|
Творческий союз "Фотоискусство"
- Российский
союз научной и прикладной фотографии
Главный редактор: |
Александр Евтеев |
Художник-дизайнер: |
Александр Евтеев |
Составители номера: |
кхн О.В.Пясецкая, кхн И.А.Малахова, ктн А.В.Старичков |
ТРАДИЦИОННАЯ И ЦИФРОВАЯ
ФОТОГРАФИЯ |
Трое из пяти профессиональных
фотографов считают, что цифровые камеры создают новые возможности//
Информация РМА Согласно опросу, проведенному отделением
Kodak Professional компании Eastman Kodak Co.,
трое из пяти профессиональных фотографов в США считают, что цифровая
фотография создает новые возможности для их бизнеса, которых у них не было,
когда они снимали только на пленку. Из получивших доход из этого
нового источника 61% получили этот рост немедленно, и 31% утверждает, что
они получили выгоду в течение первых 12 месяцев. Опрос более 5 тыс.
профессиональных фотографов, проведенный в конце прошлого года через
интернет, является частью инициативы Kodak Professional получить информацию,
как цифровые технологии изменяют искусство и бизнес в фотографии. На вопросник из 10 пунктов
ответил через интернет 881 фотограф – высокий отклик, который усиливает
надежность результатов. Большинство ответивших работают в сегменте
портретных и свадебных фотографий; 137 респондентов работает в коммерческих
и других секторах. Ответы на вопросы , однако, не сильно менялись в
различных секторах. Поскольку опрос проводился
online, респонденты, по видимому, были более “технически подкованы”, чем вся
популяция профессиональных фотографов, и поэтому результаты могли
преувеличивать значение цифровой фотографии по отношению к традиционной. Тем
не менее, положительный результат для тех фотографов, которые “стали
цифровыми”, очевидны. Почти каждые три из
четырех респондентов опроса – 72% - сказали, что они хотя бы часть снимков
делают с помощью цифровой камеры. Более половины из тех, кто пользуется
цифровой камерой, сказали, что они снимают цифровой камерой более половины
своих снимков, и 26% - более трех четвертей. Остальные снимки они делают на
пленке. В соответствии с другими
подобными исследованиями, опрос, проведенный Kodak Professional,
подтверждает, что большинство профессиональных фотографов использует
комбинацию цифровой и пленочной фотографии. 10-28 % снимают исключительно на
пленку. Примерно 11% ответивших всегда предпочитает качество изображения на
пленке, независимо от применения. Результаты опроса указывают,
однако, на продолжающееся быстрое принятие цифровых камер. Из тех
профессиональных фотографов, которые еще не пользуются цифровой камерой, 76%
сказали, что они планируют попробовать ее в ближайшие два года, и менее 1 %
сказали, что они никогда не будут пользоваться цифровыми камерами.
Отгрузки
минилабораторий в Японии в 2002 году выросли на 13%// Информация
РМА Согласно сообщению Photo Electro News,
отгрузки минилабораторий в Японии в 2002 г.
выросли на 13% , до 3 458 штук, благодаря положительному воздействию
полностью цифровых моделей в первом полугодии. В первом полугодии отгрузки
выросли на 31%, до 1887 штук, несмотря на медленное снижение
отгрузок в третьем квартале до 928
шт. и в четвертом квартале до 643 шт. В сообщении говорится, что длительный экономический спад начал влиять на
продажи с октября. Кроме того, крупные цепи поставщиков уже установили
машины в 2001 г. , а другие закончили установку в первом полугодии 2002 г.
С 2001 по 2003 г. ожидается замена спроса на машины, совместимых с форматом APS, вводимых с 1996 по 1998 г. Изготовителей минилабораторий
убеждают заменить их на новые цифровые модели пока с малым успехом в
неблагоприятном климате общего снижения продаж. В сообщении добавлено, что ежегодно около 1000 киосков
с минилабораториями закрывают свой бизнес.
фотолитография становится
трехмерной // News.Battery.Ru, 10.02.2003.
Американские
ученые из университета штата Вашингтон под руководством Альберта Фолча
(Albert Folch) разработали новую методику получения сложных трехмерных
микроструктур. Новый метод станет недорогой альтернативой традиционной
фотолитографии, которая в настоящее время является основой промышленного
производства компьютерных микросхем и других миниатюрных устройств. В традиционной
фотолитографии на поверхность кремниевой пластины, покрытой специальным
фоточувствительным слоем, накладывается специальная фотомаска. Пластина
вместе с наложенной маской облучается ультрафиолетовым излучением, после
чего химическое травление кремниевой пластины позволяет выявить участки,
покрытые в процессе облучения маской. Участок поверхности может либо
подвергнуться облучению, либо нет (полутона невозможны), соответственно
вытравливаемые структуры имеют строго определенную высоту, и создание
трехмерных элементов требует последовательного осуществления нескольких
этапов облучения (с различными масками) и травления подложки, что
значительно замедляет процесс и делает его более дорогостоящим. Чтобы обойти проблему
отсутствия "полутонов", ученые разработали серую маску, позволяющую
регулировать количество ультрафиолетового излучения, проходящего сквозь
различные ее участки. Фотомаска изготавливается из полимера, прозрачного для
ультрафиолета. В его состав вводятся специальные фотопоглощающие добавки,
концентрация которых может варьироваться в различных участках, определяя
степень их прозрачности для ультрафиолета. Это дает возможность создавать
сложные трехмерные поверхности. В результате появляется возможность
создавать сложные типы рельефа - например, "клинья" или "лестницы" - всего
за один этап. Преимущество данной
разработки по сравнению с другими опытными образцами полупрозрачных
фотомасок в том, что теперь стало возможным получать любой требуемый уровень
прозрачности маски, а не выбирать его из нескольких дискретных значений..
