Бизнес | ||
Профессия – фотограф |
Короткий
всеобщий подъем в торговле и в рекламе сменился
на относительное уныние. Естественно, это
коснулось и профессиональных фотографов, к
которым (так уж получилось) я отношу и себя. На всякий случай напоминаю: профессиональный фотограф - это не обязательно хороший фотограф. Это просто человек, который по каким-то причинам зарабатывает деньги с помощью фотосъемки. Так как же чувствуют сейчас себя профессиональные фотографы? - спрашивают меня. Умерли от голода? Пытаются продать аппаратуру и жить на эти деньги? Или вдруг начали грести деньги лопатой? Ну, про всех не скажу. Не знаю. Могу точно сказать, что все мои знакомые фотографы пока живы (ура!) и работают. Конечно, поменьше стало заказов. И платежеспособность заказчиков, увы, понизилась. А стабильности особой и раньше не было. По крайней мере, у большинства, которые как-то работали и как-то держались на плаву. А вот стоит ли начинать? С какими трудностями неизбежно столкнется начинающий фотограф, решивший стать профессионалом? Попробую поделиться имеющимся опытом. |
Заказчик: Фирма "Эликом" Фотокамера: LINHOF-MASTER TECHNYKA Фотопленка: Коdак EKTACHROME 64 Т (позволяет фотографировать при искусственном свете без специальных фильтров) |
При современном развитии фототехники получить качественный снимок, как правило, дело нехитрое. А быстро приобретаемое умение строить композицию в кадре очень скоро дает возможность небрежно думать, глядя на снимки в различных изданиях: "Я снимаю не хуже. Буду фотографом. Престижно. Выгодно. А главное, легко и приятно. " А никто и не спорит. |
Фотокамера: LINHOF-MASTER TECHNYKA Фотопленка: Коdак EKTACHROME E 100S ( более точно передает цвета, чем более дешевая пленка 100 Plus) |
Действительно, некоторые снимки делаются "на бегу". И они от этого не хуже и не дешевле других. Ценность снимка, на мой взгляд, не измеряется количеством времени и сил затраченных на него. Просто такова особенность работы фотографа. Что-то снимется быстро и легко, а что-то медленно и с большим трудом. Причем, предсказать это заранее невозможно. Любой фотограф, не работающий постоянно в студии, может вспомнить случаи, когда внезапно портится погода или исчезает свет, на который рассчитываешь. И происходит это в тот момент, когда после длительных переговоров, нужные люди и реквизит собраны в выбранном для съемки месте. |
Заказчик: Фирма "Эликом" Фотокамера LINHOF-MASTER TECHNYKA Фотопленка: Fujichrome Velvia ISO 50 |
Помню один замечательный заказ. Подарок, а не заказ. Надо было снять, как ребенок угощает собаку мороженым в осеннем парке. Казалось бы, любой фотолюбитель снимет такой сюжет за пять минут. Действительно, когда нет конкретной задачи, аналогичные сюжеты всегда снимаются легко и весело. Потому что никому не придет в голову их снимать, когда нет соответствующего настроения. Я очень хорошо запомнила эту съемку, потому что элементарную картинку удалось снять далеко не с первого раза. Проблемы с завидным постоянством возникали по очереди то с ребенком, то с собакой, то с мороженым, то с погодой. То есть, всякие осложнения могут возникнуть в непредсказуемых количествах. А могут и не возникнуть вовсе. |
Фотокамера: BRONICA ETRS Фотопленка: Коdак EKTACHROME E 100S |
Даже когда получаешь задание на несложную архитектурную съемку, нельзя сразу сказать, сколько раз надо будет подъехать к нужному месту: один, два, три или больше. На это можно возразить, что существуют же, во-первых, расценки на разные виды съемок и, во-вторых, возможность оговорить всякие непредвиденно-нежелательные обстоятельства (с финансовой стороны). И к такой форме финансовых отношений надо стремиться. Но на практике же дело до этого часто не доходит. Не у всех достаточно высок уровень профессионализма и культуры общения с заказчиком (исполнителем). Реально существует широчайший диапазон взаимоотношений заказчика с фотографом. Пока фотограф набирается опыта, ему приходится сталкиваться с самыми разными формами сотрудничества. Во время первых попыток опубликовать свои фотографии могут быть предложения вроде "Оставьте Ваши снимки, возможно, мы что-нибудь опубликуем". И в этом нет ничего обидного, честное слово. Наоборот, это говорит о том, что снимки вполне конкурентноспособны. Хотя, при прочих равных условиях, будут использованы снимки "своего" фотографа (чтобы дать ему заработать). А чтобы напечатали Ваши снимки, они должны быть лучше и интересней, а не просто "не хуже". |
