№ 3, 2002 (продолжение)


 


Творческий союз "Фотоискусство"
Союз научной и прикладной фотографии
Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000

Фотопанорама-2001 / Фотопанорама-2002
Главный редактор: Александр Евтеев
Художник-дизайнер: Александр Евтеев
Составители номера: кхн О.В.Пясецкая, кхн И.А.Малахова, ктн А.В.Старичков

 ТРАДИЦИОННАЯ И ЦИФРОВАЯ  ФОТОГРАФИЯ

 

 

ТЕХНОЛОГИИ


СТАНДАРТ ХРАНЕНИЯ ФОТО И ВИДЕО//Computerworld, №09/2002, 12.03.2002
Ассоциации Optical Storage Technology Association и International Imaging Industry Association разрабатывают спецификацию MultiPhoto/Video, предназначенную для стандартизации формата хранения изображений и видеофайлов на компакт-дисках, DVD и других носителях. MPV определяет структуру каталогов и формат таблиц содержания носителей, а также порядок воспроизведения файлов. Предполагается, что поддержка MPV будет реализована для DVD-плейеров, цифровых камер, сканеров, мобильных телефонов, а также для программ обработки графики.

ПЕРСПЕКТИВЫ

 СКОРО ПЛЕНОЧНЫЕ ФОТОАППАРАТЫ УЙДУТ "НА ПЕНСИЮ"// MIGNews, 01.03.2002
Новейшие достижения в области цифровых технологий воспроизведения изображений в самом ближайшем времени могут отправить один из всенепременных атрибутов фотодела – фотопленку – "на свалку истории". 
Новый чип X3, разработанный компанией Foveon, еще совсем недавно заявившей о себе в Силиконовой долине, позволяет получить цвета на цифровых снимках столь же качественными, как при съемке на традиционную 35 мм пленку. В частности, микропроцессор X3, состоящий из трех фоточувствительных слоев кремния, каждый из которых в отдельности поглощает фотоны в красном, зеленом и синем секторах цветового спектра, дает цветоразрешение в три раза более сильное, чем то, на которое способны современные цифровые камеры. 
Внедрение этого чипа обещает сделать цифровые камеры значительно дешевле, поскольку технология его производства гораздо проще, чем у других микропроцессоров. Однако, по мнению экспертов, фирме Foveon придется приложить немало усилий, чтобы убедить гигантов цифровой фотографии - компании Sony и Kodak - внедрить свой чип в их продукцию. Пока что согласие на использование чипа Х3 в производимых ею аппаратах дала только японская компания Sigma Corporation. Однако в настоящее время также ведутся переговоры с одним из крупнейших производителей профессиональной и любительской фотоаппаратуры Kodak, тоже заинтересовавшейся возможностью использования чипов Х3 в некоторых своих изделиях.