ECS Refining
предлагает решение для возврата
серебра // Информация РМА
Фирма
ECS Refining выпустила свои колонки Pure Flow Silver Recovery Columns,
предназначенные для обработки стандартных фотохимических растворов, которые
содержат фиксаж, отбеливатель-фиксаж, стабилизатор и проявитель в
количествах, обычно идущих в отходы при ежедневной работе
низкопроизводительных процессоров для пленки и бумаги, а также для
стандартных процессоров. Поскольку предлагаемая
технология толерантна к проявителю, не требуется проводить новые
трубопроводы, чтобы отделять потоки с низким содержанием серебра или не
содержащие серебра. Сливы химикатов могут проходить прямо через
измерительную систему в колонки Pureflow. Так как колонки имеют такие же
размеры и форму, как типичные колонки со стальным волокном, они также
совместимы со стандартной измерительной системой (1 галлон (3,785 л) в час). Дополнительным преимуществом
технологии Pureflow является то, что колонки можно регулировать для
различных концентраций серебра. Изменения в концентрации химикатов в потоках
в диапазоне от 100 до более 3 000 ррм (частей на миллион) компенсируются
колонками Pureflow Columns без необбходимости регулировать скорости потоков.
Другие флуктуации, вызванные операциями по обслуживанию, такие, как
разгрузка баков, не влияют на работу колонок Pureflow. Колонки прошли полевые
испытания и было показано, что они извлекают до 200 тройских унций серебра
из смешанных растворов химикатов. Колонки имеют высокую производительность,
до 250 тройских унций (тройская унция = 31.1 г.) серебра, извлекая серебро
до остаточной концентарции 0,50 ррм, при использовании системы из двух
колонок .
Новости о фирме Polaroid// Информация РМА Фирма, с прошлого лета находящаяся в частных руках,
прояснила детали своей стратегии роста и собирается сфокусироваться на своем
ключевом бизнесе – пленке для моментальной фотографии
Спустя 15 месяцев после
того, как фирма Polaroid Corp. была зарегистрирована по статье 11 защиты от
банкротства, она серьезно пересмотрела свою деловую модель и начала
разрабатывать стратегию роста. 31 июля 2002 г. фирму и ее торговую марку
приобрела группа One Equity Partners LLC, филиал Bank One Corp., Chicago,
Ill., создав частную компанию, сохраняющую знакомое название “Polaroid”. Жак Нассер (Jacques Nasser),
ранее CEO фирмы, назначен неисполнительным президентом Polaroid, для
разработки и коммерциализации новых цифровых технологий и производства
моментальных камер и пленки.
Polaroid планирует
сосредоточиться на трех инициативах: ·
Сделать прибыльным ключевой бизнес – пленку для моментальной
фотографии. Области, не являющиеся ключевыми, такие как Отделение Систем
Идентификации и ЖК-проекторов, были проданы.
·
Коммерциализация технологий моментальной цифровой печати Opal
и Onyx.
·
Реанимация торговой марки Polaroid через стратегическое
лицензирование.
По словам Илзе Грин,
директора по маркетингу, "Polaroid изменил свои действия в отношении деловой
активности на рынках, каналах сбыта, продуктов и клиентов – и. конечно,
розничной торговли. Компания сократила на 40% число дилеров, покупающих
непосредственно у Polaroid. Это перераспределило редистрибьюторов и
реселлеров продуктов Polaroid. По словам Грин, "они работали тесно с
реселлерами, чтобы обеспечить высококачественное обслуживание клиентов,
включая электронные бюллетени, чтобы поставлять им информацию. Эти изменения
резко сократили эксплуатационные расходы”. Новый источник дохода
от лицензирования брэнда Polaroid начал действовать в 2001 г. С тех пор
отделение лицензирования подписало соглашения с 12 компаниями; в настоящее
время имеется более 15 лицензионных продуктов. Хотя Polaroid не назвал
точных цифр, с 2001 по 2002 г. доход от лицензированных продуктов увеличился
более, чем в четыре раза. В настоящее время среди лицензиатов присутствуют
фирмы Agfa, North American Battery Co. и Concord Camera. Грин
сказала, что розничный канал фотопродуктов является важным для Polaroid, и в
2003 г. будут выпущены новые продукты в специальной упаковке. В 2003 г.
планируется ввести ряд новых продуктов.