|
От какой-нибудь фирмы может прозвучать такой "заказ": "Вы снимите как-нибудь, а мы посмотрим". Конечно, опытный фотограф и такие заказчики, которые сами не знают, чего хотят, плохо сочетаются друг с другом. Но, как говорится, каждому свое. А маленькая фирма-производитель, которая захотела сделать свой первый буклет, и начинающий фотограф друг другу важны и нужны. Фотограф вволю поупражняется, приобретет опыт, реализует, насколько удастся, свой творческий потенциал. А фирма? Фирма, скорее всего, поймет, что она хотела получить. |
Фотокамера: BRONICA ETRS Фотопленка: Коdак EKTACHROME 64 Т |
Возможно, цена за фотосъемку (с учетом затраченного времени и переделываний) будет даже больше, чем у опытного фотографа. Зато представители фирмы на личном опыте убедятся в том, что профессиональная фотосъемка должна стоить дорого! |
Заказчик: Турфирма "Лорс" Фотокамера: BRONICA ETRS Фотопленка: Коdак EKTACHROME 100 Plus (дешевая и качественная пленка, использую ее для динамичной съемки, где предполагается большой расход пленки. В отличие от натуры она дает более яркие цвета) |
Не только уровнем мастерства и творческой индивидуальностью отличаются друг от друга профессиональные фотографы. Но и известностью, которая, в конечном итоге, способствует увеличению дохода. Участие в выставках, конкурсах и других мероприятиях полезны не только для удовлетворения своего тщеславия. Это очень важно для саморекламы, создания собственного имиджа и, наконец, для поиска заказчиков. Таким образом, возникает спрос и разные расценки на выполнение фоторабот у фотографов примерно равного уровня мастерства, имеющих аналогичную фотоаппаратуру. А не ленись, выставляй свои фотографии, предлагай себя! Или не обижайся, что заказ проходит мимо. |
Фотокамера: BRONICA ETRS Фотопленка: Коdак EKTACHROME PANTHER 400 X |
|
Я попробовала немного порассуждать об одной из сторон коммерческой фотодеятельности. Это может быть интересно новичкам, которые недооценивают трудности решения финансовых вопросов. Конечно, лень составлять сметы на съемку, договора. Как Вам, так и заказчику. Но лучше привыкать к ним с самого начала. Иначе Вы время от времени будете оказываться в ситуации, когда сделать работу гораздо проще, чем получить за нее деньги. |
|
В общем, зарабатывание денег с помощью фотографии - занятие сложное. Госпожа Фотография любит, когда на первых порах ей служат бескорыстно. |
Заказчик: Немецкий гемеопатический союз. Фотокамера: BRONICA ETRS Фотопленка: Коdак EKTACHROME 100 Plus |
Хотя у всех по-разному получается. Кто-то идет легко и быстро, кто-то заходит в тупик, кто-то долго ищет свою нишу, пробуя себя в разных областях. И почему бы не попробовать, ведь всегда можно изменить курс. Однако не только одним зарабатыванием денег жив фотограф. |
Заказчик: Фирма "Линкольн-сервис"Фотокамера: BRONICA ETRS Фотопленка: Agfachrome 50 RS (пленка дает холодные цвета и имеет невысокую чувствительность) |
|
Фотокамера: BRONICA ETRS Фотопленка: Коdак EKTACHROME 100 Plus |
Большинство же фотографов разделяют съемку на заказ и для души. Хотя бывает, что именно выполнение заказа вдохновляет на что-нибудь эдакое, нетрадиционное. Так, моя серия с животными - побочный продукт выполнения заказа. Идея же создания серии эротических натюрмортов родилась во время созерцания цветов при съемке заказных конфетно-коробочных композиций. |
Фотопленка: Коdак EKTACHROME 100 Plus Печать со слайда на фотобумаге: Коdак Royal |
Ольга Хабарова, член Photoart |
|