в час, чего вполне достаточно даже для самой крупной типографии. Коммерческий офсет, где нужны формы более высокого разрешения, несколько отстает, но и здесь мало кто сомневается в необходимости отказа от пленки. Уже работают множество сервисных бюро, изготавливающих для заказчиков не комплекты пленок, а наборы форм. Вторая функция пленок — получение с них контрактных цветопроб — также не является препятствием, поскольку разработана масса цифровых цветопробных решений любого класса: выбирают то, под чем готов подписаться заказчик.
Такова перспектива. Но в России немедленного и повсеместного внедрения CtP пока ожидать не приходится. Единичные крупные проекты открытия новых типографий и модернизации старых — не в счет. Самое главное препятствие — нужны очень солидные инвестиции, причем не только в выводное устройство, но и в наладку полностью цифрового технологического процесса. Кроме того, у традиционного ФНА все-таки есть преимущество перед “чистым” CtP-устройством — универсальность: в некоторых типографиях, где используются разные виды печати (например, офсетная и флексо), для каждого из них потребуется “свой” CtP, зато можно обойтись всего одним фотонабором — лишь бы позволял формат. Поэтому момент преодоления “последнего рубежа” — отказа от пленок — откладывается на неопределенное время. Это значит, что вопросы выбора подходящего ФНА по-прежнему актуальны. 


Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000
Фотопанорама-2001 / Фотопанорама-2002

Редакция

 

выход / в начало

продолжение