- Эмилий
Владимирович принимал активное участие в жизни
археологического общества, неоднократно
выступал в качестве щедрого дарителя экспонатов
своей коллекции, принимал также активнейшее
участие в работе над созданием библиотеки,
которая должна была стать составной частью Музея
старой Москвы.
- С начала XX века облик Москвы начал
стремительно меняться. В Московском
археологическом обществе было принято решение о
проведении плановой съемки различных мест,
связанных с историей города. Еще пара лет, и от
теплого ощущения камерности, от "домиков
старой Москвы" не останется и следа. Это
почувствовали и фотографы, в ежемесячном издании
Русского фотографического общества в Москве
("Вестник фотографии" за 1913 год ) можно
прочитать многочисленные заметки о готовящемся
фотоконкурсе "Москва уходящая", в. одной из
которых говорилось: "Пусть интересные зданиям
сооружения останутся лишь фоном для
воспроизводимых на снимках сюжетов уличной
жизни! Это только возвышает историческую
ценность снимков". Итоги конкурса, к сожалению,
не были подведены из-за начала Первой мировой
войны.
Именно так или почти так и должна
была выглядеть концепция, сформулированная
автором снимков, которые представляют
своеобразную летопись городской жизни 1912-1914 гг.
Кропотливо, шаг за шагом им были исхожены и
запечатлены многие места Москвы, как престижные
и известные, так и знакомые только местным
жителям странные закоулки (всего около 500
снимков) и это единственный путь к душе города -
через Воздвиженку и Шереметьевский переулок к
Мухиной горе и Хамовникам.
И если привязать его к конкретному
месту, то Москва, этот огромный город-мир, ждала
своего часа. Чтобы выплеснуться на хрупкие
стеклянные пластинки негативов всей своей
разноголосицей, разномастностью,
разношерстностью, всеми своими закоулками и
горками, тупиками и переулками, праздниками и
базарами. Свежий взгляд праздного прохожего и
тонкое чутье историка и коллекционера,
помноженное на хороший художественный вкус и
чувство меры - вот то, что позволило Эмилию Готье
запячатлеть Москву совершенно уникальной,
полной звуков и запахов.
Документы не дают нам ответа на вопрос
- сам ли Эмилий Готье-Дюфайе был непосредственным
автором этих изумительных снимков или он был
только руководителем и вдохновителем
безымянного фотографа.
У этой истории, вернее, у истории
человека по имени Эмилий Готье-Дюфайе, нет
традиционного конца. Революция, голод, репрессии
(жена Готье, Елена Андреевна, сидела под арестом
несколько месяцев после революции) - все это
заставило Готье стать эмигрантом. О последствиях
этого шага для судьбы Готье судить трудно. В
архиве Ю.В. Готье сохранилось единственное
письмо с обратным адресом Глорияштрассе, 70.
Цюрих, датированное 1922 годом. В нем вопросы об
Обществе и музее Москвы занимают половину текста
- в шестьдесят лет невозможно изменить смысл
своей жизни.
А смыслом жизни русского француза
Эмилия Готье была Москва.
Л.
Машанская |