Фотомузей

В авангарде европейского фотоискусства

    14 мая 2000 г. в московском Литературном музее им.А.С.Пушкина состоялась встреча с основателем и директором Европейского дома фотографии (г.Париж) Жаном-Люком Монтероссо.
    По записи, осуществленной нашим журналом, мы воспроизводим перевод выступления г-на Монтероссо, практически, в полном объеме.

г-н Монтероссо

       

Когда я говорю я, это, может быть, это очень претенциозно, так как подобного рода вещи в одиночку не делаются, эта работа команды, и мне повезло собрать команду молодую, динамичную, эффективную команду, с которой мы уже более 20 лет пытаемся делать какое-то общее дело. Когда я вошел в фотографию, я говорю вошел, потому что в фотографию входят как принимают какое-то вероисповедание. Это было, когда я заканчивал свою учебу в университете и мне предложили вести в одном журнале хронику фотографии. Я думаю, что бесполезно вам говорить о том, что на тот момент не слишком часто встречалось такое, чтобы в ежедневной газете еженедельно появлялась рубрика, посвященная хронике фотографии, поскольку этим вопросом мало кто интересовался. Это, повторяю, был 1975 год, период когда Париж и Европа в целом очень серьезно отставали от американцев. Во Франции на тот момент не было школ, в которых обучали бы фотографии, не было музея фотографии. Фотографией никто или никого не учил, и рассматривалась она не как искусство, а как документ.
        Единственным исключением был фестиваль, проходивший на юге Франции в городе Арль, где собирались фотографы, пытавшиеся делать что-то большее, чем просто фотографии.
        Были, может быть, одна-две частные фотогалереи в Париже (первая из них открылась в 1974 году) и была муниципальная фотогалерея в Тулузе, расположенная в бывшей водонапорной башне - это был проект, который начинал Мишель Дизе.
        Чтобы проиллюстрировать каким образом в то время смотрели на фотографию, могу проиллюстрировать это, рассказав вам одну историю. Я приехал в Париж в 1978 году. В том же году по поручению горсовета я купил фотографии Брессона, Картеса и фотографии фотографа, имя которого вам ничего не скажет, но это человек, положивший начало традиций гуманизма в фотографии - Жан Клод Гетро. И когда я покупал фотографии, думаю это происходило точно также, как сейчас в Москве, приобретение фотографий в собственность города требовало одобрения городским Советом. Все депутаты Парижа должны были одобрить это решение. После того, как покупка была одобрена, я приобрел фотографии перечисленных авторов. Через несколько дней ко мне позвонили по поручению одного парижского политика, который попросил меня направить ему фотографии Жана Клода Гетро. Я был очень этим тронут, так в первый раз кто-то из политиков впервые заинтересовался фотографией. Наиболее красивые черно-белые фотографии Гетро я завернул в шелковую бумагу и предохранительную пластиковую пленку. Я отправил их советнику Парижа аналогично тому, как отправляли бы по почте Джоконду. Проходит месяц, два месяца, три месяца, никаких известий от него не поступает. Смущаясь, так как тогда мне было немного лет, я звоню секретарше, чтобы узнать, что случилось с фотографиями. Она говорит, чтобы я не волновался, завтра же фотографии мне будут возвращены. И действительно, завтра же я получаю эти фотографии в конверте, сложенном вдвое…
  Это я привожу как иллюстрацию того, как относились к фотографии двадцать лет назад. Сегодня, к счастью, это уже невозможно.
        Это было одной из причин по которой я решил создать регулярное событие, называемое теперь - Месяц фотографии.
        Я пытался выступить кристаллизатором идей, объединить тех людей, которые делают что-то в области фотографии, но делают это поодиночке, независимо друг от друга. Я хотел привлечь внимание политиков и финансистов к новому зарождающемуся виду искусства - фотографии. И создать какое-то событие, которое способствовало бы его суперизации. Так родилась идея проведения месяца фотографии, которая заключалась в том, чтобы в одном месте и в одно время в течение месяца провести несколько десятков мероприятий, посвященных фотографии, выставок, семинаров, коллоквиумов… И мы назвали эту инициативу просто - Месяц фотографии в Париже.
        Успех пришел практически сразу: на всех выставках, на всех конференциях было очень много народу. И всего за месяц через нас прошло около 80 тысяч любителей фотографии. Очень, конечно, помогла пресса, которая обратила внимание на нашу манифестацию. И, таким образом, состоялся первый месяц фотографии в Париже, вслед за которым последовали другие. И в ноябре следующего года мы будем праздновать 20-летие Месяца фотографии в Париже.
        Затем стали возникать другие инициативы такого же рода: в 82 году появился Месяц фотографии в Амстердаме…. И сегодня существует уже более 20 фестивалей подобных Месяцу фотографии в Париже, которые объединились в группу "Фестиваль Света". В том числе и Месяц фотографии в Москве.
