№ 6, 2001


 

Творческий союз "Фотоискусство"
Союз научной и прикладной фотографии

Составители: кхн О.В.Пясецкая, ктн И.А.Малахова, ктн А.В.Старичков

ТРАДИЦИОННАЯ И ЦИФРОВАЯ  ФОТОГРАФИЯ

ФОТОПРОЦЕССЫ

Geng Xioqiang. Predicting the Future of the Silver Halide and the Digital Photography through Comparing These Technology Characteristics// Information Recording Materials. – 2000. – Vol.1,No.3.- P. 35-39 (кит.).
Дан анализ развития и перспектив галогенсеребряной фотографии и цифровой фотографии посредством сравнения структуры и формирования изображения на цветной пленке и на ПЗС и CMOS в цифровом фотоаппарате. Предсказывается, что эффективность образования изображения на цветной пленке, зависящая от степени поглощения действующих на эмульсионные слои фотонов и конверсии поглощенных фотонов в центры скрытого изображения, в будущем будет увеличена в несколько раз.  Также предполагается, что превосходство цветной пленки над цифровыми изображениями в отношении качества сохранится и в будущем, так как эффективность образования изображения на ПЗС основано на эффективности процесса поглощения падающих фотонов и конверсии фотонов в фотоэлектроны, которая имеет малый потенциал для улучшения. Но прогресс в технологии CMOS приведет и к прогрессу цифровой фотографии. 
 
Новая концепция удвоения фотографической чувствительности// Journal of American Chemical Society (Jerome R. Lenhard, Annabel А.Muenter, Stephen А. Godleski, Ian R. Gould и Samir Farid, J.Am. Chem. Soc, 122, 11934 (2000)
 Ученые фирмы Kodak используют концепцию удвоения чувствительности фотографической пленки без ухудшения качества изображения. Она выглядит примерно так. Сенсором света в обычной фотографии является микрокристалл галогенида серебра. При экспонировании светом формируется стойкое "скрытое изображение", которое  усиливается фотографическим проявителем. Миллионы этих кристаллов создают в фотографической структуре конечное изображение. В цветной фотографии свет адсорбируется красителем, находящимся на поверхности галоида серебра. Возбужденный краситель затем переносит электрон в галоид серебра, где он помогает росту скрытого изображения. В этом процессе сам краситель окисляется. Этот процесс работал больше столетия - фотон попадает на кристалл галоида серебра, электрон высвобождается. Это казалось непоколебимым.
Новая концепция увеличения эффективности фотографических систем, двухэлектронная сенсибилизация, использует химический потенциал, накопленный в окисленном красителе. В обычной фотографии последующие реакции окисленных красителей не управляемы и могут, фактически, включать реакции обратного перехода электрона (рекомбинация).
В двухэлектронной схеме сенсибилизации фирмы Кодак к фотоэмульсии добавляется специально разработанная электроно-донорная молекула, X-Y. Эта молекула переносит электрон к окисленному красителю, создавая катион радикала, X-Y • +. Катион радикала затем претерпевает реакцию фрагментации, чтобы дать радикал Х •, и устойчивый катион, Y +.
Радикал Х может инжектировать электрон в полосу проводимости галоида серебра. Таким образом, окисленный краситель, который является сильным окислителем, заменяется радикалом, X, который является сильным восстановителем. Таким образом, двухэлектронная схема переноса имеет потенциал удвоения фотографической чувствительности, потому что на один поглощенный фотон вводятся два электрона.
Исследовательская группа фирмы Kodak идентифицировала несколько богатых электронами молекул X-Y, которые отвечают этим критериям, используя фотолиз лазерной вспышкой, чтобы определить кинетику фрагментации и восстановительную способность полученных радикалов. Фотографические данные по росту чувствительности были действительно получены, таким образом подтверждая жизнеспособность двухэлектронной концепции сенсибилизации. Шесть американских патентов, выпущенных по основной концепции, патентуют различные классы электронно-донорной молекулы X-Y и различные методы их прикрепления к поверхности галоида серебра.
 
ФОТОМАТЕРИАЛЫ

Новая INK-JET бумага//subscribe.ru 25.04.2001
Epson выпустил новую специальную бумагу для струйных принтеров ColorLife Photo Paper. Отличие от предыдущих типов бумаги – повышенная стойкость к внешним воздействиям (солнечный свет и влага). В частности обещают что отпечаток на ней не будет выцветать на протяжении 25-27 лет.
Также, обещают что внешне она не будет отличаться от обыкновенной фотобумаги, и отпечаток будет максимально похож на фотографию. Бумага подходит для следующих принтеров: EPSON Stylus Photo 870, 875DC, 1270, 780, 785EPX, 890 и 1280.
 
