2003

 

10 (продолжение)


Творческий союз "Фотоискусство"
Российский союз научной и прикладной фотографии
Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000

Фотопанорама-2001 / Фотопанорама-2002/ Фотопанорама-2003
Главный редактор: Александр Евтеев
Верстка и дизайн: Александр Евтеев
Составители номера: кхн О.В.Пясецкая, кхн И.А.Малахова, ктн А.В.Старичков

 ТРАДИЦИОННАЯ И ЦИФРОВАЯ  ФОТОГРАФИЯ 

РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

ТОРГОВАЯ МАРКА ORWO пережилА изменения на фоторынке благодаря новым идеям// N. Spannhake, Журн. научной и прикл. фотогр., 2003, Т.48, №4, С. 36

Продукция ORWO в прошлом была хорошо известна, особенно, в Восточной Европе. Фабрика Вольфен была основана в 1895 г. как главная квартира фирмы АГФА и стала называться ORWO после Второй Мировой Войны. На ней было сделано много технических разработок и выпущено много известных до сих пор кино и фотопленок.
Политические изменения в девяностых годах и изменения в потребностях фоторынка не дали
ORWO шанса на выживание. Но сейчас в Вольфене существует новая компания, названная FilmoTec, которая приняла наследство ORWO и производит и успешно продает продукцию в такой рыночной нише, как пленки для наблюдения, кинопленки и другие материалы. под торговой маркой ORWO.

FilmoTec - наследник ORWO
Компания FilmoTec GmbH была создана в 1998 г. международным партнерством, а также фактической администрацией, потому что приватизирование старого ORWO целиком было обречено на неудачу. FilmoTec - единственная компания в традиционном местоположении в г. Вольфен (Германия), которая все еще производит фотографические пленки и наследует признаки ORWO. Она имеет все права использовать известную торговую марку ORWO. Она имеет корни в хорошо известном прошлом и управляется активным ключевым научно-техническим персоналом.
Кроме творческого потенциала своих служащих, FilmoTec использует производственное оборудование, основанное на высоких технологиях. Состояние резательных и перфорационных машин гарантирует оптимальную транспортировку пленки в камерах и копировальных аппаратах. Машины, основанные на ключевых кодах, используются для наиболее эффективных процессов копирования при создании цифровых или видео копий.
Основой для исследовательской работы является эффективная пилотная установка для нанесения покрытий, а также эмульсионное оборудование, управляемое компьютером и наиболее современными модемами. Постоянный контроль качества на всех экспериментальных и производственных этапах осуществляется посредством сложного оборудования для оценки текущего состояния. Покрытие приобретено у хорошо известных изготовителей в Западной и Восточной Европе.
Продукция FilmoTec полностью сертифицирована согласно стандарту ИСО 2001.
Каков подход к рынку у компании FilmoTec? Деловая идея состоит в том, чтобы поставлять и предлагать специальные пленки для ниши приложений, использующих такие уникальные свойства пленки как разрешение, чувствительность и сохраняемость, даже в наше время роста электронной конкуренции. Деловая активность базируется на концентрации знаний и научного мастерства в фотографических исследованиях, разработках новых продуктов, производстве и имеющихся каналах распределения для этих типов материалов. Все изделия продаются под восстановленным торговым знаком ORWO.
Фактический портфель изделий FilmoTec нацелен на два главных применения для черно-белой пленки и небольшую производственную линию для голографических приложений:
• Кинопленки для документальных и художественных фильмов и архивных применений
• Пленки для наблюдения
• Голографические пленки
Черно-белые негативные кинопленки все еще  используются, главным образом, в образовательных и культурных целях, в полнометражных и документальных фильмах. Потребности этого рынка выполняются двумя негативными пленками UN54 (100 ASA) и N74 (400 ASA).
Фактическая основная продукционная линия состоит из черно-белых позитивных пленок для печати позитива и фотопленок для контратипирования, которые являются существенными для сохранения фильмов и пленок, представляющих культурное наследство, находящееся в государственных архивах по всему миру. Стандартная позитивная пленка для печати
PF2 дополнена негативной фотопленкой для контратипирования DN 2 и позитивной пленкой для дуплицирования DP 3. Обе пленки имеют панхроматическую сенсибилизацию, а DP 3 является уникальной в мире. Панхроматические фотопленки для контратипирования DN 21 и DP 31 на полиэфирной основе отвечают потребности в продленном сроке архивирования, минимум в 500 лет. Пленки имеют ракордную часть для облегчения обработки.
Пленка для наблюдения  имеет очень специфическую нишу в США, где галогенсеребряные пленки требуются для банковских и тому подобных применений. Эта потребность покрывается пленками Р100 (100 ASA) и P400 (400ASA).
Другой  деловой сегмент пленок для наблюдения - контроль дорожного движения. С инфракрасной пленкой  чувствительностью 400 ASA FilmoTec определенно нацелена на немецкий рынок.
С другой стороны FilmoTec всегда старается отследить другие новые рыночные ниши, как например, применение голографических пленок. Сначала попытка здесь была сделана с содержащей желатину пленкой GF 40, панхроматической пленкой Н456, красночувствительной пленкой HP65 и зеленочувствительной HF 53. Этот бизнес пока еще не слишком развит, но в будущем может быть по-иному.
Заказчики сейчас обслуживаются в 24 странах и на 5 континентах, и FilmoTec сотрудничает с несколькими деловыми партнерами на международном основании и всегда ищет расширения бизнеса на прочной базе.