ЭТОТ МНОГООБЕЩАЮЩИЙ ЦИФРОВОЙ ФОТОМИР//
C. Марченко, Digital Life, №01-02/2002, 01.03.2002
Прошедший год для цифрового фото можно назвать переломным. Выпущено более 100 новых моделей. Это на существенно больше, чем год назад. В некоторых странах (Финляндия, Франция, Япония) продажи цифровой техники превысили продажи пленочной в 1,5-2 раза. Основных причин, на наш взгляд, несколько.
Во-первых, заметно снизились цены на цифровую технику. Год назад камера с разрешением в 2 мегапикселя без зум-объектива стоила около 600 долл., теперь за эти деньги продается уже более 3 млн пикселей и хороший зум-объектив. 
Во-вторых, реально ощущается цифровой фотосервис. Всего 6-7 рублей стоит отпечаток с карты памяти во многих фотолабораториях.
Матрица в 2-3 мегапикселя – стандарт рядового пользователя. Фотоаппараты с разрешением в 1,5-2 млн пикселей продаются уже за 250-300 долл. Что касается линейки профессиональных камер со сменной оптикой, то, как сообщил представитель одной из фирм, пожелавший остаться неизвестным, такие “передовики”, как Nikon D1X/H или Canon EOS-1D, только завоевали рынок и пока не собираются сдавать позиций.
Как будет развиваться цифровая фотоиндустрия завтра? Вот краткий, но оптимистический прогноз DL.
Kачество изображения
Тут, по-прежнему, все определяется ПЗС-матрицей. В цифровой камере матрица играет роль фотопленки, но, в отличие от фотопленки, не заменяется. Хотя и здесь возможны перемены: в 2002 г. вполне вероятно появление профессиональной камеры с заменяемой ПЗС-матрицей. Стандартом станут 12-разрядные аналого-цифровые преобразователи, проводящие более тонкую и качественную цветовую градацию.
Длительность светового воздействия на ПЗС-матрицу определяется затвором, преимущественно, электронного типа (в этом случае матрица включается на определенное время, отрабатывая необходимую выдержку). Обычный механический затвор, управляемый электронным процессором (электромеханический тип), будет устанавливаться, в основном, на профессиональные модели.
DL прогнозирует, что в 2002 г. заметно расширится производство дорогих студийных аппаратов. В них по-прежнему будет использоваться так называемая сканирующая матричная головка – линейная ПЗС-матрица с тремя типами светофильтров, движущаяся с небольшим шагом вдоль задней фокальной плоскости объектива. Разрешение достигнет 150-200 мегапикселей, а на регистрацию одного изображения уйдет 5-10 минут. Применять их будут, в основном, для производства крупноформатной рекламы.
Форматы
При оцифровке изображения и записи его на карту памяти действуют два стандартных алгоритма TIFF и JPEG. В 2002 г. вряд ли здесь произойдут революционные изменения. А вот, так называемый, “сырой” формат RAW (своего рода аналог негатива) в профессиональных камерах будет использоваться повсеместно. Увеличится количество кадровых режимов для работы с изображением. Жаль только, что разные фирмы пока не выработали единый стандарт программного обеспечения для работы с RAW.
Видоискатель
Жидкокристаллическим дисплеем сейчас оснащены 90% цифровых фотокамер. Он не только позволяет проконтролировать изображение до того как оно будет записано на карту памяти, но и просмотреть уже отснятые кадры и частично отредактировать их. Во многих камерах он же играет роль панели управления, отображая различные режимы и установки с помощью системы “меню”. Минус один – большое потребление энергии.
Для более оперативной работы в режиме экспозиции камеры оснащают оптическим видоискателем – при съемках против солнца, а также в условиях слабой контрастности и плохой освещенности пользоваться ЖКД неудобно. Видоискатель бывает двух основных типов: телескопический и зеркальный. Первый является атрибутом компактных любительских фотокамер, вторым оборудованы, преимущественно, дорогие профессиональные модели.
Зеркальный видоискатель менее всего искажает изображение. В нем фотограф видит то, что проходит через объектив и, соответственно, что попадет на саму матрицу. Недостаток – он занимает много места и шумно работает. Однако в небольшом по размеру телескопическом видоискателе изображение (особенно, его границы) может быть искажено. Это явление, возникающее из-за несовпадения оптических осей объектива камеры и видоискателя и называющееся параллаксом, существенно затрудняет работу фотографа.
В последнее время появились модели, оснащенные электронным видоискателем – маленьким ЖК-дисплеем (разрешение около 100-220 тыс. пикселей), видимым в окуляре фотокамеры. Параллакс отсутствует, с помощью такого видоискателя удобно управлять контрастом и цветовой насыщенностью, выбирать экспозицию и сюжетную программу. Да и энергозатраты существенно ниже.
DL прогнозирует рост в 2002 г. числа новых моделей со встроенным электронным видоискателем.
Оптика
До недавнего времени в линейке “профессиональных” находились, в основном, зеркальные фотоаппараты, допускающие использование высококачественной сменной оптики. Цифровой фотомир сломал эти устои. Часто на первый план выходит способность камеры быть более мобильной, обладая при этом достаточным разрешением. Наличие сменной оптики здесь не главное, хотя сам объектив должен обладать хорошими оптическими свойствами – большой светосилой и возможностью изменять фокусное расстояние в широких пределах.
Не стоит забывать и то, что из-за разницы в размерах матрицы и пленочного кадра фокусное расстояние объективов следует пересчитывать. Так, для матрицы размером 2/3 дюйма объектив с фокусным расстоянием в 28-мм будет работать аналогично штатному 50-мм объективу малоформатной камеры. Это, в свое время, снизило затраты на производство объективов той же светосилы, которые, ко всему прочему, прилично уменьшились. В ближайшее время ожидается появление компактных объективов с 7-10х оптическим зумом; стало быть, больше профессиональных моделей будет иметь несменную оптику.
Хорошим примером служит фотокамера Minolta DIMAGE 7 с разрешением 5,24 млн. пикселей и 7х (!) оптическим зумом (28-200 мм в стандартном 35-мм эквиваленте). А имеющийся 2х цифровой зум не кажется таким уж необходимым. Камера оснащена электронным гипервидоискателем, обеспечивающим гибкое, интуитивно понятное управление. Цена – 1400 долл.
Баланс белого
Баланс белого – одна из самых модных характеристик. Что же это такое? Известно, что цветовые составляющие белого света имеют разную интенсивность в зависимости от условий съемки. Например, в солнечный полдень в белом свете будет преобладать синяя составляющая, а при закате – красная. Доказано: если при данном освещении белый цвет не искажается, то и за другие цвета можно не беспокоиться. Регулируя баланс белого (вручную или автоматически – какой аппарат, как умеет) вы меняете чувствительность ячеек. После такой процедуры цифровая фотосистема сама скорректирует вклад каждой спектральной составляющей в общий световой поток. В результате цвета максимально приблизятся к реальности. Так что, если не хотите, чтобы ваша теща внезапно позеленела на фоне собранного ей урожая синих яблок, будьте внимательны. Хотя, по прогнозу DL, большинство произведенных в 2002 г. цифровиков (и не только профессиональных) будут иметь установку баланса белого.
Карты памяти
По нашему мнению, лидирующие позиции останутся за уже хорошо известными стандартами CompactFlash, SmartMedia, MemoryStick, а так же жестким диском IBM Microdrive. Карты CompactFlash будут, по-видимому, наиболее популярны. Особенно Type II – слишком много цифровых устройств оперируют именно с ними. Заметно увеличится емкость (по нашим прогнозам, до 0,5-1 Гбайт) и сократится время обращения. Что касается самых тонких карт памяти MemoryStick, то многие компактные камеры (не только фирмы Sony) уже стали с ним “дружить”.