Agfa  переределывает упаковку, чтобы защитить пленочные материалы во время отгрузки и обращения с ннми// Информация РМА
Agfa-Gevaert, Mortsel, Бельгия, объявила о мерах по гарантии качества разработанных упаковок, чтобы предохранять от повреждения материалы типа Alliance и Impower Plus во время отгрузки и обращения с ними. Все упаковочные материалы, включая внутренние и внешние фланцы пленки и коробки для хранения, переработаны таким образом, чтобы обезопасить пленку и гарантировать оптимальное обращение с ней.
Фланцы или наконечники на концах, которые надежно удерживают намотанную пленку на месте, были переделаны с использованием полиуретанового-ПЭТ ламината. Новый внутренний фланец надежно удерживает пленку на месте и гарантирует равномерность во время перемотки. Два внешних жестких защитных транспортных фланца скреплены вместе, надежно удерживая рулон пленки и оберегая сердечник от любого повреждения или давления во время отгрузки.
Для защиты широких рулонов во время транспортировки фирма Agfa размещает рулоны с фланцами в очень толстой гофрированной коробке с двойной крышкой. Фирма также старается сократить ненужные потери, отгружая в каждой коробке минимум по два рулона. Два рулона в транспортной упаковке предохраняют от повреждений также большие фланцы, которые увеличивают жесткость картонных коробок.
Для большей легкости в пользовании фирма Agfa прибавила отрывную ленту вдоль внешнего картона для простого открывания и повторного закрывания. Очень большие листы, типа тех, что используются в фотонаборных устройствах Barco, размещаются в коробке эмульсией наружу. Это устраняет необходимость переворачивать пленку в фотонаборном устройстве, предотвращая любое повреждение пленки, даже небольших маркировок. На этикетке пленки также четко отмечено "эмульсией вниз".
Новая упаковка будет применяться немедленно во всех отгрузках пленок Alliance и Impower Plus.
 
ФОТОАППАРАТУРА

Три способа фотосъемки//Билл Ховард, PC Magazine/RE, 5/2001, р.96
Для многих пользователей решение о переходе к цифровой фотографии связано не столько с выбором цифровой камеры, сколько с вопросом о том, нужна ли она им вообще и не лучше ли остановиться на традиционном пленочном аппарате. А в некоторых случаях целесообразно рассмотреть еще и третий многообещающий вариант: цифровые записывающие видеокамеры.
Достоинства и недостатки
Цифровые фотокамеры не имеют себе равных при подготовке материалов для публикаций в Web. Чем чаще вы снимаете, тем больше экономите на пленке. Цифровая камера вполне подойдет для кратковременной съемки, фиксирующей какое-то событие (скажем, повреждение здания ураганом). Если вам нужно получить изображение, которое не испортится под воздействием влаги и солнечного света, цифровая камера совершенно незаменима. Она к тому же действует как фотоаппарат-поляроид: на расположенном сзади ЖК-дисплее можно сразу же после съемки показать полученные снимки своим коллегам.
Пленочные фотокамеры как нельзя лучше подойдут для интенсивных съемок с применением телеобъектива (спортивные соревнования и съемки скрытой камерой) или широкоугольного объектива (внутри помещений); необходимая для этого смена объективов возможна только в однообъективных зеркальных пленочных фотоаппаратах. В отличие от цифровых камер более дешевые пленочные аппараты не позволяют получать изображения с меньшим разрешением: вы вряд ли сможете разглядеть различия между отпечатками 20х25 см, сделанными 100- и 1000-долларовой пленочными камерами.
Сравнение характеристик фотоаппарата и цифровой видеокамеры более актуально для отдельных любителей, снимающих дома, чем для профессионалов. Семейные события могут быть запечатлены как на фотоснимках, так и на видеопленке, но приобретение и фотоаппарата, и цифровой видеокамеры все-таки накладно.
Выбор наилучшего варианта
Вот мои рекомендации для возможных конкретных случаев.
• Фоторедактирование. Лучшего качества можно добиться, если начать работу с цифрового изображения, а не со сканирования отпечатка 10х15 см. Если вы редактируете фотографии, то цифровые камеры предпочтительнее.