Заключение
Что следует подчеркнуть: это то, что и для малых фотоизготовителей есть возможности, чтобы выжить в 21-ом столетии. Как это, и действительно ли это возможно?
Главное – это то, что небольшая, эффективная и гибкая команда активных и квалифицированных людей, строящих на наследстве превосходного технического знания, может это сделать. Требуется только найти оптимальную рыночную нишу, быть творческим в создании правильных продуктов в правильное время и стремиться к росту путем эффективного подхода к продажам с фокусировкой на требованиях заказчика.
Кроме того, нужно быть уверенным, что продукция полностью выполняет рыночные требования, и ее качество и рентабельность  совместима с честной и нечестной конкуренцией. Стандартизация ИСО должна доказывать в сегодняшней деловой среде, что продукция имеет высокий уровень качества.
И всегда есть еще один пункт: "Никогда не сдавайтесь!"

На российском рынке фотоаппаратов//Е. Дмитриев, Профиль, 15.09.03

По данным исследовательской компании «ГФК-Русь», за июнь 2002-го — май 2003 года в России было продано 160 тыс. цифровых фотоаппаратов, что в 4,23 раза больше, чем за такой же отрезок времени годом раньше. Правда, с лета прошлого года по лето нынешнего обычных камер было продано в десятки раз больше — около 2,5 млн. (в целом российский рынок фотоаппаратов оценивается примерно в $250 млн. в год).
В последние два года у нас в стране наблюдается устойчивый рост рынка фотоаппаратов — на 20—30% в год. Причем продажи пленочных растут в среднем на 15—20% в год, тогда как цифровых — на 300—400%. По мнению менеджера фотодепартамента Canon Алексея Журавлева, «рост продаж цифровых фотоаппаратов обусловлен тем, что с их помощью сейчас можно делать фотографии профессионального качества».
По прогнозам экспертов, через 5—7 лет продажи цифровых фотоаппаратов сравняются с пленочными.
Лидерами продаж как пленочных, так и цифровых фотоаппаратов в России выступают фирмы Minolta, Nikon, Canon, Sony. Среди российских производителей пальму первенства удерживает «Зенит». Правда, сейчас в отечественном производстве наблюдается застой. По данным Госкомстата РФ, за январь—июль 2003 года в России было произведено 46,8 тыс. фотоаппаратов (всего на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2002 года), то есть менее 2% от общего объема продаж. При этом «цифровики» в РФ не производятся. 