Традиционные
фотоаппараты постепенно уступают свои позиции цифровым устройствам//
Еженедельник "Computerworld",
№08, 2003 год Так, по данным GfK, в 2001 году (а результаты за
прошлый год этой исследовательской компанией еще не опубликованы) мировой
рынок пленочных аппаратов оценивался в 63 млн. устройств, что на 4% меньше
по сравнению с 2000 годом, было продано 2,93 млрд. кассет с фотопленкой всех
видов, что также оказалось меньше соответствующего показателя за предыдущий
год (на 6%). Между тем сбыт цифровых фотокамер в 2001 году увеличился по
сравнению с 2000 годом на 49% и достиг уровня в 27,5 млн. устройств. Оценки
Nikkei Market Access приблизительно такие же: по сравнению с 2001 годом
производство цифровых фотокамер в прошлом году выросло на 59,3% и достигло
отметки в 26,54 млн. устройств. Темпы роста оказались выше, чем
предполагалось: по этой причине в Nikkei даже были вынуждены скорректировать
свой первоначальный прогноз (по которому мировое производство цифровых камер
оценивалось примерно в 19,3 млн. устройств) и все равно “ошиблись” на 4 млн.
изделий. Россию мировая тенденция еще
не затронула: прирост объема продаж пленочных фотокамер за первую половину
прошлого года составил, по оценке GfK, 18% (сбыт фотопленок увеличился за
тот же период на 26%). Обычными фотоаппаратами владеют примерно 40%
российских семей, а цифровые камеры имеются менее чем в 1%. Для сравнения:
персональные компьютеры и принтеры есть соответственно в 6 и 3% “ячеек
общества”. Тем не менее сегмент цифровых фотокамер развивается весьма
динамично: продажа цифровых камер выросла за первое полугодие на 65%. Особенностью молодого
российского рынка цифровой фототехники является то, что в структуре сбыта
преобладают устройства с большим разрешением: в частности, свыше половины
продаваемых в стране фотокамер имеют разрешение более 3 мегапикселов
(правда, эта статистика основана на данных о продаже цифровых камер только в
Москве и Санкт-Петербурге). Как показывают собранные в ходе опроса
покупателей данные, при выборе цифровых камер потребители в первую очередь
ориентируются на разрешающую способность устройств (в 27% случаев она
оказывается самым важным критерием выбора). В целом, по данным
дистрибьюторской компании “Алион”, объем российского рынка цифровых камер в
прошлом году достиг 85 тыс. устройств (причем во втором полугодии было
продано 45 тыс. фотокамер), и, как считает менеджер по продукции Василий
Черкасов, рынок цифровых камер в текущем году может превысить рубеж в 100
млн. изделий. “Алион” — один из наиболее
крупных и активных игроков на рынке цифровой фототехники. По итогам прошлого
года, например, компания заняла первое место по продаже цифровых камер Canon
в России. К настоящему времени через “Алион” проходит пятая часть всех
цифровых фотокамер, поступающих на российский рынок (по собственной оценке
компании). В конце прошлого года
компания расширила круг поставщиков цифровых фотоаппаратов. В дополнение к
изделиям Canon, Minolta, Nikon и Olympus в октябре начались поставки
продукции Sony, в ноябре — Ricoh, а в декабре — Pentax. В области цифровой
фототехники с дистрибьюторской компанией в настоящее время активно
сотрудничают примерно 270 дилеров из 73 городов, которые представляют все
основные каналы сбыта: компьютерную розницу, магазины фото-, аудио- и
видеотехники. По словам Черкасова, вплоть
до 2001 года примерно 70-80% цифровых камер продавалось компьютерными
фирмами. И до сих пор через “компьютерный канал” в России продается больше,
чем компаниями, работающими на рынке традиционной фототехники, или
розничными сетями аудио- и видеотехники. Причина сложившейся
ситуации, по мнению Черкасова, в том, что “компьютерные фирмы отличаются
большей динамичностью, поскольку привыкли работать с продукцией, очень
быстро появляющейся на рынке и так же быстро морально устаревающей”. Часть активных дилеров, а
также представители ряда компаний, которых “Алион” рассчитывает привлечь к
“систематическому” сотрудничеству, были приглашены на очередную дилерскую
конференцию. Ее тематика и сроки проведения (а она проходила с 10 по 13
февраля) определили название — “Зимняя Фотоакадемия”. Время проведения
мероприятия, по-видимому, было выбрано не случайно: конец зимы — сезон
снижения активности на рынке цифровой фототехники: по словам Черкасова,
многие модели цифровых фотокамер уже сняты с производства, а новые
устройства еще не поставляются. Первое для “Алиона”
мероприятие подобного рода было организовано совместно с
партнерами-поставщиками — Canon, Minolta, Nikon, Olympus и Pentax. Менеджеры
этих компаний продемонстрировали участникам конференции продукцию своих
фирм, однако каких-либо новинок при этом представлено не было — их стоит
ждать на предстоящих выставках PMA 2003 (Photo Marketing Association) и
CeBIT 2003. Как рассчитывают в “Алионе”,
результатами конференции станут увеличение объемов продаж и расширение
ассортимента закупаемых дилерами цифровых устройств. В ближайшее время
компания проведет авторизацию дилеров и предложит им различные маркетинговые
программы. В числе важных для компании
“Алион” событий прошлого года были отмечены получение сервисным центром DG
Group авторизации от Canon, а также начало отгрузки в ноябре продукции с
нового склада, размещенного в комплексе “Молком” (общей площадью 75 тыс. кв.