• Панорамная фотосъемка. Перекрывающиеся цифровые фотоснимки легко “сшиваются” в единую панораму с помощью программ Quick-Stitch фирмы Enroute или My PhotoBubble компании iPIX; при работе с объективом и штативом фирмы iPIX (350 долл. при прямых поставках, www.ipix.com) можно получить даже круговую панораму. Этот метод не годится для групповых фотографий, потому что люди не будут долго стоять неподвижно, пока снимается несколько кадров.
• Макрофотосъемка. Здесь цифровые камеры вне конкуренции. Даже без вспомогательных принадлежностей они обеспечивают фокусировку вплоть до нескольких сантиметров,
• Спортивные соревнования. Воспользуйтесь однообъективным зеркальным пленочным фотоаппаратом с 200- или 300-мм объективом либо цифровой видеокамерой, которая при 10-кратном оптическом изменении масштаба изображения обеспечивает большее увеличение, чем телеобъективы пленочных камер. Трехкратные вариообъективы цифровых фотоаппаратов (с эквивалентным изменением фокусного расстояния от 35 до 105 мм) значительно уступают им.
• Сюжетные съемки. Здесь также при выборе пленочного фотоаппарата или цифровой видеокамеры необходимо руководствоваться разными соображениями в зависимости от каждого конкретного случая. Многие цифровые видеокамеры действуют с заметным запаздыванием. Если вы не произведете предварительную фокусировку и экспонирование (при неполном нажатии на спусковую кнопку), то между моментами нажатия спусковой кнопки и записи изображения иногда проходит одна-две секунды. Отправляясь в последний отпуск, мы взяли с собой целую сумку аппаратуры, в том числе цифровые видеокамеры, цифровые и пленочные аппараты, с тем чтобы воспользоваться ими в ходе экскурсии, посвященной знакомству с жизнью китов. Киты не самые быстрые создания, но, пока в цифровом аппарате производились расчет экспозиции и фокусировка, они успевали взвиться над водой и скрыться в глубине. У меня осталась дюжина вполне приличных снимков китов и две дюжины фотографий с морской рябью на том месте, где они только что плавали. Пленочный аппарат проявил себя очень хорошо, но поистине непревзойденной оказалась цифровая видеокамера.
• Доступная по цене комбинация фотоаппарат-видеокамера. Цифровую видеокамеру можно дополнить 100-долларовым пленочным фотоаппаратом, но вряд ли удастся найти дешевую цифровую видеокамеру, которая дополнила бы 750-долларовый трехмегапиксельный цифровой фотоаппарат.
• Видеокамеры, фиксирующие неподвижные кадры. Цифровые камеры могут записывать на видеопленку неподвижные изображения с максимальным значением разрешения 720х480 пиксел. Модели Sony DCR-РС100 и JVC GR-DVL9800U (реальная розничная цена каждой из них 1800 долл.) с одномегапиксельными ПЗС обеспечивают получение более качественных изображений с большим разрешением.
Цифровые аппараты для видеосъемки. Восемь из девяти рассмотренных в обзоре трехмегапиксельных цифровых аппаратов допускают запись видеофильмов, которые воспроизводятся, однако в виде 10-с последовательности дергающихся кадров с разрешением 320х200. Даже некоторые видеокамеры переходного типа, такие, как громоздкая 2,1-мегапиксельная модель Sony MVC-CD1000 с 156-Мбайт трехдюймовым CD-R или 1,3-мегапиксельная Panasonic PV-SD4090 со 120-Мбайт накопителем SuperDisk, не в состоянии фиксировать длительные фрагменты так, как цифровая записывающая видеокамера.
Что беру с собой я? Много лет я пользовался однообъективными зеркальными пленочными фотокамерами и отказываться от них не собираюсь, хотя и откладываю покупку еще какой-нибудь новой аппаратуры. В длительные частные поездки я беру с собой аппаратуру всех трех типов — пленочную, цифровую и видео, однако во время повседневных прогулок, не считая семейных спортивных выходов (когда я пользуюсь цифровой записывающей видеокамерой), предпочтение отдаю цифровой фотокамере. Цифровые фотокамеры достаточно точно передают цвет. Мне нравятся более дорогие трехмегапиксельные камеры, но вас не разочаруют и двухмегапиксельные.
     
