Техника и технологии

Фотоаппарат Ikoflex - достойный ответ фирмы Zeiss Ikon фирме Rollei, своему сопернику!

  Ikoflex - родовое имя семейства фотоаппаратов 6х6, насчитывающего десяток разнообразных и превосходных по качеству моделей, среди которых и великолепный Ikoflex III - поистине блистательное творение, относящееся к золотому периоду в деятельности знаменитой фирмы.

  

  С именем известного производителя Zeiss Ikon связано появление самых разных фотокамер, пользующихся заслуженной славой: Ikonta, Super Ikonta, Contaflex и др. Неудивительно, что эта фирма предложила собственное оригинальное решение и в разработке двухобъективного зеркального фотоаппарата 6х6.

    Коммерческое восхождение фотоаппаратов этого типа началось в 1929 году с появлением первого Rolleiflex. Необыкновенный успех нового фотоаппарата заставил и другую знаменитую немецкую фирму Voigtlander (“Фойхтлендер и сын”) приступить к разработке подобной модели. В 1932 году появился Brillant - довольно простой по конструкции фотоаппарат, без наводки на резкость, а спустя год - претенциозный Superb. Фирма Zeiss Ikon, тем временем, все еще делала прикидку, чтобы затем, в 1935 году, произвести свой первый выстрел.

Цель - Rollei...   

Rolleicord

У первого Ikoflex была вполне конкретная мишень - самый недорогой из фотоаппаратов фирмы Rollei, то есть выпущенная в 1933 году модель Rolleicord. Базовая версия фотоаппарата Ikoflex, оснащенная объективом со светосилой 6,3, предлагалась по цене 59 рейхсмарок, в то время как Rolleicord, кстати, имеющий более светосильный объектив (4,5), продавался за 88 рейхсмарок.

    Новое создание Zeiss Ikon отнюдь не пыталось подражать своему противнику, а, напротив, отличалось от него в мельчайших деталях. Такова, впрочем, главная стратегия фирмы (вспомните фотоаппарат Contax, который соперничал с Leica). Во-первых, транспортировка пленки осуществлялась не сверху вниз, а горизонтально, как в фотоаппарате Superb, что приводило, правда, к нежелательному выгибанию пленки по бокам, зато и преимущества были очевидны: зарядка производилась через нижнюю стенку, следовательно, задняя стенка была слита с корпусом и меньше деформировалась. Для продвижения пленки использовалась рукоятка, как и у Rolleiflex, и имелось два счетчика кадров.

 

Ikoflex I

    Наводка на резкость производилась с помощью другого рычажка, совмещенного со шкалой расстояний - от одного метра до бесконечности - при угле поворота всего в 90 градусов. Этот рычажок перемещал линзы в обоих объективах, и одновременно перемещалось кольцо объектива видоискателя с нанесенной на нем шкалой расстояний. Новый фотоаппарат был оснащен небольшими трехлинзовыми объективами Novar со светосилой 6,3 или 4,5 и скромным затвором Derval c максимальной скоростью 1/100 с, в то время как у Rolleicord был затвор Compur, отсекающий выдержки до 1/300 с!   

    Верхняя часть - складная шахта - по конструкции была похожа на ту, что имели фотоаппараты Rollei того времени, а корректировка в видоискателе изображения с учетом параллакса осуществлялась чисто визуально, путем смещения  кадра. Зато картинка в видоискателе,благодаря используемой линзе Френеля, была яркой и четкой.  В полной мере отвечающий своему назначению, внешне эффектный и  доступный по цене, да к тому же еще и носящий магическое имя знаменитой фирмы, первый Ikoflex имел успех, вполне достаточный для того, чтобы создатели этого фотоаппарата начали задумываться о разработке еще более совершенных его собратьев. Новые модели, которые вскоре увидели свет, стали лучшим свидетельством того, что конструкторы Zeiss Ikon вновь решили обратиться к нетленному архетипу Rollei.

 ... и супер-Rollei!

В 1936 году появляется Ikoflex II, превосходящий своего старшего брата по всем параметрам. В нем установлены затвор семейства Compur и объектив Trinotar 3,8 или Tessar 3,5. Транспортировка пленки теперь классическая, то есть вертикальная, а продвижение пленки производится с помощью курка. Корпус Ikoflex II    выполнен из новомодного блестящего хрома, а не никелированный, как у его предшественника.

    Прошло каких-нибудь два года, и сходство с фотоаппаратами Rollei стало еще заметнее: например, появились ручка наводки на резкость и два маленьких окошечка над объективом-видоискателем, позволяющие регулировать выдержки и диафрагмы при съемке. Итак, с этими нововведениями модель Ikoflex II находится уже где-то на середине между фотоаппаратами Rolleiflex и Rolleicord.