        Вторым значимым событием было создание Европейского Дома фотографии. Нужно сказать, что вся работа , которую я вел, проходила в Париже благодаря поддержке городских властей. Благодаря тогдашнему мэру города -Жаку Шераку, который оказал нам огромную поддержку, и главное - дал мощный политический импульс, так как любая культурная инициатива на начальной стадии своего развития нуждается в политическом толчке, политическом решении. И политическое решение является условием финансирования.
  Идея создания Европейского дома фотографии родилась в 1988 году, когда пейзаж в этом виде искусства во Франции сильно изменился. Были созданы новые фонды, новые ассоциации и во многом благодаря поддержке моих друзей из министерства культуры, в частности, госпоже Сансир, в Арле была открыта школа фотографии, были собраны большие коллекции фотографий, были созданы биржи, системы распределения заказов между фотографами. В Центре Помпиду был назначен специальный хранитель, занимающийся исключительно фотографией - Ален Саян. И во многих ежедневных газетах, таких как Мод, Фигаро, Либирасион стала выходить ежедневно фотохроника. Что касается меня, то, очевидно, принимая во внимание общий успех фотографии, инициатива создания какого-то центра, посвященного этому виду искусства была уже более простой.
        Чего мы хотели от этого института? Во-первых, он не должен был конкурировать с тем, что уже существовало во французской столице. В музее Арсе очень активно работал департамент фотографии, посвященный старым коллекциям снимков. Существовал Национальный центр фотографии. Существовали очень активные отделы фотографии в Центре Помпиду и Национальной библиотеке. Однако не существовало никаких специальных библиотек и фототек, посвященных этому виду искусства. И мы разработали очень простую и очевидную концепцию. Она заключалась в том, чтобы в одном месте собрать все носители фотографической информации, т.е. фототираж на бумаге, фотоальбомы и видеофильмы. Идея книги или альбома была совершенно очевидной, поскольку в течение долгого времени фотографии распространялись в напечатанном виде - в виде альбомов, больших журналов. Выставочный тираж появился несколько позже, когда фотографии стали использовать как украшения, стали вешать их на стену. Тогда во Франции стал формироваться рынок фотографий, сформировавшийся на тот момент в США. И наконец, фильм, потому что многие из фотографов, особенно 60-х годов, являлись также кинооператорами. Робер Франк, Вильям Кляйн и другие одновременно являлись и фотографами, и кинооператорами. Таким образом, нам казалось логичным собрать в этой коллекции и фильмы, сделанные фотографами, и рассказы о фотографии.
        Я упускаю всю эпопею создания Европейского дома фотографии, поскольку даже при имевшейся политической поддержке, необходимо было найти помещение, затем получить деньги, и, наконец, убеждать, убеждать, что уже назрела необходимость создания музея фотографии.
1 Европейский дом фотографии 1 1 1 1
1 1 1
1 Здание 1 Выставочный зал 1 Библиотека
Таким образом, нам предоставили особняк в исторической части города, который мы отреставрировали (работы начались в 90-м году и были завершены в 95-м году). И мы назвали его Европейским домом фотографии, поскольку считали, что мы вместе должны строить единую Европу, И нам казалось, что в фотографии, как и в других областях, опыт является международным. Но Европейский дом творчества обозначает своего рода витрину европейского творчества в области фотографии. И мне кажется, что сегодня, благодаря тем институтам в области фотографии, созданным во Франции и других европейских государствах, мы сократили тот разрыв, а может быть и полностью догнали американцев, от которых так всегда отставали. И даже если во Франции или Европе сегодня существуют критики, которые считают то, что делается в Америке - это супер, то я могу сказать то, что делается во Франции, делается в Европе - тоже неплохо.
        Что касается коллекции ЕДФ - она, наверное, является во Франции одной из наиболее полных коллекций фотографического искусства наряду с фотографической коллекцией Центра Помпиду и Национального фонда современного искусства. Но в моем понимании, наша коллекция снимков неотделима от коллекции книг и фильмов. У нас имеется порядка 15 тысяч произведений, практически всех фотографов мира. И это очень открытая коллекция. Могу сказать, что для меня не существует единой фотографии. Существуют различные техники, различные практики, имеющие место в этом виде искусства, которые отличаются друг от друга. Так как фотография для меня и в этом, и этим обусловлено ее богатство - это вид искусства, внебрачный сын, это метис, это бастар, это гибрид разных видов искусства. В нашей коллекции мы старались не исключать фотографические техники, присущие рекламе, модным съемкам, репортажным съемкам, пластическим искусствам и т.д.