Kodak переориентируется на «цифру» // CNews.ru, 29.09.2003

Компания Eastman Kodak намерена существенно расширить ассортимент своих цифровых продуктов. Ветеран и один из лидеров рынка пленочной фотографии пытается пересмотреть стратегию своего бизнеса в пользу «цифры» - данный рынок становится приоритетным для многих производителей, и именно на нем отныне планирует сосредоточить свои усилия и Kodak.  Падение интереса к традиционной фотографии негативно отразилось на бизнесе Kodak. Долги компании к концу июля этого года достигли $3 млрд., а на этой неделе ее руководство объявило о снижении дивидендов по акциям более чем на 70% - с $1,8 до $0,5 на акцию. Разочарованные инвесторы принялись продавать акции, и в итоге котировки бумаг Kodak на Нью-йоркской фондовой бирже упали до самого низкого уровня за последние 20 лет.
Между тем, Kodak действительно нуждается в смене бизнес-стратегии. Сэкономленные на дивидендах деньги, а это $3 млрд., позволят компании в течение трех лет осуществлять инвестиции в быстрорастущий рынок цифровой фотографии. «Цифра» пока не приносит Kodak прибыли, однако компания считает, что в течение ближайших лет ситуация изменится. По расчетам Kodak, к 2006 году цифровые продукты должны будут приносить половину всей получаемой прибыли, а их доля в общем объеме продаж вырастет с нынешних 30% до 60%. Доходы от пленочной фотографии, которая на данный момент является ключевой в бизнесе компании, будут, напротив, падать и к 2006 году снизятся с 70% до 40%. Kodak намерен быстро расширить ассортимент цифровых продуктов и увеличить продажи с $12,8 млрд. в прошлом году до $16 млрд. в 2006-м и $20 млрд. в 2010-м году.
«Это переломный этап в ближайшей истории компании, возможно, это самый важный поворотный момент за всю нашу более чем 120-летнюю историю», - заявил исполнительный директор Дан Карп (Dan Carp), выступая на конференции для инвесторов.

Смену стратегии Kodak специалисты считают вполне оправданной. Популярность цифровой фотографии растет во всем мире, в том числе и в России. По данным компании "АЛИОН", российского дистрибьютора фототехники, в 2002 году у многих производителей объем продаж цифровых фотоаппаратов в денежном выражении превысил аналогичный показатель по пленочной фототехнике. По мнению руководителя направления цифрового фото Василия Черкасова, в нынешнем году у многих компаний количество проданных цифровых фотоаппаратов в штуках превысит количество пленочных фотоаппаратов. Специалисты "АЛИОН" считают, что объем российского рынка цифровых фотоаппаратов в 2003 году превысит 200 тыс. штук.

КОПАНИЯ EASTMAN KODAK, РОЧЕСТЕР, ШТАТ НЬЮ-ЙОРК, США, СНИЗИЛА СВОЙ ПРОГНОЗ ДОХОДОВ ЗА ВТОРОЙ КВАРТАЛ//Информация РМА.