Интерфейс
Теперь общение с компьютером. О набивших оскомину последовательных и параллельных портах ввода данных говорить не буду. Ликбез какой-то получится. А вот о USB-порте и порте IEEE 1394 (Firewire) упомяну. Они есть практически во всех современных типах компьютеров (часто даже не в единственном числе). Скорость передачи информации через них очень высока. Так, для USB-порта она равна 1,5-12 Мбайт/сек, а в случае с IEEE 1394 и того больше – 25 Мбайт/сек. Так что все ваши 1500 снимков окажутся в компьютере уже через несколько секунд.
Можно с уверенностью сказать, что для большинства моделей 2002 г. связь через USB-порт станет стандартной, а профессиональные камеры, в основной массе, будут иметь скоростной порт IEEE 1394.
Цена
Это, пожалуй, самый больной вопрос. Современный цифровой фотоаппарат – удовольствие дорогое (относительно). Особенно профессиональный. Тут, как говорится, копите деньги. Что касается мира любительских цифровых камер, то в наступающем году DL прогнозирует постепенное снижение цен. Но в основном – поставщики будут пытаться продавать по “старым” ценам модели с лучшими характеристиками. Зато частая смена моделей производителями дает потребителю хороший шанс поймать удачную распродажу. Значительно вырастет предложение в сегменте потребительских камер. Здесь сосредоточено большинство самых разнообразных моделей – от цифровых “мыльниц”, стоимостью в 150-200 долл., до вполне солидных, но компактных фотокамер, ценой свыше 1000 долл.
Кстати о “мыльницах”. Цифровая фотоиндустрия активно борется с этим словечком. Например, камера Olympus C-100 представляется публике скорее как цифровой фотоаппарат для начинающих. Она имеет разрешение 1,3 млн пикселей и достаточной светосилы объектив. Цена – 250 долл.
За 395 долл. вы приобретете цифровую камеру Nikon COOLPIX 775. Разрешение здесь уже 2,14 млн пикселей. Есть 3х зум и USB-интерфейс.
Нашлись еще пара сотен долларов? Вот вам, пожалуйста, – Canon PowerShot S30 одна из моих любимых моделей семейства PowerShot. Здесь разрешение матрицы увеличилось еще на один миллион. Камера имеет три степени кадрового разрешения, работает как с картами CompactFlash, так и с дисками IBM Microdrive.
В ценовом диапазоне 700-800 долл. расположены цифровики, анонсируемые как вторые камеры профессионала. Взять, к примеру, Olympus C-40zoom. Камера небольших размеров, 3х зум и ПЗС-матрица с разрешением 4,1 млн пикселей, встроенная программа шумоподавления. Цена – 750 долл.
Очень мне понравилась недавно выпущенная камера Casio QV-4000 – еще один пример коллективного творчества трех солидных фирм. 4-мегапиксельную ПЗС-матрицу изготовила Sony, светосильный зум-объектив – Canon, а саму камеру и электронное управление – Casio. Готовьте 800 условных единиц.
Дизайн
В этом вопросе производители цифровых камер долго оставались консерваторами. Оно и понятно. Не так-то просто сломать устоявшиеся традиции в области цвета и формы. Тем более что за ними часто скрывается практическая целесообразность. Наверное, поэтому наименее революционной в плане дизайна оказалась линейка профессиональных зеркальных аппаратов. А вот компактные любительские камеры удивили! И все из-за того, что цифровой фотоаппарат сегодня не только фотографировать должен уметь, но и стиль поддерживать. Ну, что тут сделаешь?! Ну, не вяжется никак черная, тяжеловесная камера на ремне, похожая по размерам на довоенный маузер, с преуспевающим элегантным юношей. Ему больше подойдет что-нибудь вроде Pentax Optio 430 или Olympus C-40zoom или Nikon 885 (обзор аппарата опубликован в этом номере DL). Думаю 6-7 сотен долларов наш юноша, если надо, найдет.
А для тех, кто хочет фотоаппарат иметь при себе, но так, чтобы это оставалось максимально незаметным, Minolta специально разработала модель DIMAGE X. Разрешение вполне достаточное (2 млн пикселей), ничто никуда не выдвигается (оптическое зуммирование происходит уже в самой камере), носить можно в нагрудном кармане рубашки, да и на камеру не очень-то похоже. Цена – 540. По прогнозам DL в 2002 г. заметно возрастет активность фирм в области дизайна и формы. Модели, подобные DIMAGE X или Canon IXUS V перестанут быть редкостью.
Честно говоря, много писать про дизайн в данной статье не хочется. Вкус – вещь сугубо индивидуальная. А вот о дополнительных “наворотах” вкратце упомяну. Многие цифровые фотоаппараты вовсю уже работают со звуком (так называемый аудиорежим). Можно прокомментировать отснятые кадры, добавить музыкальное сопровождение, снять короткий видеоклип (от 15 секунд до нескольких минут). Правда, разрешение будет заметно меньше, чем при статической съемке, ведь системе придется очень быстро обрабатывать снятые изображения, но для просмотра на экране компьютера или телевизора вполне подойдет. Да и такие вещи, как встроенный сотовый телефон или электронная записная книжка, уже не редкость. В камере Pentax Optio 430 есть даже будильник, высвечивающий на экране нужное изображение в заданное время. Так что цифровая фотокамера сегодня – как хороший костюм. Главное, чтобы вкус был...
И выбор...
Вот, пожалуй, и все. Попробуем подвести некоторые итоги.
Если вы профессиональный фотограф, то наверняка заинтересуетесь камерой, которая фотографирует со скоростью 5-10 кадров в секунду при разрешении в 5-6 мегапикселей, с подключением сменной оптики. Нелишним будет быстрый внешний интерфейс типа IEEE 1394, карта памяти CompactFlash и IBM Microdrive на 300-500 Мбайт. Дизайн и цена будут иметь здесь второстепенное значение.
Для тех, кому важна оперативность работы при хорошем полиграфическом качестве снимков, подойдет более компактный аппарат с разрешением 4-5 млн. пикселей и 3-6х зум-объективом достаточной светосилы. Цифровой зум и видеорежим необязательны. Цена – 800-900 долл.
В линейке любительских фотокамер оптимальным станет аппарат с разрешением 3 мегапикселя, имеющий три-пять степеней разрешения и простейший 3х зум-объектив (28-70 мм или 35-105 мм в пересчете на 35-мм кадровый формат). Цена – в районе 500 долл.
Ну а тем, кто делает первые шаги в области цифрового фото, рекомендуем цифровую камеру, где ПЗС-матрица имеет разрешение 1-2 млн. пикселя, а объектив – фиксированное фокусное расстояние. Не помешает аудиорежим. Ценовой диапазон этой линейки довольно широк – от 100 до 350 долларов, в зависимости от “навороченности”.
Насколько фирмы-производители близки сегодня к удовлетворению этих требований, судить вам. Лично мне кажется – очень даже близки. Как писал Герберт Уэлс, “будущее становится настоящим”. Так что, если есть деньги – нечего ждать у моря погоды. Идите скорее в магазин и купите себе какую-нибудь подходящую камеру. Начнете фотографировать – не пожалеете...
Когда материал был почти готов, я узнал, что в Японии появились машины для цифровой печати наподобие уличных автоматов, продающих прохладительные напитки. Вы вставляете в соответствующий разъем карту памяти, задаете необходимые параметры, бросаете монету и... через пару минут уходите с готовыми фотографиями. Ну что тут скажешь – многообещающий мир, одним словом!
Редакция DL благодарит представительства фирм Canon, Casio, Minolta, Nikon, а также компании Alion, “Ансистем”, Denco, “Сивма” за помощь в подготовке материала.