Сканер-микроскоп// И. Кондратьев,“Computerworld Россия”, 15-16/2001
Компания Hewlett-Packard представила новую концепцию сканеров
 
Новые сканеры ScanJet 7400c комплектуются активным адаптером для ввода стандартных 35-миллиметровых фотопленок, а также пленок размером до 12,7х12,7 см  
Как полагает менеджер Hewlett-Packard по продукции Роман Монин, новые профессиональные планшетные устройства семейства ScanJet 7400c (формата A4) могут работать практически как микроскопы, увеличивая мелкие детали сканируемого изображения без потери четкости.  
Подобная возможность обеспечивается за счет повышения оптического разрешения сканирующих аппаратов. По словам Монина, разрабатывая технологии сканирования, HP никогда не считала “гонку за спецификациями” самоцелью. Однако следование философии “решения реальных проблем клиентов” побудило специалистов компании увеличить разрешающую способность вновь выпускаемых на рынок устройств.
“Клиентам нужно разрешение в 2400 точек на дюйм, — полагают в HP, ссылаясь, в частности, на результаты исследований Infotrends. — Вскоре такое разрешение станет стандартным”.
Рассматривая возможные способы достижения требуемого уровня разрешающей способности, в HP разработали новую концепцию построения сканирующих устройств. Созданные на ее основе аппараты семейства ScanJet 7400c представляют собой фактически пару сканеров, заключенных в едином корпусе и предназначенных для решения двух самостоятельных задач: ввода изображений с высокой степенью детализации (с разрешением 2400 точек на дюйм при 48-разрядной глубине цвета) и быстрого сканирования оригиналов (600 точек на дюйм).
Для решения первой задачи была предложена оригинальная схема с применением ПЗС-матрицы удвоенной длины с “плавающими” пикселами. Как отметил Монин, подобное решение позволило добиться необходимого разрешения без заметного изменения цены устройства. В то же время реализация альтернативных способов повышения разрешающей способности сканера, например использование нового сенсора с меньшим размером пиксела, могла бы существенно затормозить внедрение усовершенствованных устройств.
Помимо сдвоенного ПЗС-датчика сканеры серии ScanJet 7400c отличаются от предыдущих моделей более совершенной оптической системой, а также лучшими условиями освещения оригиналов (для этого в новых сканерах используются две лампы).
Для предварительного просмотра отсканированного с помощью ScanJet 7400c изображения требуется 4 секунды, а последующий ввод осуществляется со скоростью до 15 стр./мин (при подключении устройства автоматической подачи документов).
Устройства оснащены набором кнопок, упрощающих выполнение ряда стандартных задач (распознавание текста, копирование, отсылка электронной почты и др.), и комплектуются новой версией ПО Precision ScanPro с интегрированными функциями, позволяющими теперь распознавать многоязычные документы.
Кроме того, новые сканеры комплектуются активным адаптером для ввода стандартных 35-миллиметровых фотопленок, а также пленок размером до 12,7х12,7 см. Для подключения устройств к компьютеру предусмотрены SCSI- и USB-интерфейс.
Серия ScanJet 7400c, пришедшая на смену аппаратам семейства ScanJet 6300c, состоит из трех моделей, различающихся комплектацией. Рекомендованная розничная цена базового устройства ScanJet 7400c составляет 499 долл.; модели ScanJet 7450c (699 долл.) и ScanJet 7490c (899 долл.) поставляются с автоподатчиком документов. В комплект поставки устройства ScanJet 7490c входит также пакет Corel Draw 9.0.
Презентация сканеров семейства ScanJet 7400c состоялась 3 апреля. В тот же день было объявлено о начале продажи еще одной новинки — сканера начального уровня ScanJet 2200c.
Он обладает оптическим разрешением 600 точек на дюйм и использует для обработки цвета 42 разрядов. ScanJet 2200c (розничная цена — 89 долл.) заменяет менее производительную модель ScanJet 3300c, обладая при этом еще и большей компактностью по сравнению со своей предшественницей. Рассчитанное на начинающих пользователей устройство ScanJet 2200c дает возможность запуска процесса сканирования “одним нажатием кнопки”, автоматически оптимизируя параметры изображения в зависимости от типа оригинала (текст, графика, фотоснимок).  
 
создан новый аппарат для распечатки цифровых фотографий// InfoArt News Agency, 04.05.2001
Casio сделала интересный аппарат для публичного пользования - Let's Photo. Эта машина позволяет кому угодно за определенную плату распечатывать свои фотографии "не отходя от кассы".
У Let's Photo есть CompactFlash, SmartMedia, Memory Stick, Type II PC card слоты, плюс обычный 1,44 Мб флоппи-дисковод. В "фотопечатной машине" стоит сублимационный принтер. Разрешение - 322 dpi, максимальный размер печатаемой фотографии - 4,096х4,096, скорость печати - 7 с на снимок. Поддерживаются лишь форматы JPEG и TIFF. Компания планирует поставить и установить до 3000 подобных машин в первый год.
Цена Let's Photo будет не превышать миллиона иен ($8200), а приблизительная средняя стоимость одной фотографии составит около 50 иен ($0,4).
 
фотографию можно увидеть по телефону// News.Battery.Ru, 07.05.2001
Цифровой фотоаппарат Polaroid"s PDC 640 Modem Camera позволяет посылать отснятые фотографии по электронной почте без использования персонального компьютера. Кроме того при этом не используется и сотовый телефон, как у некоторых моделей Kodak, а сам фотоаппарат включается в обычную телефонную розетку. Время загрузки - отправки по почте или на специальный сайт для хранения фотографии разрешением 640х480 пиксел занимает около минуты, а при большом разрешении может доходить и до семи минут. Ежегодная подписка на этот сервис стоит $59.95, который включает неограниченный размер загрузки. Цена самого фотоаппарата составляет  249$ - обычная цена для цифровой камеры.
 
Canon: цифровая камера Digital Elph //Компьютерные новости, 12.05.01
 
Canon выпустила новую цифровую камеру PowerShot S110 Digital Elph, которая предназначается для замены предыдущей S100 модели. Камера оснащена 2,1 мегапиксельной ПЗС матрицей, позволяет осуществлять 2-кратное оптическое увеличение и состыковываться с фотопринтером CP-10. Максимальное разрешение фото - 1600x1200. Плюс камера способна снимать видеоролики (640x480, 20 кадров в секунду+аудио). Интерфейс - USB, в комплекте поставляется 8 Мбай CompactFlash карта. Цена - $599, в продаже камера появится в июне.  
РЫНОК ФОТОТОВАРОВ И УСЛУГ

Российский рынок цифрового фото//CRN/News, 10 апреля 2001 г.   
В дискуссии приняли участие представители 11 ведущих производителей, дистрибьюторов и дилеров. Обсуждение затронуло очень широкий круг вопросов - сегментация и оценка масштабов рынка, позиционирование различных вендоров и реселлеров, развитие каналов продаж и искоренение "серого" импорта, создание инфраструктуры цифровых фотосервисов, маркетинговое продвижение оборудования и услуг и т. п. О некоторых из наиболее важных проблем лучше всего услышать от самих участников встречи.  
 