м), который находится в 12 км от Москвы и обеспечивает широкий спектр услуг
по складской обработке и таможенному оформлению грузов.
Управление глазом //
EOS Техника, 26.02.2003 Ваши глаза автоматически
фокусируются на том, на что вы смотрите. Некоторые камеры EOS позволяют вам
делать то же самое - посмотрите на объект съёмки в видоискателе, и камера
сфокусируется на этот объект.
В 1992г Canon произвёл
фурор, когда выпустил камеру EOS 5. Она имела не только невероятные
характеристики, но также была первой SLR камерой в мире, в которой
использовалась система автофокусировки, контролируемая глазом - до сих пор в
этом смысле камеры Canon являются уникальными. В наши дни глазная
фокусировка также есть в камерах EOS 50E и EOS 3, и можно быть уверенным,
что будущие модели камер EOS будут в ещё большей степени использовать эту
инновационную технологию. Глазная фокусировка
переносит многоточечную фокусировку на следующий уровень. Вместо того, чтобы
поворачивать колесо и таким образом переключаться между активными точками
фокусировки, вы просто смотрите через видоискатель на точку, которую хотите
активизировать. И, словно по мановению волшебной палочки, она станет
активной (вы увидите красную маркировку), и объектив сфокусируется. Это
действительно работает.
Многоточечная
фокусировка Когда объектив вашей камеры
EOS фокусируется, он не анализирует всё изображение, видимое в видоискателе.
На самом деле он фокусируется на маленькой точке внутри кадра. В самых ранних камерах
EOS была только одна фокусировочная точка, расположенная в центре кадра.
Объектив фокусировался на той части сюжета, которая попадала в центр кадра.
Если основной объект съёмки находился в стороне от этой точки, нужно было
повернуть камеру, чтобы он оказался в центре кадра, сфокусироваться на этом
объекте, затем заблокировать фокусировку, чтобы камера не сфокусировалась на
чём-либо ещё. Потом нужно было ещё раз повернуть камеру и произвести
композицию кадра с основным объектом съёмки, находящимся в стороне от
центра. S Хотя блокировку фокуса
довольно легко использовать, она не входит в концепцию автофокусировки - не
получится просто навести камеру на объект и произвести съёмку. Следующее поколение камер
EOS уже имело несколько точек фокусировки в разных частях кадра. Первой была
EOS 10 - она имела 3 точки фокусировки, по одной слева и справа от
центральной. Выбирая одну из точек, можно фокусироваться на главном объекте
съёмки, находящемся слева или справа в кадре - без необходимости блокировать
фокус. Вдобавок к ручному выбору активной фокусировочной точки можно
установить автоматический выбор - камера опрашивает все три фокусировочные
точки и выбирает из них ту, у которой получается минимальное расстояние до
объекта съёмки. Автофокусировка с
управлением глазом является следующим логическим шагом. Вместо того, чтобы
выбирать точку фокусировки поворотом колеса и таким образом переключаться
между активными точками фокусировки, вы просто смотрите на ту часть объекта
съёмки, на которой нужно сфокусироваться - и активизируется ближайшая точка
фокусировки. Система проста, эффективна и очень точна - конечно, если
потратить время на калибровку перед тем, как начнёте ей пользоваться.
Сравнение глазной
автофокусировки В этой таблице перечислены спецификации системы глазной
автофокусировки трёх моделей EOS, в которых есть эта система.
Спецификации камер |
EOS 3 |
EOS 50E |
EOS 5 |
Горизонтальная
совместимость |
Есть |
Есть |
Есть |
Вертикальная
совместимость |
Есть |
Есть |
Нет |
Количество каналов
калибровки |
3 |
3 |
5 |
Количество точек
фокусировки для калибровки |
4 |
2 |
2 |
Контролируемый
глазом Servo AF |
Есть |
Есть |
Нет |
Контролируемый
глазом просмотр глубины резкости |
Нет |
Есть |
Есть |
Время реакции
(примерное) |
67мс |
120мс |
250мс |
Тип сенсора |
BASIS |
BASIS |
CCD |
Количество
элементов в сенсоре |
7000 |
7000 |
6000 |
Камера
EOS 1V использует 45-ти точечную систему фокусировки - похожую на ту,
которая используется в EOS 3, но в ней нет функции автофокусировки с
управлением глазом. Это потому, что EOS 1V - профессиональная модель, а
глазная фокусировка пока не считается функцией, необходимой для
профессиональной камеры.
Информация В чём разница между камерами EOS 50 и EOS 50E ? В камере EOS 50 нет функции
глазной фокусировки, а в EOS 50E - есть (буква "E" обозначает эту функцию -
Eye-control). В остальном камеры идентичны. Камера EOS 50 давно не
производится, а EOS 50E недавно сняли с производства. Если вы покупаете их
бывшими в употреблении, EOS 50 должна стоить немного меньше, чем EOS 50E. Если вы не хотите
использовать функцию глазной фокусировки - можно купить EOS 50E, а функцию
отключить. Когда в 1992г впервые
появилась камера EOS 5, в США была выпущена особая модификация без глазной
фокусировки - известная как EOS A2 - на этот шаг пришлось пойти из-за
задержек в получении лицензии на новую технологию. Однако вскоре необходимые
разрешения были получены, и появилась камера EOS A2E с глазной фокусировкой. В отличие от
большинства моделей EOS, которые идентичны в Европе и США во всём, за
исключением названия, у камер EOS A2E и EOS 5 есть несколько небольших
различий. Например, при ручном замере экспозиции используется шкала в
видоискателе. А в EOS A2E ручной замер экспозиции использует простые символы
"+" и "-". В EOS 5 в определённых режимах встроенная вспышка может
автоматически выскакивать в случае необходимости, а в EOS A2E такой функции
нет.