 Согласно пресс-релизу компании, ожидается, что чистый доход составит порядка 5-25 центов на акцию, в то время как оперативные поступления от текущих операций оцениваются в 25-35 центов на акцию, ниже, чем предсказания 60-80 центов на акцию, сделанное компанией 23 апреля. Ожидается, что на доходы Kodak во втором квартале повлияет целый ряд недавних единовременных расходов. воздействие которых на доходы в данный момент нельзя точно оценить в каждом случае. Среди них - затраты в связи с выходом из совместного предприятия с Phogenix и определенный ущерб активам, осуществление объявленных ранее мер реструктуризации и соглашения, заключенные в связи с лицензиями на      использование      определенной интеллектуальной   собственности,   общее воздействие которых составит, как ожидается 20-10 центов на акцию. Новый оперативный прогноз отражает главным образом значительно упавший по сравнению с ожидавшимся    сбыт    потребительской фотопленки и фотобумаги в Азии из-за вспышки атипичной пневмонии. Например, продажа пленки всей отраслью в Китае в апреле и мае составила лишь половину объема, существовавшего в те же два месяца годом раньше, говорится в пресс-релизе Kodak. Сбыт потребительской пленки и фотобумаги в США и Европе также был несколько ниже ожидавшегося, вследствие сохраняющейся слабости   экономики,   несколько  более конкурентной ценовой ситуации и растущей популярности цифровой фотографии. В США, например, продажи потребительской пленки по всей отрасли на розничном уровне упали примерно на 8 процентов в апреле и мае в целом по сравнению с тем же периодом прошлого года. Kodak ожидает, что объем общего сбыта компании останется неизменным во втором квартале по сравнению со вторым кварталом 2002 года. Без учета воздействия обменных курсов валют компанию ожидает, что продажи сократятся примерно на 5 процентов. Компания полагает, что слабость экономики, сокращение туризма и геополитические потрясения по-прежнему будут сказываться на сбыте и доходах в оставшиеся месяцы гола. Компания обнародует обновленный ориентировочный план на весь год 23 июля 2003 года вместе с отчетом о доходах за второй квартал.

НОВЫЙ ДОКЛАД РМА О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ЦИФРОВОЙ ПЕЧАТИВ США // Информация РМА.

В конце 2002 года примерно 23 миллиона семей в США - почти 20 процентов -имели цифровые камеры. В течение жизненного цикла технологии часто считается, что новая продукция достигает взрослости на ранней стадии - или массового рынка - при доле проникновения в 22 процента. Цифровые камеры близки к этой точке. Новый  доклад  Отдела  маркетинговых исследований РМА рассматривает тенденции во владении цифровыми камерами, их использовании   и   методах   получения отпечатков, а также воздействие, оказываемое цифровой фотографией на сбыт пленок и традиционных фотоуслуг. "Путь от пикселей к отпечатку. Задача донесения цифрового имиджинга до массового рынка" - это новый 16-страничный доклад, описывающий потенциал операций с цифровым имиджингом в период, когда отрасль подходит к цифровой эпохе. Вот некоторые из фактов, приводимых в докладе:
- Предсказывается, что к концу 2003 года цифровые камеры будут у тридцати трех миллионов семей в США.
- Шестнадцать процентов цифровых камер, приобретенных в 2002 году, были куплены для замены пленочной камеры.
- Если их цифровая камера сломается, то, указывают 50 процентов семей, они заменят ее цифровой.
- Сохранение снимков на память превзошло в 2002 году возможность посылать снимки по электронной почте в качестве основной причины   фотографирования   цифровой камерой.
- Двадцать процентов цифровых снимков, сделанных в 2002 году, были отпечатаны -подавляющее большинство из них на домашних принтерах, хотя интерес к возможностям получения отпечатков в розничной сети в прошлом году продолжал расти.
- Цифровые изображения составили 6,1 процента всех отпечатков, сделанных в 2002 году в США.

Информация, содержащаяся в докладе, основана на проведенном РМА обследовании по камерам/видеокамерам и цифровому имиджингу. "Путь от пикселей к отпечатку" можно   бесплатно скачать с раздела маркетинговых исследований сайта РМА в Интернете (www.pmai.org). 