Петр Михеев - президент компании “Алион” (на круглом столе — уполномоченный представитель Olympus):
"Компания Olympus первой на российском рынке стала тесно работать с дистрибьюторами. Четыре года назад до 95% продаж приходилось на компьютерные фирмы, которые тогда по сравнению с фотокомпаниями были мобильнее, активнее и лучше понимали перспективы цифровой технологии. Сегодня доли этих двух каналов примерно одинаковы, плюс появился и третий канал - продавцы аудиовидео- и бытовой техники. Разницы между каналами уже практически нет. За исключением корпоративных продаж, цифровые камеры сейчас продаются в компьютерных салонах, фотомагазинах, в магазинах бытовой и электронной техники, даже в книжных магазинах. Из какого канала - компьютерного или фото - попадает туда товар, значения не имеет. Главное, чтобы он доходил до потребителя, а продавцы были квалифицированны и могли ответить на все возникающие вопросы.
Еще 3-4 года назад довольно большая часть продукции Olympus поставлялась с американского рынка, но сейчас "серые" поставки мизерны, поскольку компания изначально выбрала правильный канал для дистрибуции, проводила ясную маркетинговую и рекламную политику. Можно сказать, что в 1997-1998 гг. практически вся информация о цифровом фото до российского рынка доносилась устами Olympus.
Если говорить о сервисе в области цифрового фото, то компания Olympus главное внимание уделяет развитию технического, гарантийного и послегарантийного обслуживания. Цифровая камера - это сложное изделие, и у покупателя даже после прочтения инструкции вполне могут возникать вопросы о том, как им пользоваться. Поэтому примерно три года назад компания начала создавать в России сервисную инфраструктуру. Первый сервис-центр был открыт на базе дистрибьюторской компании "Алион", а сейчас таких центров уже два".  
 
Роман Монин - менеджер по маркетингу компании Hewlett-Packard:
"Сегодня существует два встречных вектора в освоении технологии цифрового фото. Первое проповедуется компаниями, занимающими лидирующие позиции в традиционной фотографии. Для них цифровая камера остается центральным звеном процесса, приобретающего более широкие возможности. С другой стороны, цифровая камера активно продвигается производителями компьютерной техники, которые склонны видеть в ней новое периферийное оборудование, которое гармонично сочетается с иными устройствами (принтеры и т. д.) в виде законченного решения "цифровой фотостудии".
Hewlett-Packard придерживается второй схемы продвижения, поэтому до 90% поставок наших фоторешений производится через сложившийся розничный канал дистрибуции компьютерной периферии. Однако в перспективе мы не исключаем, что магазины традиционной фототехники тоже станут нашим каналом сбыта. Я уверен, что понятие "периферийное оборудование" в сегменте индивидуального пользования уже через пару лет трансформируется в разряд бытовой техники, и устройства будут продаваться в обычных магазинах, наряду с телевизорами и пылесосами.
Если говорить об информационной составляющей рынка, то мы следуем нашей традиционной стратегии обучения рынка, демонстрируя потенциальным пользователям преимущества цифрового фото. Этой цели служит и Интернет-инициатива НР, запустившей свой сайт www.smartprint.ru в июне прошлого года день в день с проектом Fotki.Ru. Любой посетитель сайта, зарегистрировавшись, получает право заказывать печать своих цифровых снимков. Переданные на сайт файлы изображений распечатываются в формате 10 х 15 на одном из выбранных фотопринтеров НР, а затем высылаются почтой по указанному адресу в пределах РФ. Весь сервис предоставляется бесплатно. Сейчас аудитория сайта составляет порядка 20 тыс. зарегистрированных пользователей, для которых ежемесячно печатается около 4000 фотографий, 70% которых отправляются в регионы. Этот сервис существует исключительно как "образовательно-маркетинговый" инструмент, позволяющий нам установить контакт с нашей аудиторией. Мы также предлагаем его партнерам для проведения совместных акций. Нет ничего лучше в продвижении новинки, чем дать ее попробовать!"  
 
Василий Бурмистров - глава представительства Nikon в СНГ:
"Вполне вероятно, что в будущем цифровая фотокамера будет ассоциироваться просто с домашним оборудованием. Но Nikon позиционирует свой товар в первую очередь для тех профессионалов и любителей, кому нужны высококачественные изображения, поэтому для нашей "классической" фотокомпании наибольший интерес представляет фотоканал, через который проходит 70% продаж; остальные 30% - через компьютерные фирмы. Однако это ситуация на данный момент, и, возможно, в ближайшем будущем и у нашей фирмы появятся модели среднего и верхнего нижнего ценового сегментов, для продвижения которых значение ИТ-каналов возрастет.
Что касается сдерживающих факторов развития рынка, то это в первую очередь массовая печать. Поскольку мы не производим никаких принтеров и другого оборудования для печати фотографий, то остается надеяться на других производителей. Насколько мне известно, активизация в этой сфере наблюдается примерно со второй половины прошлого года, когда у всех участников рынка появилась большая заинтересованность в продвижении этого сервиса. Рост спроса подтверждают и наши дилеры, которые также активно занимаются продажей цифрового оборудования для печати, в том числе массовой.
В плане поддержки рынка важны три фактора: техническое обслуживание, популяризация цифрового фото и информационная поддержка пользователей. Сейчас мы располагаем двумя сервисными центрами по фототехнике, с этого года один из них авторизован ремонтировать цифровую технику. Специалисты нашего офиса будут заниматься развитием службы поддержки и обучением специалистов сервисных центров. Кроме того, мы осуществляем информационную поддержку через сайт www.nikon.ru. Там можно проконсультироваться с техническим специалистом по любым вопросам использования цифровых камер".  
 