Как работает управление глазом.
Оптическая система управления глазной фокусировкой
Видоискатель в камере EOS с глазной фокусировкой
окружён несколькими светодиодами, испускающими инфракрасное излучение
(сокращённо iRED) с основной длиной волны 880нм (видимый свет находится в
диапазоне от 400 до 700нм). В камере EOS 5 есть четыре светодиода, а в EOS
50E и EOS 3 - восемь.
Одновременно работают
только два светодиода. Они излучают невидимый свет в направлении глаза
пользователя. Свет отражается от задней стенки глаза назад в камеру. Там он
проходит через ответвитель (EOS 5) или дихроическое зеркало (EOS 50E и EOS
3). Таким образом, удаляется весь видимый свет, и соответствующие
инфракрасные волны направляются к небольшой собирающей линзе, формирующей
изображение. С неё изображение глаза проецируется на автофокусное устройство
глазного управления - прибор с зарядовой связью
(CCD, Charged Couple
Device) в
случае
EOS 5; или
сенсора
BASIS (Base Stored Image Sensor)
в
EOS 3.
Основываясь на данных калибровки, камера может определить положение глазного
зрачка - другими словами, она может определить, куда смотрит глаз. Далее эта
информация передаётся в систему автофокусировки камеры и она активизирует
нужную точку фокусировки.
Оптическая система инфракрасного излучения
Видоискатели камер EOS 3 и
EOS 50E содержат восемь светодиодов iRED, а в EOS 5 их всего четыре.
В случае EOS 5 обычно
используются два внутренних светодиода (IR1 и IR2); внешние начинают
работать тогда, когда камера чувствует, что на вас надеты очки. Недостаток
этой системы в том, что она работает только в горизонтальном положении -
когда вы делаете вертикальные снимки, управление глазом отключается. Камеры EOS 50E и EOS 3
обходят эту проблему, используя восемь светодиодов, хотя одновременно
используются только два. Эта таблица показывает, какие светодиоды в каких
ситуациях используются.
Положение
камеры |
Без очков |
В очках |
Горизонтальное |
IR1 + IR2 |
IR5 + IR6 |
Вверх ногами |
IR1 + IR2 |
IR5 + IR6 |
На левом боку |
IR1 + IR2 |
IR5 + IR8 |
На правом боку |
IR2 + IR3 |
IR6 + IR7 |
Детекторы ориентации позволяют камере чувствовать, в
каком положении её используют.
Камеры используют
миниатюрные детекторы ориентации, чтобы определять, горизонтально или
вертикально используется камера. Внутри детекторов находится
маленький шарик; когда камеру держат горизонтально, он находится в нижнем
положении и блокирует свет, излучаемый маленьким светодиодом внутри
детектора - другими словами, детектор находится в закрытом положении. Когда
камеру переворачивают, шарик перекатывается на другую сторону детектора и
свет проходит к сенсору - детектор переходит в открытое положение. В камере EOS 5, когда
детекторы определяют, что камеру используют вертикально или вверх ногами,
глазная фокусировка отключается. Пара детекторов в камерах
EOS 50E и EOS 3 способна на большее (см. иллюстрацию сверху). Когда камеру
держат горизонтально, оба детектора находятся в закрытом положении. Однако
если камеру переворачивают на левый бок, шарик в детекторе 2 скатывается
вниз, открывая путь свету. Если камеру переворачивают наоборот - на правый
бок - открывается детектор 1. Если камеру держат вверх ногами, оба детектора
оказываются в открытом положении. Всё это означает, что система способна
определить положение камеры и активизировать соответствующие светодиоды iRED.
Положение
камеры |
Детектор 1 |
Детектор 2 |
Горизонтальное |
Закрыт |
Закрыт |
Вверх ногами |
Открыт |
Открыт |
На левом боку |
Закрыт |
Открыт |
На правом боку |
Открыт |
Закрыт |
Однако система не
может определить положение камеры, если она направлена прямо вниз или прямо
вверх. В таком случае вам нужно выбрать точку фокусировки вручную. Детекторы на камерах EOS 5 и
EOS 50E находятся по разные стороны видоискателя. Камера EOS 3 использует
немного отличающиеся детекторы, находящиеся внизу камеры, рядом с байонетом,
но они все служат одной и той же цели. Помните, что управление
фокусировкой глазом - как и многие другие функции камеры - сделано для
выполнения конкретной задачи. В большинстве ситуаций эта система не сможет
обеспечить вам более резкие фотографии сама по себе. Автофокусная система на
камерах без глазной фокусировки работает отлично - к тому же, вы всегда
можете использовать блокировку фокуса или ручную фокусировку для редких
особо сложных случаев. Этот снимок дома - типичный пример фотографии,
которую вы можете снять практически любой камерой EOS.