новая стратегия Polaroid //Компьюлента 15.10.2003


Компания Polaroid, в свое время прославившаяся на весь мир фотоаппаратами, мгновенно печатающими снимки, готовится начать реализацию новой бизнес-стратегии. Стоит отметить, что два года назад Polaroid прошла через процедуру банкротства, и сейчас компания находится в управлении BankOne. Причиной неудач компании стали не слишком продуманные инвестиции и бум цифровой фотографии, к которому в Polaroid оказались совершенно не готовы. В результате, компании удалось вернуться к получению прибыли от традиционного бизнеса, однако штат Poalroid составляет сейчас всего 3700 человек против 21000 сотрудников в рекордном 1978 году.
Учитывая все более растущую популярность цифровой фотографии, компании так или иначе придется приспосабливаться к новому рынку, потому что выпуск пленки и фотоаппаратов мгновенной съемки более не способен обеспечивать стабильного роста бизнеса компании. Поэтому основной сферой деятельности Poalroid в ближайшие годы станет производство аппаратов для оперативной печати цифровых фотографий. Эти аппараты будут максимально просты в обращении: в них нужно будет вставить флэш-карту со снимками и кредитку для оплаты. На выходе потребитель получит распечатки формата 10 x 15 см.
Аппараты цифровой печати Polaroid обладают рядом преимуществ перед продукцией конкурентов. На печать снимка у них уходит всего две секунды. Это в три раза меньше, чем у аналогичной техники Kodak и вдесятеро быстрее, чем у аппаратов других компаний. В Poalroid понимают, что при небольших объемах печати это не слишком существенно, но при печати, к примеру, ста фотографий разница во времени будет ощутима. Поэтому основную ставку в компании делают на установку аппаратов в местах, где может потребоваться быстрая распечатка большого числа снимков: в местах проведения детских праздников, на круизных кораблях и т.п. Не обойдут вниманием и сети универмагов, которые смогут устанавливать аппараты Polaroid и назначать собственные цены на услуги фотопечати. В перспективе, разработанные в Polaroid технологии могут быть реализованы и в бытовых принтерах, но конкретных планов на этот счет у компании пока нет.

Гигант пошел на прорыв// И.Лукьяненко, Еженедельник "Computerworld", № 38, 2003 год
Компания Eastman Kodak намерена встряхнуть российский рынок цифровой фотографии.
Казавшийся еще недавно стабильным и поделенным между ведущими игроками российский рынок цифровых фотоаппаратов в ближайшее время, видимо, ожидают большие перемены. 1 октября было объявлено, что компания Eastman Kodak начинает поставки в Россию своей системы цифровой фотографии EasyShare.
Продукция компании в первую очередь предназначена для фотолюбителей, типичный представитель которых печатает около 100 снимков в год. Такие фотографы хотели бы иметь недорогой аппарат, простой в обращении и способный делать качественные снимки.
Система цифровой фотографии Kodak EasyShare помимо самих фотоаппаратов включает в себя док-станции, термосублимационные принтеры и программное обеспечение. Любительские цифровые фотоаппараты Kodak делятся на три серии — LS, DX и CX. Рекомендованная розничная цена различных моделей этих серий в России составит от 170 до 650 долл. Серия LS включает в себя камеры стильного дизайна с широкими возможностями съемочной автоматики. В фотоаппаратах с индексом DX, ориентированных на подготовленных фотографов, используются все технические новинки, они отличаются самыми высокими характеристиками и расширенными функциями управления съемочным процессом. Новичкам больше подойдут аппараты серии CX, основной их особенностью является упрощенное управление, с которым не придется долго разбираться. Док-станция Kodak EasyShare Dock 6000 (рекомендованная розничная цена 70 долл.) совместима со всеми перечисленными фотоаппаратами и позволяет одновременно с передачей снимков в компьютер осуществлять подзарядку аккумуляторов камеры. Гордостью компании является док-принтер Kodak EasyShare Printer Dock 6000 (250 долл.). Это термосублимационное устройство за 90 секунд печатает фотографии формата 10х15 см без полей и покрывает их водостойкой пленкой XtraLife.
Справедливости ради необходимо отметить, что в цифровых фотоаппаратах Kodak есть только одно принципиальное отличие от продукции конкурентов. Это OLED-дисплей (на органических светодиодах), который обладает лучшим качеством изображения и, по тестам производителя, на 20% экономичнее аналогичных ЖК-экранов.
В настоящее время заключены соглашения с двумя компаниями («Л-Фото» и «Техсоюз»), которые исторически специализировались на поставках фототехники. Кроме фотомагазинов большие надежды возлагаются на гипермаркеты и сети магазинов бытовой электроники. Впрочем, не сбрасываются со счетов и компании, работающие на компьютерном рынке, с ними также планируется подписать соглашения. В результате уже в 2004 году компания планирует занять на российском рынке второе место по объемам продаж.