Сергей Саморуков - менеджер по продуктам компании Seiko Epson:
"Epson выходит на рынок цифрового фото не просто с камерами и струйными принтерами, а с комплексными решениями на их основе. Каких-то специализированных каналов для их продвижения нет. В основном все это продается через розничные компьютерные магазины в Москве и через обычных региональных дилеров. В то же время мы накапливаем опыт общения с традиционными фотомагазинами, в частности с "Сивмой", где проводили демонстрации и продавали некоторое оборудование. Но в этом движении к фотоканалу нет особой стратегии, скорее всего, это просто естественное развитие рынка.
Одним из интересных направлений развития рынка мы считаем создание на базе партнеров сервисов крупноформатной печати фотографий. Многие из них располагают оборудованием серебряной печати обычных фотографий, но оно не позволяет удовлетворить потребности в отпечатках большого размера. Зачастую, человек, получивший отпечаток 10 х 15, просит напечатать его в формате А4, А3 и даже больше. И тут на помощь приходят наши 22- и 44-дюйм фотопринтеры. Мы уже оснастили ими несколько фотолабораторий наших партнеров, в том числе региональных, предоставив им возможность печати изображений размером до В0. Если заказчику нужен единичный отпечаток или даже малый тираж, то печать на широкоформатном струйном принтере оказывается вполне конкурентоспособной даже с дешевой офсетной печатью. Этим решением, расширяющим возможности традиционных мини-лабов, заинтересовались и известные фотобрэнды, например фирма Konica".  
 
Олег Шишков - специалист по продуктам компании Canon:
"Лучше всего представлена на российском рынке самая заметная часть каналов сбыта - это супермаркеты и сети магазинов, которые продают бытовую и электронную, в том числе и компьютерную технику. Дальше идут ИТ-компании, может быть не располагающие представительными салонами, но достаточно хорошо организованные и имеющие долгую историю. Есть и компании, которые специализировались на фототехнике и стали в последнее время расширять диапазон предлагаемых товаров за счет цифровых камер. На мой взгляд, качество и способы представления товара и сервисов в этих каналах продаж различаются. Например, в некоторых престижных магазинах достаточно хороших витрин для товара, но, как правило, возникает проблема с персоналом - продавец отвечает за слишком широкий ассортимент продуктов и не способен квалифицированно рассказать о цифровом фото заинтересованному покупателю. У других компаний свои проблемы. Чтобы устранить недостатки в каждом из каналов, повысить качество продаж, необходимы совместные усилия вендоров, дистрибьюторов и розничных продавцов. В этом плане Canon - не исключение, мы стараемся помогать нашим партнерам становиться более квалифицированными игроками на рынке. При этом техническая и финансовая поддержка не являются определяющими, поскольку проще всего придумать какой-нибудь демостенд, на котором показывается связка фотокамеры, компьютера и принтера. Гораздо сложнее заставить все это работать должным образом. На мой взгляд, человеческий фактор здесь, как и везде, наиболее важен".
 
Сергей Гречанников - руководитель направления цифровых фотоуслуг ООО “Кодак”:
"Официальные продажи камер Kodak осуществляются через зарекомендовавших себя дилеров, располагающих сетями сбыта. В то же время есть проблема и "серых" поставок. Связано это с тем, что за счет дополнительного софта и аксессуаров одни и те же камеры обходятся покупателям в Америке заметно дешевле, чем в Европе. Но мы планируем поставить все продажи цифровых камер под контроль - так, как мы это уже успешно сделали с пленкой, предоставив привилегии для официальных партнеров и конструктивно взаимодействуя с органами таможенного контроля.
Несомненно, в задачи производителей и дистрибьюторов входит стимулирование рынка. Очень важно дать возможность человеку самому что-то делать с отснятым изображением, продемонстрировать ему преимущества цифровой фотографии по сравнению с обычной пленочной. Для этого мы вместе с "Яндексом" открыли Интернет-проект Fotki.Ru по онлайновому хранению и обработке изображений небольшого разрешения, которые с легкостью проходят через наши сети с ограниченной пропускной способностью. Этот проект вряд ли способен принести немедленную прибыль, но дает возможность покупателям самостоятельно "поиграть" с цифровыми фотографиями и сориентироваться, какие камеры и для каких целей им нужны.
Для популяризации цифрового фото в масштабе России необходимы Интернет-технологии с развитой электронной системой и цифровые мини-лабы по всей стране. К сожалению, пока такое оборудование слишком дорого, а число заказчиков слишком мало, чтобы обеспечить рентабельную массовую печать цифровых фотографий по ценам, сопоставимым со стоимостью обычных отпечатков. Ситуация может измениться к лучшему через год-два".
 