ДЕСЯТЬ ПЛЮСОВ И ДЕВЯТЬ МИНУСОВ ЦИФРОВЫХ ФОТОАППАРАТОВ.
Плюсы
+ Заметно упрощается процесс обработки и редактирования изображения.
+ Средства цветокоррекции и разнообразные художественные эффекты.
+ Меньшие требования к оптике.
+ Фотография хранится сколь угодно долго на соответствующих носителях информации и не 
"стареет".
+ Количество отпечатков не ограничено.
+ Отсутствует пресловутый оператор проявочных машин, способный на корню загубить 
отснятую вами пленку только из-за того, что встал не с той ноги.
+ Суперкомпактные модели.
+ Экономия на пленке, в том числе за счет моментального удаления неудачного кадра.
+ Кадры сразу готовы к просмотру.
+ Дополнительные функции, такие как звук, видео, сотовый телефон, электронная записная 
книжка и пр. 

Минусы
- Малая скорость съемки.
- Большие габариты профессиональных моделей высокого разрешения.
- Качество изображения ниже, чем у пленочных камер одного ценового диапазона.
- Большое потребление энергии.
- Хуже работа при отрицательных температурах.
- Высокая цена.
- Сложнее и дороже ремонт.
- Не на каждом углу можно распечатать свои фотоснимки.
- Цифровое фото - вещь новая, следовательно, менее понятная пользователю. 

Цифровые грани...
· Первые любительские цифровые камеры появились в России в 1996 г., имели разрешение порядка 80 тыс. пикселей и стоили около 500 долл. 
· Разрешение современных студийных цифровых фотокамер превышает 100 (!) млн пикселей. 
· Во многих развитых странах спрос на цифровые камеры уже превышает спрос на пленочные. 
· Емкость современных карт памяти при использовании алгоритма сжатия позволяет сохранить свыше 1500 снимков. 
· Только за 2001 г. фирмами-производителями было выпушено более 100 новых моделей фотокамер. 
· Цена на цифровые камеры схожих возможностей за последние три года упала более чем в два раза 
· Самая маленькая на сегодняшний день цифровая камера весит менее 100 граммов и легко помещается в нагрудном кармане рубашки 
Eсть только миг...
Сколько раз в жизни нам приходилось сокрушаться по поводу неудачно выбранного момента. То чуть поторопишься и нажмешь на спусковой крючок раньше, чем нужно, то, наоборот, опоздаешь. А результат всегда один – вожделенный миг остался не запечатленным. Для таких целей давно придумали режим покадровой съемки. Нажимаешь на гашетку (простите, на кнопку) и строчишь, как из автомата, пока не надоест. Тут уж не промахнешься. Хотя проблемы все равно есть, и тут цифровые аппараты пока не поспевают за пленочными. Дело в том, что на обработку информации, поступающей с ПЗС-матрицы, и на последующую запись на карту памяти уходит немалое время. И чем больше разрешение матрицы, тем больше времени нужно камере, чтобы подготовиться к съемке следующего кадра. Но кое-каких результатов фирмы, безусловно, добились. Уже сегодня. А что будет завтра?
Взять, к примеру, Nikon D1H. Этот “стахановец” строчит со скоростью 5 кадров в секунду при разрешении в 2,74 млн пикселей и ведет непрерывную съемку до 40 кадров подряд при максимальном качестве. В остальном он схож с Nikon D1X и может считаться профессиональной камерой для спортивных фоторепортеров. Цена – около 4200 долл.

ШЕСТЬ МИЛЛИОНОВ ПИКСЕЛОВ// Мартин Уильямс, Computerworld, №09/2002, 12.03.2002
Sony вскоре начнет коммерческий выпуск нового сенсора изображений для цифровой фотокамеры, который позволит более широкому кругу пользователей получать изображения профессионального качества.
Компания разработала CCD-панель (charge-coupled device — “устройство с зарядовой связью”) на 6,15 млн. пикселов, предназначенную для цифровых фотокамер, и намерена начать их коммерческое производство в ближайшие дни. Этот датчик относится к следующему поколению по отношению к 5-мегапиксельным панелям, используемым в потребительских цифровых камерах старшего класса.
Помимо большого числа пикселов новый датчик и по своим физическим размерам превосходит предыдущие модели. Активная сенсорная панель с диагональю 1,8 дюйма имеет примерно тот же размер, что и пленка APS (Advanced Photo System), поэтому производители камер смогут использовать существующие оптические системы. Как заметил представитель Sony Юми Матсуи, предполагается, что это уменьшит сроки разработки и снизит затраты производителей.
Фотокамеры с новыми датчиками будут иметь более высокое разрешение изображений, чем другие цифровые устройства. Представители Sony заявили, что максимальное разрешение, которого позволяет добиться сенсор, составляет 3040x2024 пикселов, то есть с помощью камеры можно создавать изображения примерно вчетверо большие по размеру, чем те, которые получают с помощью современных камер на 2 млн. пикселов.
Другие компании уже предлагают цифровые фотокамеры на 6 млн. пикселов, однако новый сенсор Sony — один из первых, предназначенных для потребительских систем. Компания Eastman Kodak уже выпустила несколько профессиональных камер с CCD-панелями на 6 млн. пикселов, а FujiFilm продает камеры с датчиком на 3,3 млн. пискелов с оптическим фильтром и программным обеспечением, позволяющим создавать эквивалент изображения на 6 млн. пикселов.

РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

KODAK ЗАВЕРШАЕТ ПРИОБРЕТЕНИЕ ENCAD//Информация РМА.
Компания Eastman Kodak Со., США, завершила приобретение фирмы ENCAD Inc., сформировав дочернюю фирму ENCAD Inc. – Kodak Со. Теперь это полностью находящийся в собственности филиал Kodak, сосредоточенный исключительно на струйную печать широкого формата. Покупная цена - приблизительно $ 25 миллионов, оплаченных акциями Kodak. 
“Комбинация наших компаний поможет усилить рост этой промышленности. Вместе мы имеем специализированные исследования, разработки и опыт производства, которые помогут нам достичь этого”, - сказала Реджина Пиззоли, недавно назначенная СЕО ENCAD. “ Kodak имеет глобальные ресурсы, дополнительный опыт в средах и чернилах и присутствие на многонациональном рынке, что расширит продукцию и услуги далеко за установившуюся базу клиентов, созданную ENCAD до этого приобретения ". 
Фирма будет интегрировать новые струйные принтеры 5260 фирмы Kodak с существующей линией широкоформатных струйных принтеров ENCAD. 