Химическая реакция// Ю. Попова, “Эксперт”, №35(390) 22 сентябpя 2003, газета "КУЛЬТУРА"
Выставка фотографий из нью-йоркского Музея современного искусства в очередной раз свидетельствует: чем лучше снимки, тем загадочнее природа фотоискусства.
В отличие от многих, кто сегодня выставляет фотографию, Музей личных коллекций умеет делать это так, что отпадают последние сомнения. Да, фотография - это искусство. Тем более нынешняя выставка "Вглядываясь в фотографии. 125 фотографий из собрания Музея современного искусства, Нью-Йорк". То, что все выставленные снимки - стопроцентные шедевры, говорить не приходится, иначе бы этой выставки просто не было. Важно другое: они прибыли из очень особого места - музея, который первым начал покупать фотографию, уравняв ее в правах с другими искусствами.

Зримая среда
Сказать, что Музей современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) чрезвычайно знаменит, - почти ничего не сказать. Он - главный музей современного искусства во всем мире. Не потому, что он самый старый. А потому, что совсем иной, чем классические музеи. Первый директор MoMA Альфред Г. Барр-младший когда-то понял, что современное искусство нужно собирать и выставлять не так, как старое. И он сделал первый музей, существующий не ради живописи, скульптуры, рисунка и гравюры, а ради того, что в 1929-м, в год его основания, критики окрестили "зримой средой современной жизни". Эта страсть ко всей "зримой среде", в которой растворилось искусство в ХХ веке, и определила интересы нового музея: архитектура, промышленный и графический дизайн, кино и, конечно же, фотография, без которой этой среды вообще бы не было.
Возможно, сегодня, когда сама сфера искусства утратила четкие границы и когда концептуальная воля способна "засосать" в эту сферу практически все, радикальность того шага ощутить трудно. Но подумать только, в конце 20-х-начале 30-х покупка Сезанна или Ван Гога еще считалась весьма рискованным предприятием, уделом коллекционеров-фриков. А тут - музей покупает чертежи, рекламные плакаты, кинопленки и, наконец, экспонат N23 - фотоснимок.

100+25
Нынешнюю выставку сделала книга. В 1973 году директор отдела фотографии MoMA Джон Жарковский издал 100 фотошедевров из собрания своего музея. К ним добавили еще 25 лучших снимков последнего тридцатилетия, и получилось весьма представительное собрание: Альфред Стиглица, Тимоти О`Салливан, Август Зандер, Александр Родченко, Ричард Аведон, а также Гарри Виногранд, Синди Шерман и другие знаменитейшие фотографы.

   
Обложка книги "Вглядываясь в фотографии"   Уильман Шу
дагерротип, 1845-1850 г.
  Эдвард Уэстон
Торс Нила, 1925
г.
   
Ансель Адамс
Гейзер "Старый верный", 1941 г.
  Доротея Ланг
Спина, 1938 г.
  Ирвинг Пенн
Женщина в черном платье,1950 г.
   
Эллиот Эрвитт
Венеция, 1965 г.
  Хелен Левитт
Дети, 1940 г.
  Бретт Уэстон
Разбитое окно, 1937 г.