     Еще вопрос: почему коллекция современной фотографии? Во-первых, мы не хотели опираться на уже существовавшие коллекции. В том числе и по финансовым причинам, потому что за то время, которое прошло между 80-ми годами и 95-м годом цены на фотографии очень сильно выросли. И в 95 году для того, чтобы создать коллекцию снимков с момента создания фотографии до наших дней потребовалось бы серьезное финансирование. Ну, в том числе, сыграл свою роль вкус, мой личный вкус. Мне всегда казалось, что нужно жить с искусством своего времени, своей эпохи и, соответственно, с фотографией наших дней. Но как начать составлять коллекцию современных фотографий? С какого дня мы можем говорить о том, что наступила современность? У нас было немало споров со специалистами, историками. И мы остановились на периоде 55 - 60 год. Это период, когда появляются два легендарных персонажа -Роберт Франк и Вильям Кляйн. Можно сказать, что с их творчеством фотография 20 века переходит в современную фотографию.

1 1 1
1

1
1
Robert Frank.
"Восточная река, г.Нью-Йорк, 1955"
 1
Роберт Франк - швейцарец, обосновавшийся в США. Он получает стипендию на фотосъемку в США. И за три года он проезжает всю страну. И привозит оттуда знаменитый альбом "Ориентация", который выходит во Франции в 1958 году. Сначала альбом прошел совершенно незамеченным, потому что то видение США, которое предлагал он полностью отличалось от радужной картины Америки. Он не показывал Америки, торжествующей над Германией, он показал Америку проигравшей, расовую дискриминацию в Америке. И соответственно, когда эти фотографии были опубликованы, американцы не захотели мириться с его присутствием. И в своих фотографиях он решительно рвал связь с установившимися традициями. В частности, с традициями гениального Картье-Брессона. То есть с традициями ключевого момента. То есть с той секундой, когда в кадре все элементы оказываются на своих местах, создавая законченную картину. Роберт Франк интересуется как раз тем, что происходит между двумя ключевыми моментами, в тот момент, когда ничего не происходит. Можно ли фотографировать в тот момент, когда в кадре ничего не происходит? Но это то, чем он занимался. Его снимки кажутся банальными, пустыми. И совершенно не стремятся найти в мире гармонию и равновесие. Если в момент съемки перед объективом проходит официант, что ж, значит на снимке будет его тень. Если не хватает света, что ж, снимок будет темным. И таким образом он сметает правила того, что называется современной фотографией.
1 1 111 1
1 1
1
William Klein.
"Нью-Йорк, 1956"
 1
 
William Klein.
"Фотография моды , 1960"
  Вильям Кляйн - это другой маршрут, другая история, потому что он сам из Нью-Йорка. И он обосновался в Париже. И в 54-55 году он возвращается в Нью-Йорк, как этнограф, который отправляется на изучение какого-то примитивного племени. Кроме того, он снимает то, что другие фотографировать бы не стали, и тоже отметает все правила. Правило выбора угла съемки. Но в том числе и правило построения кадра, поскольку сам он является раскадровщиком и он тоже издает книгу, ставшею мифической, которая называется "Нью-Йорк". И эти две фигуры, два этих персонажа, показали себя теми ключевыми лицами, с которых начинается современная фотография. И они, в какой-то степени стали символами нашего музея, потому что они были фотографами, издавали книги и оба в определенный момент бросили занятия фотографией, чтобы заняться кино.
Поэтому мы считаем, что современная фотография начинается где-то с 55 - 60 года. Это очень богатый, очень интересный период, когда меняются правила.
         Начиная нашу коллекция, нам казалось, что было-бы идеальным создать коллекцию, в которой прослеживалось бы изменение форм. Но история фотографии по сей день остается малоизученной, поэтому мы руководствовались тем, что собирали коллекцию по авторам. И поскольку судить о фотографе можно лишь по сериям снимков, мы довольствовались тем, что собирали отдельные серии отдельных фотографов. Мы составляли нашу коллекцию как выставку, мы не храним у себя негативы. Мы храним только авторские оригиналы, либо отпечатки, сделанные при непосредственном участии автора.
        И, в заключение, я хочу высказать несколько мыслей о цифровой фотографии.
       Я думаю, что появление цифровых технологий - это конец фотографии на основе серебра. Я думаю, что через 15 лет вы не найдете не только лабораторий традиционных фотопленок, но и самих фотопленок. Действительно, появление цифрового фото - это огромный прогресс. Я думаю, что то, что становится все больше и больше музеев, в задачу которых входит сохранение фотографий, объясняется в чем то тем, что традиционная фотография умирает. И музеи является в какой-то степени гробницами.

Содержание номера