KODAK СООБЩАЕТ О ЧИСТЫХ УБЫТКАХ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ // Информация РМА.
Компания Eastman Kodak Со., Рочестер, Н.Й., США, сообщила о чистых убытках в четвертом квартале на сумму $ 206 миллионов после расходов на перестройку структуры. За тот же самый период год назад, Kodak зарегистрировал чистый доход в $ 194 миллионов. После исключения суммы расходов в $ 262 миллиона на предварительно объявленную перестройку структуры и других невозвратных расходов и подоходного налога в $ 20 миллионов, доход за четвертый квартал 2001 г. составил $ 36 миллионов.
Kodak сообщил о продажах на $ 3.36 миллиарда, на 6 % ниже $ 3.56 миллиарда в 2000 году за тот же период.
В 2002 г. фирма Kodak ожидает другого трудного экономического года, но также ожидает и значительного совершенствования рентабельности своего бизнеса потребительских цифровых камер, лучшего регулирования денежных операций и сокращения капиталовложений.
“В эти жесткие экономические времена мы будем придерживаться нашей финансовой стратегии осуществления наличных расчетов и сокращения долга”, - сказал Дэниел А. Карп, Председатель и СЕО. “Мы соединим эти усилия со стратегией рынка, включающей предложение новаторских, легких в использовании продуктов, которые клиенты привыкли ожидать от Kodak”. 
Продажи сегмента Фотографии насчитывали $ 2.378 миллиардов, снижение на 8% . Оперативный доход для сегмента был $ 59 миллионов, год назад - $ 190 миллионов. Сегмент Фотографии включает Потребительское Изображение, элементы Профессионального, Цифрового и Прикладного Изображения и Изображения Развлечений.
Продажи сегмента Медицинского изображения составили $ 570 миллионов, на 3 % ниже. Оперативный доход для сегмента был $ 66 миллионов, с $ 131 миллионов год назад.
Продажи Коммерческого Изображения - $ 386 миллионов, на 5% ниже. Оперативный доход составил $ 37 миллионов, против $45 миллионов год назад. Сегмент Коммерческого Изображения включает Коммерческие и Правительственные Системы, Документы, Полиграфию, и Широкоформатное Струйной изображение.
Продажи других сегментов составили $ 25 миллионов, рост на 19%. Оперативный доход снизился на $ 44 миллиона прежде всего в результате увеличенных инвестиций, касающихся бизнеса Display Kodak, снижения дохода бизнеса сенсоров фирмы Кодак и влияния общих корректировок компании. Другие сегменты изображения включают бизнес дисплеев, сенсоров и оптики, а также смешанные предприятия. 

FUJI HUNT PHOTOGRAPHIC CHEMICALS, Inc.
Филиал компании Fuji Photo Film Co., фирма Fuji Hunt Photographic Chemicals, Inc. производит и распространяет химикаты для цветной фотообработки, обработки полиграфических материалов и специальные продукты тонкого органического синтеза на химическом рынке под торговыми марками Fujifilm и Fuji Hunt. Фотомаркетинговая группа Fuji Hunt является глобальным дистрибьютором фотобумаг Fujicolor, пленок и камер Fuji. Fuji Hunt распространяет и продает продукты для получения цифрового изображения, включая струйные принтеры, регистрирующие среды и программное обеспечение для управления цветом. Ведущие продукты для рынка полиграфической продукции включают продукты для пробной печати Fuji Hunt Forte и Chempact и химикаты с торговой маркой Fuji Hunt PressMax и Anchor для печатных цехов. Группа специальных химикатов Fuji Hunt производит прекрасные химикаты для специальных целей химического рынка. 

CEWE COLOR И AGFA НАЧИНАЮТ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ МАРКЕТИНГУ DIGIFILM // Информация РМА.
Фирма CeWe Color Holding Co., Corp., Oльденбург, Германия, достигла соглашения с фирмой Agfa Gevaert AG о международном рынке пленки Digi Film. Wulf D. Schmidt-Sacht, член правления CeWe Color Holding Co., ответственный за исследования и разработки, сказал, что соглашение установит DigiFilm “как стандарт для обработки данных изображения для экспозиции на фотобумагу".
'DigiFilm' это компакт-диск, который заменит прежнюю аналоговую пленку. Клиент помещает карту с памятью из своей цифровой камеры в изготовитель DigiFilm и записывает данные на компакт-диск, который уже обеспечен дилером. В зависимости от количества данных этот процесс продолжается около 60 секунд. Компакт-диск содержит все данные об изображении из карты с памятью, а также данные заказа, так что информация может автоматически читаться в лаборатории. После того, как будет указан желательный формат отпечатка, компакт-диск помещается в конверт заказа и отправляется в фотолабораторию.
Клиент может взять карту с памятью с собой и удалить информацию. Компакт-диск DigiFilm будет готов двумя днями позже, вместе с отпечатками на бумаге и индексным снимком.

SPECTOR PHOTO ЗАКАНЧИВАЕТ СДЕЛКУ С KODAK // Информация РМА
Группа Ошибка! Источник ссылки не найден. Бельгия, закончила итоговую часть сделки с Eastman Kodak (Европа). Spector передал акции Австрийской оптовой лаборатории фотообработки Bilderland фирме Kodak. Всего 11 оптовых лабораторий фотообработки и ряд других оптовых организаций, локализованных в Германии, Франции и Австрии, были вовлечены в сделку с Kodak.
Группа Spector Photo Group Фотографии использует фонды от сделки исключительно для сокращения долгов. Все остающиеся объекты группы Spector сегодня выгодны, сказала компания. Spector объявит о финансовых результатах на второй неделе марта. 