    Однако конструкторы фирмы Zeiss Ikon не могут на этом успокоиться, их цель - обойти на дистанции Rolleiflex Automat 3.5, выпущенный в 1937 году. Именно это соперничество и предопределило появление несравненного Ikoflex III.

    В этой “тройке” все выверено тщательнейшим образом. Затвор - Compur Rapid cо скоростью до 1/400 с, большого диаметра, достаточного, чтобы разместился объектив. Объектив - огромный Tessar со светосилой 2,8, не имеющий эквивалента в линейке Rollei. Несмотря на значительную тяжесть всего этого снаряжения, конструкторы заключили его в литой магниевый корпус, что довело массу фотоаппарата до 965 граммов - то есть в точности до массы Automat 3,5. Теперь с помощью одной ручки можно взвести затвор и подать пленку, а  видоискатель “иконометр” заменен на оптический видоискатель Альбада, корректирующий изображение с учетом параллакса. Да, на сей раз Rollei действительно превзойден! Однако новый Ikoflex III продается по цене на 50% превышающей цену Automat 3,5, и это основная причина столь недолгой карьеры последнего чуда Zeiss Ikon конца 30-х годов: его выпуск, начавшийся в 1939 году, уже в следующем году будет прекращен.

    Ради справедливости заметим, что объектив Tessar 2,8 несколько уступал тому, которым был оснащен Automat 3,5. Никогда, даже в своей послевоенной “просветленной” версии, объективы Tessar не удовлетворяли Rollei. После непродолжительных экспериментов эта фирма от них отказалась, заменив их на объективы Biometar, а затем Planar.

Вторая волна   

    Сразу после 1945 года фирма Zeiss Ikon вновь перешла к производству своих довоенных моделей, например, фотоаппаратов Ikoflex с объективом Novar 3,5 и затвором Prontor со скоростью до 1/300 c. В 1950 году был повторен выпуск Ikoflex II с объективом Tessar 3,5, затвором Compur (1/500 c) и взводом затвора, сопряженным с механизмом продвижения пленки, окошечками настройки над объективом-видоискателем, только уже без рукоятки. Короче говоря, что-то вроде усовершенствованного фотоаппарата Rolleicord и мечта всех тех, кто считает Zeiss Ikon богом в своем деле. Их немало, но многие уже обратили свой взор на малоформатные фотокамеры 24х36. В таких условиях Zeiss, как впрочем и Rollei, считают неосмотрительным продолжать вкладывать деньги в разработку новых фотоаппаратов 6х6. Этим и объясняется сохранение в конструкции фотоаппаратов Ikoflex таких архаизмов, как складная шахта, закрытие которой требует четырех операций!  

 

Ikoflex Favorit

 

Совершенствование фотоаппаратов Ikoflex будет продолжаться еще в течение десятилетия. Так, Ikoflex I превратится в Ikoflex IA, а затем в IB, в то время как Ikoflex II станет выпускаться в версии IIA, благодаря небольшим изменениям, которые полностью сотрут разницу между этими двумя моделями: все они постепенно станут оснащаться объективами Tessar и затворами Compur. В 1953 году в версии IIA появятся колесики для быстрой регулировки выдержки и диафрагмы.

Настоящее серьезное новшество придет лишь в 1956 году: внедрение в модели IC и Favorit (на базе версии IIA) селенового фотоэлемента. В том же самом году фирма Rollei установит его в своих Flex 3,5 и 2,8! Однако, если у Rollei индикаторная стрелка видна в окне наводки на резкость, то в Ikoflex она перемещается прямо под матовым стеклом, что вряд ли можно назвать удачным решением. Впрочем, все это не так уж и важно: установка фотоэлемента было высоко оценено фотолюбителями, и именно это обеспечило столь долгую жизнь фотоаппаратам Ikoflex, исчезнувшим со страниц каталогов лишь в 60-е годы.   

    Если мы с вами сегодня поставим рядом два фотоаппарата Rollei и Ikoflex 50-х годов, нам будет нелегко отдать предпочтение какому-либо из них: примерно равноценные технические характеристики как затворов, так и объективов. И у того, и у другого на редкость изысканное исполнение. А между тем профессионалы, широко использовавшие Rollei, очень редко прибегали к его сопернику... Возможно, тому причиной слегка менее совершенная эргономика. Или то, что Ikoflex выглядит более хрупким.

     К сожалению, подобная участь постигла и Contax, и Contarex, словно их дерзкое великолепие внушало суеверный страх: а что если за него однажды придется дорого заплатить... например, очень ответственным и неудавшимся репортажем.


На главную страницу

В начало

Рубрикатор

Содержание номера