Каждый снимок - не просто шедевр, а кульминация одного из способов видеть реальность. Родченко - это знаменитый ракурс, который превращает все - архитектуру, человеческие фигуры и их тени - в элементы конструктивистского коллажа. На выставке один из образцов этого ракурса - "Сбор на демонстрацию", 1928-1930 годы. Возможно, это и не то, что мы привыкли считать лучшим Родченко, но это не важно. Потому что и рядом с ним все остальное ч/б, снятое "снизу вверх" и "сверху вниз" в 60-е, покажутся лишь отдаленным эхом одного главного снимка.
И тут же Август Зандер с "Циркачами". Тоже 1930 год, но другой полюс. Зандер - портретист-гипнотизер. Портретировал самых разных людей, гипнотизирует до сих пор каждого, кто на этих людей смотрит. Он - один из тех, кто провоцирует нас на разные праздные умозаключения вроде: "вот типичное лицо 20-х", "вот лицо, на котором печать злого рока" - и заставляет нас вглядываться в физиономии чужих, давно умерших и, как правило, никому не известных людей с таким вниманием, как будто еще чуть-чуть, и мы разгадаем какую-то важную тайну.
Ирвинг Пенн - это лучшее, что произвел человеческий глаз, расставшийся с физиогномикой ради женской фигуры - этого странного цветка, который так хорош в виде силуэта на контрастном фоне. Среди этой черно-белой классики "семидесятник" Уильям Эгглстон со своими душными цветными снимками кажется новатором почище Родченко. Открытие его было, однако, не в использовании цветной пленки и печати как таковой. Цвет должен был уничтожить фотографию как искусство, лишив ее "эстетической ауры", которой обладала реальность, формализованная черно-белой гаммой. Но этого не произошло. Цветная фотография, расправившись с графичностью, унаследовала от черно-белой магическое воздействие на публику.

Предел чувствительности
Природа этой магии и есть главная загадка фотоискусства. Ее, как известно, пытались разгадать Сьюзен Зонтаг и Ролан Барт. Причина этих попыток в общем и целом была одна и та же - писавшие почувствовали эту магию на себе и попытались устроить фотоискусству сеанс разоблачения. Но они, скорее, описали эту магию с разных сторон, чем разоблачили тайные пути, которыми это искусство воздействует на нас. Мистическим образом к разгадке тайны фотомагии оказался ближе конференц-секретарь Российской академии художеств Петр Чекалевский, который в конце XVIII века, когда на свете не было никакой фотографии, написал: "Предмет изящных художеств состоит в том, чтобы произвести в нас самую сильную чувствительность".
По силе "чувствительности" фотография, пожалуй, и в самом деле превосходит все остальные искусства. Ни классическая, ни современная живопись, ни скульптура, ни архитектура не провоцируют таких жестоких приступов вуайеризма, как фотография. Что за химическая реакция наступает в организме, оказавшемся один на один с фотоснимком? Если бы Жарковского спросили об этом напрямую, он бы наверняка ответил: "Наслаждение", - ради которого он и составил книгу ста лучших. Делая это, он явно отдавал себе отчет в том, что совершенство стиля, композиции, цветовых сочетаний и ракурсов - не главная причина того, почему мы не можем оторваться от этих снимков. Они - лишь подспорье и оправдание для тех, кто ищет рациональное объяснение той власти, которую имеет над нами искусство фотографии. Теперь в нашем распоряжении есть целая выставка, чтобы убедиться в его правоте. 

 На бумаге покажут цветное кино // по материалам АР и журнала NATURE. 29.09.2003
В голландской исследовательской лаборатории компании Philips ученые создали новый тип «электронной бумаги», которая в один прекрасный день позволит смотреть полноцветные фильмы на страницах книг и газет. Крошечные точки, расположенные на бумаге по столбцам и строкам, могут изменять цвет всего лишь за одну сотую долю секунды, чего вполне достаточно, чтобы с помощью массивов таких точек демонстрировать видеоизображения.