Игорь Глущенко - координатор продаж компании Casio Computer:
"У Casio в России есть все каналы продаж, включая компьютерные и фотомагазины, а также московскую сеть фирменных салонов. Мы тесно работаем с дистрибьюторами, совместно разрабатываем политику и маркетинговые программы, но дистрибьюторы и сами продвигают продукцию Casio помимо наших усилий. Компания участвует в некоторых выставках, устраивает в центральных салонах демонстрации цифровых камер "в действии" и проводит тренинги с консультантами в магазинах, чтобы повысить качество работы персонала. Техническое обслуживание организовано на базе существующей дистрибьюторской сети, в перспективе мы планируем вывести его на уровень фирменной гарантии производителя.
Сдерживающим фактором, конечно, является отсутствие инфраструктуры сервисов, соответствующей мировому уровню. Сейчас некоторые компании предоставляют услуги химической (серебряной) печати цифровых снимков, но массовым этот сервис пока не назовешь. Одна из причин - слабая информированность населения. Подводит и недостаточно стабильное качество отпечатков. Химическая печать с цифровых носителей требует специальной настройки оборудования и формализации параметров отпечатка на уровне файла изображения, передаваемого заказчиком, - именно так это делается в Японии. И наконец, цена цифрового фото сегодня не вполне конкурентоспособна по сравнению с обычной пленочной фотографией".
 
Василий Черкасов - руководитель отдела компании “Алион:
"Компания "Алион" в 1995 г. стала пионером цифрового фото в России. Начинали мы с модели Casio QV-10, но тогда рынок оказался не готов к восприятию этой технологии, активное его развитие началось лишь в 1997 г. Сейчас компания является дистрибьютором Olympus, Kodak, Nikon, Canon и Agfa.
Очевидно, для полноценного развития рынка необходимы не только цифровые камеры, но и сопутствующие товары, поэтому начиная с 2000 г. мы уделили особое внимание поставкам карт флэш-памяти стандартов CompactFlash, SmartMedia и MultiMediaCard и ридеров для них.
Перспективы развития на самом деле самые радужные. Мы уверены, что в области цифрового фото Россия последует за всем цивилизованным миром и рост продаж цифровой фототехники в этом году будет не меньшим (а может, и большим), чем в прошлом году. Конечно, если не случится ничего непредвиденного.
Сейчас главный сдерживающий фактор - это отсутствие сферы услуг по цифровой печати. Как только эта проблема решится, все больше и больше потребителей станут переходить с обычной пленочной фотографии на цифровую. С точки зрения популяризации новой технологии. Мы ждем прежде всего поддержки от вендоров в плане рекламы, обзорных и методических материалов.
Мы тоже не останемся в стороне. Как продавцы будем искать новые формы организации сервиса и продаж. В частности, наш опыт показывает, что очень перспективна торговля через Интернет, поскольку это практически целевая аудитория, которая знает, что такое цифровое фото, и может позволить себе купить дорогую цифровую технику".  
 
Дмитрий Дубинин - старший менеджер компанииАдлум:
"Наша компания является дилером ведущей пятерки вендоров: Olympus, Nikon, Canon, Agfa и Pentax. Два из них - Olympus и Nikon - ставят стратегической целью развитие цифрового рынка, увеличение продаж цифровой фототехники в России. Фирма Canon в последние полгода тоже уделяет этой группе товаров большое внимание, а вот Agfa и Pentax очень далеко отстали. С Olympus, Nikon и Canon у нас сложилось полное взаимопонимание, эти фирмы - единственные, кто обеспечивает в нашей стране полный набор гарантийных и послегарантийных услуг для своих цифровых фотокамер.
Позиции вендоров на нашем рынке во многом зависят от их действий. Сейчас лидеры - это, безусловно, Olympus и Nikon, но все остальные могут к ним присоединиться. Например, в США безусловные лидеры - это Sony и Kodak, а вовсе не Olympus и Nikon. Потенциал есть у всех, и перспективы весьма большие.
К числу сдерживающих факторов сегодня, очевидно, относится низкий уровень развития сервиса цифровой фотопечати. Но цифровые лаборатории в России уже работают, появляется реклама этих услуг. На февральском трейд-шоу маркетинговой фотоассоциации РМА в Орландо производители представили более десятка различных вариантов фотокиосков на основе сублимационной печати. Сейчас этот бизнес стремительно растет, думаю, к концу года эта волна придет и к нам. Сегодня такой фотокиоск стоит уже порядка 10 тыс. долл., и при себестоимости одного отпечатка около 50 центов - это весьма выгодное вложение денег. Полагаю, что в ближайшие два года проблема предоставления услуг по цифровой фотопечати будет решена".
 