Смотрите, на что
фокусируетесь Будьте
осторожны, когда вы фотографируете с использованием глазной фокусировки !
Объектив камеры сфокусируется на той части сюжета, на которую вы смотрите в
видоискатель - если вы даже мельком взглянете в другую сторону за момент до
того, как нажмёте кнопку спуска затвора - объектив перефокусируется. Эти две
фотографии показывают разницу в результатах, которая может возникнуть из-за
этого. Быстрая реакция камеры может
быть использована в некоторых случаях - в частности, в спортивной съёмке.
Например, при съёмке футбола, вы можете следить за мячом своим глазом, зная,
что любой игрок, бьющий по мячу, будет в фокусе. Это позволяет вам
сконцентрироваться на игре и предугадать наилучший момент для фотографии.
Спортивные события с быстро перемещающимися участниками, а также динамичная
съёмка - те области фотографии, где глазная фокусировка становится решающим
фактором. Когда вы пытаетесь следить за объектом съёмки вашей камерой, очень
трудно правильно осуществлять ручную фокусировку. Сам факт, что вы просто
можете посмотреть на объект съёмки, и камера сфокусируется на нём, является
большим преимуществом этой системы. Полезные советы
Всегда калибруйте
камеру стоя - так, как будто вы собираетесь фотографировать. Первую
калибровку лучше производить вне помещения, при хорошем освещении. Не
пытайтесь калибровать камеру в помещении, сидя в вашем любимом кресле - вряд
ли такая калибровка будет успешной. Очень важно следить за тем,
чтобы никто никогда не использовал ваш канал калибровки глазной фокусировки
на вашей камере - это может запутать систему и повлиять на её точность. Повторяйте процедуру
калибровки на вашем канале время от времени при разных условиях освещения.
Не стирайте предыдущие результаты калибровки - просто пройдите через
процедуру калибровки ещё раз. Каждый раз, когда вы делаете это, камера
совместит новые данные с предыдущими результатами калибровки и точность
глазной фокусировки увеличится. Управление глазом подходит
многим людям, но всё-таки некоторым не удаётся успешно откалибровать камеру.
Если это - ваш случай, то очистите канал калибровки от предыдущих
результатов и попытайтесь ещё раз. Если это не поможет, проверьте, что
камера в порядке - попросите кого-нибудь ещё попробовать (только проследите
за тем, чтобы они работали на новом, чистом канале). Если у них всё
получится - это может означать, что функция глазной фокусировки несовместима
с вашими глазами - либо вы неправильно проводите процедуру калибровки. Глазная фокусировка подходит
большинству носящих очки, но это зависит от разных факторов - от толщины и
типа стёкол в очках, от расстояния между стеклом и глазом, а также от
характеристик самого глаза. Как бы то ни было, помните,
что глазная фокусировка - всего лишь одна из многих функций вашей камеры.
Если она вам не нравится, или вы испытываете трудности с её использованием -
отключите её. Есть другие способы добиться того же результата. Если вы носите две пары
очков - произведите отдельную калибровку для каждой.
Многие люди
интересуются безопасностью глазной фокусировки. Вредит ли она глазам ? Ответ
- нет! Система использует короткие импульсы слабого инфракрасного излучения.
Ваши глаза подвергаются такому воздействию каждый день - оно является частью
солнечного света. Люди постоянно несут свои
камеры в ремонт и говорят, что их камера сломана, потому что там внутри
что-то бренчит и перекатывается, когда они трясут её. Это просто звук от
маленьких шариков в детекторах ориентации, которые перекатываются, когда
камера меняет положение - это вполне нормально.
Калибровка системы
глазной фокусировки
Такой вещи, как
стандартный глаз, попросту не существует - у каждого глаза свои
характеристики и особенности. Это означает, что вам нужно произвести
калибровку системы глазной фокусировки, чтобы она поняла особенности вашего
зрения. Калибровка - довольно
простой процесс, который нужно выполнить перед тем, как вы начнёте в первый
раз пользоваться глазной фокусировкой. Вот как она делается:
·
Поверните колесо режимов на "CAL" (EOS 5 и EOS 50E); на EOS 3
нужно повернуть переключатель глазной фокусировки в положение "CAL". На
панели LCD появятся буквы "CAL" (кроме EOS 5).
·
Выберите канал калибровки с помощью поворота колеса ввода
параметров - до тех пор, пока на экране не появится мигающий номер -
неиспользованный канал калибровки.
·
Возьмите камеру и держите её горизонтально. Смотрите в
видоискатель - там будет мигать правая фокусировочная точка. Посмотрите
прямо на эту точку и нажмите кнопку спуска затвора. Вы услышите писк (если
звук включён). Продолжайте смотреть на эту фокусировочную точку пару секунд
- до тех пор, пока она не перестанет мигать.
·
Отпустите кнопку спуска затвора и начнёт мигать левая
фокусировочная точка. Посмотрите прямо на эту точку и повторите
вышеприведённую процедуру. Для EOS 5 калибровка на этом
заканчивается, а EOS 50E показывает окончание горизонтальной калибровки (в
обоих случаях в видоискателе и на панели LCD появится "End").