ИЗГОТОВИТЕЛИ СОКРАЩАЮТ ПРОИЗВОДСТВО КАМЕР APS // Информация РМА
Newsline International сообщил в декабре, что компания Minolta Со. LTD. запланировала остановить новые разработки камер Advanced Photo System Системы. Согласно JPEA Photo Electro News другие изготовители теперь делают такие же заявления. Недавно сообщили, что из-за уменьшающейся прибыли фирмы Konica и Olympus также отказываются от системы Advanced Photo System, а фирма Pentax сокращает ее производство. Каждая из компаний планирует более сосредоточить свои ресурсы на цифровом отображении.
Фирма Konica прекратила производство камер APS на экспорт в прошлом году и планирует прекратить выпуск внутренних моделей к концу 2002 г., но продолжит производить пленку APS. Minolta сократит производство своих камер APS этой весной. Fuji и Canon будут продолжать производить камеры APS и введут новые типы продуктов APS в этом году. 
JPEA Photo Electro News сообщает, что в течение первых 11 месяцев 2001г. производство компактных камер APS японскими изготовителями уменьшилось приблизительно на 40% по сравнению с 2000 г., в то время как производство цифровых камер выросло на 50 

ДОКЛАД ИССЛЕДУЕТ ТЕХНОЛОГИЮ Super CCD // Информация РМА
В последнем докладе Forbes.com исследовано, как цифровая фотография перешла из категории интересного хобби всего несколько лет назад в серьезную угрозу обычной фотографии на пленке. 
В докладе Forbes.com сказано, что качество изображения цифровых изображений улучшилось до точки, в которой цифровое изображение может выдержать сравнение качества с обычным, из-за пикселей. Доклад также рассматривает сердце цифровой камеры, CCD. Компания Fuji Photo Film Co., LTD. использовала то, что она называет Super CCD в камерах в течение нескольких лет. Используя систему восьмиугольных фотодиодов на чипе, компания нашла способ увеличить число пикселей в конечном изображении. Результатом является то, что камера с 3 мегапикселями может дать изображения с разрешением больше, чем 6 мегапикселей. 
Фирма Fujifilm выпустила три новых цифровых камеры, которые используют технологию Super CCD - FinePix F601, FinePix S602 Zoom и FinePix S2 Pro . S2 - вершина этой линии, нацеленной на профессионалов. С 6 миллионами “эффективных” пикселей камера может снимать изображения с качеством 12,1 млн. "зарегистрированных" пикселей. Она будет доступна во второй половине года. Цена однако не была установлена. В среднем диапазоне новая линия Fujifilm - S602, нацелена на серьезных фотографов. Она имеет разрешение 3-х мегапикселя, но может давать изображения с качеством 6 мегапикселей. Она будет с 6x-кратным зум-объективом и имеет несколько продвинутых особенностей, включая пассивный датчик автофокуса для съемки в различных условиях освещения и широкий диапазон регулируемых скоростей затвора. Она поступит на рынок в июне. Как и с S2, конечная цена не определена. F601 будет нацелен на потребителей. Эта камера имеет то же самое разрешение как S602, но не имеет совершенного зум-объектива. Вместо этого она имеет 3x-кратный зум-объектива. F601 может делать запись коротких звуковых клипов до 30 секунд длиной, которые могут использоваться, чтобы создать альбом цифровых фотографий, сопровождаемых звуком. Она выйдет на рынок в апреле по цене приблизительно $ 600, согласно докладу Forbes.com. 

KODAK ДОЛЖЕН ОПЛАТИТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ЦЕНОВЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ НА СВОЕМ WEBSITE// Информация РМА 
12-часовая погрешность цен на сайте британского филиала Kodak обойдется компании в 2 миллиона фунтов, согласно газете "Файнэншнл таймс". Базирующийся в Хемеле, Kodak LTD согласился оплатить неправильный ярлык с указанием цены при продаже тысяч цифровых камер, согласно сообщению.
Kodak первоначально отказался поставить цифровые камеры, обычно стоящие 329 фунтов, которые по ошибке рекламировались по цене 100 фунтов каждый, после того, как неправильная цена была на сайте в течение 12 часов.
Компания сказала в электронных письмах затронутым покупателям, что заказы, размещенные на website, являются "предложением купить", которое она может отказаться принять, а не обязательными заказами. Но, Kodak отправил по электронной почте покупателям подтверждение их заказов - действие, которое находятся в серой области интерактивного закона.
"Как только Вы приняли заказ, как мне кажется, вы имеете контракт, и обычно Вы не можете отказаться от него", - сказал в статье Иан де Фрейтас из адвокатской конторы Berwin Leighton Paisner.
В прошлом месяце фирма Kodak была под угрозой судебного иска от рассерженных клиентов. Было сказано касательно объявления компании, что она предложит камеры по 100 фунтов каждая всем тем, кто заказал их по этой цене, что “решение этого вопроса имело высший приоритет”.
Согласно статье, Kodak отказался заявить, считает ли оно теперь это заказы юридически обязательными контрактами. Он также отказался подтвердить число людей, заказавших камеры по неправильной цене – говорят, более 10 000 - или сумму потерь.
"Торговля в интернете - это серая область", - сказал Kodak. Но заявил: "Это не юридическое дело, это скорее дело клиентов". 