Александр Фузеев -  генеральный директор компании “Электон”:
"Для дистрибьюторов во взаимоотношениях с вендорами важны три аспекта: цены, сервис и маркетинг. На российском рынке, который похож на невспаханное поле с маленькими возделанными площадками, где толпится много людей, ценовой фактор не так принципиален, если у поставщика есть реальная стратегия развития рынка. К сожалению, такую стратегию демонстрируют далеко не все вендоры.
В качестве примера цивилизованного развития рынка могу привести Casio. Это один из немногих вендоров, который дает нам такие же цены, как своим американским и европейским партнерам. В результате "серые" поставки оборудования Casio мизерны, потому что купить дешевле, чем у дистрибьютора, практически невозможно. И несмотря на это, Casio выделяет своим партнерам средства на проведение маркетинговых акций, а также сама активно участвует в развитии рынка цифровых камер.
Самое главное, в чем сейчас нуждается рынок, - это просветительская работа. Хотелось бы, чтобы ее взяли на себя вендоры, а не дистрибьюторы, для которых основная задача - организация продаж. В салоне "Электона" мы установили демонстрационный терминал, подключенный к струйному фотопринтеру. Любой покупатель магазина может выбрать цифровую камеру, сделать снимок и получить отпечаток. Такие демонстрационные "фотостудии" должны быть в каждом розничном салоне, где продают цифровые фотоаппараты, а это можно сделать только с помощью вендоров. Другой ресурс роста популярности цифрового фото - Интернет-проекты. В качестве эксперимента мы начали давать информацию по этой тематике на своем сайте Handy.Ru, посвященном мобильным технологиям, и, как показал опрос посетителей сайта, благодаря этому интерес аудитории к технологии цифрового фото за два месяца вырос с начальных 7 до 14%. Сейчас мы выделяем контент-проект по цифровому фото в самостоятельный ресурс Profoto.Ru".  
 
Сергей Чечеткин - руководитель отдела компании “Велес-Дата”:
"Компания "Велес-дата" изначально занималась компьютерной техникой, поставляя в основном оборудование ведущих brand name. Как одно из ведущих направлений при основании компании было избрано направление оргтехники Canon. Но почувствовав веяния рынка, в середине 2000 г. мы начали активно заниматься ее цифровой фото- и видеотехникой. В текущем году обороты по этой категории оборудования, скорее всего, сравняются с оборотами по оргтехнике Canon.
По данным наших дилеров, до 95% продаж цифровых камер Canon приходится на покупателей, хорошо знакомых с компьютерами и цифровыми технологиями. Для того чтобы наш канал мог охватить потенциально огромный круг клиентов, далеких от ИТ, нужны простые и ясные формы демонстрации возможностей цифрового фото, в первую очередь массовые сервисы цифровой фотопечати".
 
Вместо заключения
Итак, первый открытый разговор вендоров, дистрибьюторов и розничных продавцов по актуальным проблемам российского рынка цифрового фото состоялся. Болевые точки выявлены, пути решения проблем указаны. Будем надеяться, что вся эта информация послужит консолидации рынка, его быстрому и по возможности безболезненному развитию. А мы через некоторое время вернемся к теме цифрового фото и постараемся оценить, насколько верны оказались в своих оценках и прогнозах участники круглого стола.
 
Прибыли Canon устойчиво растут// В. Митин, PC WEEK/RE, 28.04.2001 г.
Московское представительство компании Canon North-East Oy сообщило, что по итогам I квартала 2001 г. прибыль корпорации Canon возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,1% и достигла 43,33 млрд. йен (354,8 млн. долл.). При этом рост прибыли на акцию составил 19,6%, а общий объем продаж в I квартале достиг отметки 714,7 млрд. йен (5,86 млрд. долл.).
Представители корпорации отмечают, что “наиболее благоприятные результаты зафиксированы в сегменте офисного оборудования, включающем принтеры и цифровые копировальные аппараты. Здесь на общий результат не повлияло даже относительное снижение покупательского спроса в Японии и США”.
На основании результатов I квартала эксперты прогнозируют, что по итогам года общая прибыль Canon может возрасти до 195 млрд. йен (1,6 млрд. долл.), что по состоянию на сегодняшний день уже превышает ранее запланированный результат на 8,3%.
Это означает, что рекордный показатель прибыли прошлого года (1,2 млрд. долл.) будет превышен и может составить 45,4%. Если прогнозы аналитиков сбудутся, то 2001 г. станет для японской корпорации очередным рекордным финансовым годом.
   
Eastman Kodak расширяет производственную базу в России//Журнал "Компания", 30.04.01
В конце апреля компания запустила вторую очередь предприятия в Переславле-Залесском, Здесь будут производиться растворы для обработки цветных пленок. Инвестиции в проект составили около $15 млн. Проект нацелен на рынок минилабораторий, где стабильно высок спрос на качественные фотоматериалы.
В это же время в самих США Kodak увольняет 3500 работников, а генеральный директор компании Дэн Карп весьма пессимистично оценивает перспективы американского и европейского рынков.
При этом компания Kodak не отказывается от своей стратегии и намерена продвигать цифровые технологии. Новый цифровой брэнд Easy Share уже на стадии выхода в розницу. Kodak решила не отменять запланированную премьеру, но во избежание провала были снижены цены.

Редакция

выход / в начало

продолжение