«Электронная бумага» очень похожа на обычный листок писчей бумаги, но на ней, в отличие от обычной, можно просматривать видео с нормальной скоростью. Новый тип экранов не только позволяет отображать все цвета, но и, по уверению изобретателей - Роберта Хайеса (Robert Hayes) и Йохана Финстра (Johan Feenstra), он будет в четыре раза ярче, чем уже существующие плоские экраны на основе жидких кристаллов.
«Электронная бумага» представляет собой микросхемы, встроенные в очень тонкий и гибкий носитель. Такая бумага нуждается в источнике питания, как и мобильный телефон или КПК. Разработчики поставили своей целью объединить удобство, надежность и читабельность обычных печатных текстов с возможностью гибко изменять их содержание, чего пока удавалось достигать только на экранах компьютеров. К тому же, отпадет необходимость в толстых книгах, достаточно будет всего лишь одного листка, на котором последовательно, страница за страницей, можно просмотреть не то что всю книгу, а содержимое целой библиотеки. Сама информация при этом может храниться в чипе, а для питания бумажного дисплея достаточно будет легкой батарейки.
Монохромная электронная бумага вот-вот появится в продаже - ее производством в сотрудничестве с Philips занимается компания E-Ink из Массачусетса. Бумага представляет собой пластиковый лист, на котором расположено множество прозрачных микрокапсул с черными и белыми порошкообразными красителями, которые под воздействием электрического поля могут подниматься к поверхности. Такая конструкция вполне подходит для отображения обычного текста, но скорость смены кадров на ней оказывается недостаточной для отображения фильмов. Хайес и Финстра решили кардинально пересмотреть принципы работы устройства.
Пиксели их электронной бумаги состоят из капелек цветных чернил на масляной основе, расположенных на белом отражающем фоне. На изнанке подложки расположен прозрачный электрод, а над ним - слой прозрачного водоотталкивающего пластика. В нормальном состоянии чернильные капельки растекаются по всей поверхности ячейки - белый фон в этом случае не виден и лист выглядит равномерно черным. При подаче на электрод электрического потенциала чернила собираются в капли, как вода на тефлоновой сковородке, - в этом случае большая часть фоновой поверхности становится видна, и цвет меняется с черного на белый. Степень серого зависит от напряжения на электроде. И самое главное - для "переключения" ячейки потенциал требуется сравнительно небольшой, так что суммарное энергопотребление устройства невелико. Переключение пикселя занимает около десяти миллисекунд - вполне достаточно для качественного отображения видео. А сама конструкция пикселя легко позволяет сделать его полноцветным в формате CMYK.
Первый коммерческий продукт появится не ранее, чем через 3-4 года, отмечают разработчики, и сначала он будет использовать только один цвет.

РАЗНОЕ


Американские солдаты будут стрелять фотоаппаратами// Источник: Georgia Institute of Technology,   17.10.2003 
Учёные из Национального института технических исследований Джорджии (Georgia Tech Research InstituteGTRI) разрабатывают для военных систему под названием "Круговая разведка" (Reconnaissance Round), которая позволит солдатам наблюдать за полем боя с высоты птичьего полёта. По сути, это стрельба фотоаппаратами в воздух.
Предполагается, что для того, чтобы провести разведку с воздуха, солдат будет из оружия наподобие миномёта выстреливать 90-граммовым устройством со встроенной цифровой камерой. В воздухе фотоаппарат будет выпускать парашют и, спускаясь, передавать до 5 чёрно-белых снимков местности на ноутбук. Затем он самоликвидируется, чтоб не достаться врагу. Якобы, он сможет обнаружить человека с высоты 550 метров.
Опытный образец был успешно испытан при помощи 81-миллиметрового миномета. Рассматриваются и другие варианты пусковых установок, включая гранатомёты. Понятно, что "Круговая разведка" будет обходиться военным дешевле, чем запуски беспилотных самолётов или съёмок со спутника. Теперь они стараются уложиться в $1200 за одну установку с "патронами".


Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000
Фотопанорама-2001 / Фотопанорама-2002/ Фотопанорама-2003

Редакция

 

выход / в начало