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧИПЫ БРОСАЮТ ВЫЗОВ ПЛЕНОЧНЫМ ФОТОАППАРАТАМ // News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 12.02.2002
Начинающая компания Foveon из Силиконовой долины сегодня объявила о создании компьютерного чипа, позволяющего цифровым камерам делать снимки, не уступающие по качеству сделанным на 35-миллиметровой пленке. Новый цифровой датчик изображения Foveon X3 улавливает в каждом пикселе красный, зеленый и голубой свет, что улучшает резкость и полноцветность изображения, позволяет избежать нежелательных “радужных” разводов, часто встречающихся на снимках, сделанных с помощью современных цифровых фотоаппаратов. Датчик изображения Foveon X3 определяет цвет с помощью тех же принципов, как и цветная пленка. В случае с пленкой, различные участки цветового спектра по-разному поглощаются фоточувствительным материалом, каждый слой которого воспринимает определенный цвет. Подобно пленке, датчик изображения Foveon X3 состоит из трех слоев фотоприемника на фотосопротивлении, встроенных в кремний, и способен улавливать три цвета в каждом пикселе. Отсюда пошло и название технологии X3 – три цвета в одном пикселе, мельчайшем элементе, из которого состоит цифровое статическое или динамическое изображение. Каждый пиксель на сегодняшний день представлен лишь одним цветом, и компьютерные чипы внутри фотоаппарата должны лишь “догадываться” о насыщенности других цветов. Технология Foveon X3, как заявляют ее создатели, позволяет представлять каждый пиксель полной цветовой гаммой без компьютерной обработки.
Новая технология, по словам создателей, позволит производить более дешевые цифровые фотоаппараты, качество снимков которых будет неотличимо от сделанных с помощью дорогих цифровых или пленочных камер. Несмотря на все успехи, которых достигла цифровая фотография за последние несколько лет, лишь самые дорогие цифровые камеры могут соперничать с пленочными по резкости и насыщенности цветов. 
"Существующая на сегодняшний день технология датчиков изображения не позволяла цифровым камерам реализовать весь свой потенциал", - заявил Джим Ло (Jim Lau), исполнительный директор Foveon. – "Мы верим, что достижения технологии Foveon X3 приведут к формированию нового поколения цифровых камер во всех классах". 
Новое поколение цифровых фотоаппаратов впервые будет показано 24 февраля на выставке цифровой фотографии во Флориде, сообщили представители Foveon. Первым производителем датчиков изображения Foveon X3 станет корпорация National Semiconductor, один из инвесторов Foveon. Первые цифровые фотоаппараты, использующие технологию Foveon X3, будут выпущены компанией 

ФИРМЫ KODAK И GLOBEXPLORER ЗАКЛЮЧИЛИ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПОСТАВКЕ АЭРОСНИМКОВ // Информация РМА
Eastman Kodak Со., Рочестер, США, и GlobeXplorer Inc., который распределяет интерактивные воздушные и спутниковые фотографии через Интернет, заключили соглашение о поставках коллекции аэро- и космических фотографий коллекции Kodak Citipix imagery клиентам GlobeXplorer, включая MapQuest и Maps.com. Условия не были раскрыты. Как часть соглашения, отделение Коммерческих и Правительственных Систем Кодак сделает доступными авуары Kodak Citipix imagery. GlobeXplorer также обеспечит клиентуру распределения в отраслях промышленности недвижимости, страхования и профессионального картографирования. GlobeXplorer будет иметь доступ к коллекции существующих цифровых изображений Кодак, насчитывающей более 200 терабайт информации с высоким разрешением, которая охватывает области более, чем 60 крупных городов в США. Соглашение также обеспечивает фирме GlobeXplorer доступ к новым изображениям, поскольку собрание аэроснимков Кодак расширяется. 

ВЕНЕЦ ТЕХНОЛОГИИ KYOCERA// Д. Борушевский, Computerworld, #08/2002.
Подведены итоги работы компании в России и представлен новый принтер
Компания APT, эксклюзивный дистрибьютор принтеров Kyocera Mita в России, 12 февраля подвела итоги своей деятельности в России за 2001 год и объявила о выводе на наш рынок цветного лазерного принтера FS-8000.
По словам генерального директора АРТ Виктора Мочалова, в прошлом году продажи техники Kyocera выросли на 214% по сравнению с 2000 годом, а количество проданных принтеров достигло 9,5 тыс. шт. Основную долю реализованного оборудования (79%) составили персональные принтеры, на офисные машины пришлось 11%, на высокопроизводительные принтеры — 10%. Кроме того, за прошедший год число дилеров компании возросло на 30%, а число авторизованных сервисных центров достигло 29. За прошлый год было реализовано также несколько тендеров, основными из которых Мочалов назвал тендеры в Министерстве внутренних дел, Пенсионном фонде, Министерстве финансов и Сбербанке.
FS-8000 является вершиной модельного ряда принтеров Kyocera Mita. Он стал первым в линейке цветным принтером, реализующим технологию Ecosys, позволяющую значительно экономить тонер и другие расходные материалы. В принтере не используется картридж в традиционном понимании. Тонер, барабан и девелопер конструктивно разделены, что позволяет существенно снизить общую стоимость владения. Принтер FS-8000С оснащен мощным процессором PowerPC 750CX 400 МГц, который обеспечивает печать 8 страниц А4 либо 4 страниц А3 в цвете и 30 страниц А4 либо 15 страниц А3 в черно-белом режиме. Принтер позволяет воспроизводить 256 градаций на точку при стандартной разрешающей способности 600 dpi. Кроме того, в принтере используется технология подстройки под параметры окружающей среды, улучшающая качество печати и позволяющая еще больше экономить тонер. Результатом этих усилий стала весьма низкая стоимость отпечатков: цветная страница А4 стоит меньше 0,06 цента с учетом эксплуатационных затрат при 5-процентном заполнении для каждого цвета, а черно-белая страница — 0,005 цента при 5-процентном заполнении. В принтере допускается установка карты памяти CompactFlash, на которой можно сохранять часто используемые файлы, формы, шрифты, логотипы и макросы Prescribe.
Кроме того, на принтер можно установить жесткий диск, что превращает его в полноценный сетевой принтер. Для работы с заданиями, сохраненными на жестком диске, может использоваться ЖК-панель принтера либо сканер штрих-кодов.

“СИСТЕМЫ НА КРИСТАЛЛЕ” ДЛЯ ФОТОКАМЕР//Computerworld, №08/200205.03.200
Fuji Photo Film лицензировала технологию Xtensa Processor Generator у компании Tensilica. Сделка позволит Fuji разрабатывать так называемые “системы на кристалле” для использования в составе будущих моделей фотокамер. Xtensa Processor Generator позволяет инженерам буквально за часы проектировать процессорные подсистемы и создавать среды разработки ПО для них. Tensilica была образована в 1997 году с целью освоения быстрорастущего рынка конфигурируемых процессоров и средств разработки ПО для встроенных систем, выпускаемых массовым порядком.