·
Пользователи EOS 3 должны повторить процедуру для верхней и
нижней фокусировочных точек, чтобы закончить горизонтальную калибровку -
после чего в видоискателе и на панели LCD появится "End".
·
Если у вас EOS 50E или EOS 3 - теперь вы должны произвести
калибровку для вертикального использования. Нажмите кнопку спуска затвора
наполовину и поверните камеру в вертикальное положение.
·
Начнёт мигать верхняя фокусировочная точка. Посмотрите прямо
на неё и повторите все те же действия, что и раньше.
·
Повторите процедуру для нижней фокусировочной точки. Для EOS
50E калибровка на этом заканчивается и в видоискателе и на панели LCD
появится "End".
·
Пользователи EOS 3 далее должны произвести калибровку левой и
правой фокусировочных точек, после чего в видоискателе и на панели LCD
появится "End", что означает, что калибровка на этом закончена.
Можно улучшить
точность системы, если полностью повторите весь процесс калибровки при
разных условиях освещения. Например, при ярком солнечном свете, в помещении,
в условиях низкого освещения - и так далее. Следите, чтобы калибровка
производилась на одном и том же канале. Таким образом, вы будете не
перезаписывать калибровочные данные, а добавлять к ним новую информацию.
Повторные калибровки, которые можно иногда делать, должны улучшать точность
и реакцию системы. Как удалить используемый
канал калибровки Если ваш канал калибровки
кто-то использовал, или вы только что купили камеру, бывшую в употреблении,
вам нужно удалить данные этого канала калибровки перед тем, как начать
процедуру. Вот как это делается:
·
Поверните колесо режимов на "CAL" (EOS 5 и EOS 50E); на EOS 3
нужно повернуть переключатель глазной фокусировки в положение "CAL". На
панели LCD появятся буквы "CAL" (кроме EOS 5).
·
Выберите канал калибровки с помощью поворота колеса ввода
параметров - до тех пор, пока на экране не появится номер канала калибровки,
который вы хотите стереть.
·
Нажмите одновременно кнопку AE Lock и кнопку выбора
фокусировочной точки на задней части камеры.
·
Повторите процедуру для каждого канала, который вы хотите
очистить. Если камерой пользуются
несколько человек После того, как вы откалибровали вашу камеру EOS в
соответствии с вашим зрением, вам время от времени нужно проводить повторную
калибровку - камера будет всё лучше понимать характеристики вашего глаза, и
точность будет увеличиваться по мере того, как вы используете систему. Если другие люди регулярно
пользуются вашей камерой, они также могут использовать глазную фокусировку,
если вы дадите каждому по собственному каналу калибровки. В камерах EOS 5 и EOS 3
есть три канала калибровки для разных фотографов, а в EOS 50E - целых пять.
Каждому человеку нужно будет пройти через процедуру калибровки перед началом
использования системы. Им также нужно будет время от времени производить
повторную калибровку, так как это позволяет системе следить за изменениями
зрения и улучшать точность работы. Если вы даёте кому-нибудь
временно пользоваться вашей камерой, будет лучше, если они будут
пользоваться другими методами фокусировки. Даже если вы - единственный
пользователь вашей камеры EOS, вы всё равно можете использовать разные
каналы калибровки. К примеру, вы можете использовать один канал, когда вы
носите очки, а другой - когда носите контактные линзы.
Глазная фокусировка и
очки Система глазной фокусировки сделана так, что ей можно пользоваться даже
в очках - для этого в системе существуют дополнительные светодиоды iRED,
выделенные исключительно для этой цели. Если вы хотите пользоваться глазной
фокусировкой в очках - очень важно, чтобы вы были в очках, когда в первый
раз проводите калибровку. Может понадобиться стереть данные калибровки и
начать всё сначала, если вы поменяете очки. Если у вас проблемы с
использованием глазной фокусировки при надетых очках - попробуйте вместо
этого использовать насадки на объектив с диоптрийной коррекцией. Canon
производит целую линейку ED насадок с диоптрийной коррекцией - они сделаны
специально для камер EOS с функцией глазной фокусировки. Опять же - вам
нужно откалибровать систему заново после установки диоптрийной насадки. Вряд ли глазная фокусировка
будет работать правильно, если вы попытаетесь вместе использовать и
диоптрийные насадки, и очки. Как пользоваться глазной
фокусировкой Систему глазной фокусировки вполне просто использовать, если вы
следуете этим простым инструкциям: Во-первых, вам нужно включить эту функцию. Вот как она
включается на разных моделях:
EOS 5
1. Поверните колесо режимов в положение "CAL".
2. Поворачивайте колесо ввода параметров до тех пор, пока на панели LCD
не появится нужный канал калибровки.
3. Установите колесо выбора режимов на требуемый режим (помните, что
глазная фокусировка не может быть использована в полностью автоматическом
режиме, а также в режиме приоритета глубины резкости). На панели LCD
появится пиктограмма глазной фокусировки.
4. Убедитесь в том, что активны все фокусировочные точки. Если это не
так, нажмите кнопку выбора фокусировочной точки и поворачивайте колесо ввода
параметров до тех пор, пока в видоискателе все фокусировочные точки не
загорятся красным. На панели LCD также должны быть мигать все фокусировочные
точки. Чтобы отключить функцию, вернитесь в режим "CAL" и
поворачивайте колесо выбора режимов до тех пор, пока на панели LCD не
высветится "Off".