XEROX ОБНАРОДУЕТ ПЛАНЫ//Д. Гапотченко, Computerworld, №04/2002, 04.02.2002
Годовой оборот Xerox в России достиг 117 млн.
Почти сразу по выходе деловой жизни из череды праздников, 23 января, итоги прошедшего года подвела “Ксерокс (Россия и СНГ)”, наряду с офисом Xerox Europe представляющая в нашей стране интересы соответствующей корпорации.
Глава обеих структур Игорь Симонов объявил, что оборот Xerox в России увеличился на 36% и достиг 117 млн. долл. Опережающими темпами росли продажи оборудования — на 56%, для сервиса (постепенно передаваемого партнерам) и продажи бумаги рост составил 15-20%. “Отставание” Симонов объяснил “логистическими проблемами” с импортом. Российское производство фирменной бумаги всех потребностей рынка не покрывает, но тем не менее является вполне прибыльным.
Среди групп оборудования не удалось добиться прогресса лишь в сегменте персональных аналоговых копиров, где царит Canon. Во всех остальных областях дела идут наилучшим образом. Персональных лазерных принтеров продано в 2,5 раза больше (всего более 70 тыс. устройств). Офисных устройств всех типов — около 20 тыс., причем рост продаж цифровых устройств составил 300%, аналоговых — 85%. Систем оперативной печати продано около трех десятков, причем полноцветных устройств NowPress — 19 (в прошлом году — 5).
Хотя доля России в общемировом обороте Xerox по-прежнему остается “ничтожной” (около 1%), это существенно больше, чем пару лет назад, когда доля нашей страны не превышала полпроцента. При этом по производительности труда (обороту на сотрудника) российская часть корпорации — лучшая. По оценке Симонова, если мировой оборот IBM впятеро больше аналогичного показателя Xerox, то в России соотношение приблизительно 1,5:1.
План “Ксерокс” на 2002 год — 130 млн. долл. (рост по сравнению с прошлым годом — 11%). Точнее, это формальный план, на самом деле Симонов полагает, что компании удастся достичь уровня продаж в 150 млн. (рост — 28%). Что ж, грамотно составленный план — основа его перевыполнения.

ПРОИЗВОДСТВО ТРЕХМЕГАПИКСЕЛЬНЫХ КАМЕР РАСТЕТ. //3dnews, 11.03.2002
Впервые за все время производства цифровых камер в Японии, трехмегапиксельные камеры опере-жают своих 2х мегапиксельных собратьев.
В январе произведено камер:
· менее 2х мегапикселов - 126,174 (18%)
· от 2х до 3х мегап. камер - 276,855 (40%)
· и камер от 3х мегапикселов и выше - 294,172 (42%)
В марте и апреле многие компании намерены выпустить новые модели цифровых камер, и в основном это будут 3х и более мегапиксельные камеры.

НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЗЕРКАЛЬНЫХ ФОТОКАМЕР - ЧЕЙ АППАРАТ ЛУЧШЕ?// 
Журнал “Спрос”, 02, 2002г.

В статье, опубликованной в журнале Спрос, приводятся результаты испытания зеркальных фотокамер японского, китайского и российского производства, их технико-экономические характеристики и цены. По результатам испытаний лучшей оказалась камера китайского производства Olympus IS-200.

РАЗНОЕ

МИФ О БЕЗУПРЕЧНОСТИ СТАЛИ. ПОЧЕМУ РЖАВЕЕТ НЕРЖАВЕЙКА? // SciTecLibrary, 27 февраля 2002 г.
Нержавеющая сталь не столь уж безупречно противостоит ржавчине, как считают многие. Группа британских ученых выяснила почему.
Доктор Мэри Риан из Имперского Колледжа Научной Технологии и Медицины и ее коллеги сообщили в журнале “Природа” на прошлой неделе, что они установили причину так называемой "точечной коррозии" стали. Эти крошечные поры ржавчины покрывают всю поверхность нержавеющей стали, делая ее более слабой.
Неизбежный загрязнитель - сульфиды, компоненты которых всегда присутствуют в сталелитейном процессе металлургического производства, могут приводить к коррозии даже нержавеющей стали. Нержавеющая сталь – это сплав, содержащий, по крайней мере, 12 процентов хрома, который создает очень тонкий слой из инертной окиси хрома (оксид хрома) на поверхности.
Этот химически пассивный слой на поверхности останавливает нержавеющую сталь от разъедания.
Однако, нержавеющая сталь коррозирует во влажных и соленых средах, подобно тем, что расположены вблизи морских побережий.
Предварительно полагали, что нестойкость стали образуется из-за сернистых примесей, присутствующих во влажных солянокислых ионах, которые формируют коррозийный сероводород.
Однако новое исследование показало, что причиной коррозии является сама сера, которая имеет более низкую температуру плавления, чем сталь, и, во время литья, в течение короткого времени после того, как сталь укрепилась, попадает в структуру поверхности металлических листов прокатной стали.
Эти частицы примеси "всасывают" хром из окружающей стали, создавая области (точки) слабости на поверхности нержавейки. Как только подобные соединения достигают внешней поверхности металла, эта область может быть подвержена коррозии точно также как и железо. Именно поэтому нержавеющая сталь – не столь идеальная “нержавейка”, как принято считать.
Точечная коррозия может разрастаться, проникая на несколько миллиметров в глубину стальной поверхности листа и через месяцы может приводить к появлению сквозным отверстий.
Доктор Риан и его исследовательская группа использовали масс-спектрометрическую методику, чтобы наблюдать поведение серы в стали.
Сталь, которую они использовали, содержала 17-18 процентов хрома, но в областях вокруг примесей серы, содержание хрома было уже на уровне 12-14 процентов, что делало эти области уязвимыми к коррозии.
Примеси серы в нержавеющей стали имеют и целенаправленное использование. В то время как они недопустимы в судопроизводстве, они необходимы, когда сталь используется в быту на суше, поскольку они помогают "ослаблять" прочность стали на столько, чтобы ее листовые заготовки можно было резать на более мелкие детали и использовать по назначению, например, для штамповки металлических раковин, столь популярных сегодня на домашних кухнях.
Фактически, в некоторые виды стали преднамеренно вводится сера, чтобы облегчить их обработку. Именно этот тип стали и использовался в новом исследовании, чтобы было легче на нем найти примеры точечной коррозии.


Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000
Фотопанорама-2001 / Фотопанорама-2002

Редакция

 

выход / в начало