EOS 50E
1. Поверните колесо режимов в положение "CAL".
2. Поворачивайте колесо ввода параметров до тех пор, пока на панели LCD
не появится нужный канал калибровки.
3. Нажмите и держите кнопку выбора фокусировочной точки (на задней части
камеры). Поворачивайте колесо ввода параметров до тех пор, пока на панели
LCD не появится пиктограмма глазной фокусировки.
4. Установите колесо выбора режимов на требуемый режим (помните, что
глазная фокусировка не может быть использована в полностью автоматическом
режиме). Чтобы отключить функцию, снова нажмите кнопку выбора
фокусировочной точки и поворачивайте колесо ввода параметров до тех пор,
пока на панели LCD не пропадёт символ глазной фокусировки.
EOS 3
1. Поверните колесо режимов в положение "CAL".
2. Поворачивайте колесо ввода параметров до тех пор, пока на панели LCD
не появится нужный канал калибровки.
3. Установите колесо выбора режимов на требуемый режим (помните, что
глазная фокусировка не может быть использована в полностью автоматическом
режиме).
4. Установите переключатель глазной фокусировки в положение "I". Чтобы
выключить режим глазной фокусировки, поставьте его в положение "0".
Как только вы
активизировали систему глазной фокусировки, вы можете начать снимать.
Прислонитесь глазом к видоискателю, посмотрите на область сюжета, на которой
вы хотите сфокусироваться и нажмите кнопку спуска затвора наполовину.
Выбранная точка фокусировки подсветится красным, камера издаст писк (если
звук включён) и объектив сфокусируется на объекте, на котором находится
выбранная точка фокусировки. Время от времени может
быть, что камера не может определить, куда смотрит ваш глаз. Если такое
происходит - камера переключится в режим автоматического выбора точки
фокусировки и выберет точку за вас (обычно ту, которая находится поверх той
части сюжета, которая ближе всего к камере). В такой ситуации символ глазной
фокусировки в видоискателе будет мигать. Камера EOS 5 - первая, в
которой появилась функция глазной фокусировки. Соответственно, она не такая
продвинутая, как более поздние модели. Управление глазом не работает, если
камеру держат вертикально. Несмотря на это, вы можете фотографировать в
вертикальном формате с помощью EOS 5. Камера переключится в режим
автоматического выбора точки фокусировки - обычно это точка, фокусирующаяся
на ближайшем к камере объекте. Либо вы можете выбрать фокусировочную точку
самостоятельно. Камеры EOS 50E и EOS 3 работают в режиме глазной фокусировки
как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.
Совместимость с режимами отработки экспозиции
Камера
/ Режим |
Прогр. автом. |
Приор. выдер. |
Приор. диафр. |
Ручной режим |
Приор. глубины резк. |
Полн. автом. |
Режимы PIC |
EOS 5 |
Выбор фокус. точки |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Есть |
|
Просмотр глубины резкости |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Нет |
EOS 50E |
Выбор фокус. точки |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Есть |
|
Просмотр глубины резкости |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
EOS 3 |
Выбор фокус. точки |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
- |
- |
Просмотр глубины резкости
Система управления глазом
может не только выбирать фокусировочные точки - она также может включать
просмотр глубины резкости на EOS 5 и EOS 50E. Глубина резкости - область
изображения, которая выглядит резкой на фотографии. Она зависит от
диафрагмы, фокусного расстояния и дистанции между камерой и объектом съёмки.
Обычно через видоискатель вы не видите эффект, который диафрагма оказывает
на глубину резкости - потому, что диафрагма объектива остаётся полностью
открытой до тех пор, пока вы не произведёте снимок; а после этого она снова
немедленно открывается. Вот почему изображение в видоискателе такое яркое и
ясное, когда вы фокусируетесь и производите композицию кадра. Чтобы посмотреть глубину
резкости, вначале убедитесь, что сама функция управления глазом включена.
Затем наполовину нажмите кнопку спуска затвора, чтобы сфокусироваться. После
этого за пять секунд вы должны посмотреть на символ просмотра глубины
резкости - ромб в левом верхнем углу видоискателя. Как только вы это сделаете,
диафрагма объектива закроется до того значения, которое вы установили для
экспозиции; изображение в видоискателе потемнеет, и вы сможете увидеть
эффект, оказываемый диафрагмой на глубину резкости. Как только вы уберёте
палец с кнопки спуска затвора, диафрагма опять откроется до максимума. EOS 3 позволяет вам
просмотреть глубину резкости с помощью кнопки рядом с байонетом. Также на
камерах EOS 5 и EOS 50E есть пользовательская функция (CF 11 и CF 4,
соответственно), которая изменяет функцию кнопки блокировки экспозиции на
просмотр глубины резкости.
Помните, что просмотр
глубины резкости даёт всего лишь грубое представление о реальной глубине
резкости. Во-первых, если для экспозиции выбрана очень маленькая диафрагма,
то изображение в видоискателе может быть таким тёмным, что ничего полезного
вы там не увидите. Во-вторых, визуальный эффект глубины резкости также
варьируется с размером и увеличением изображения, а также с расстоянием, с
которого оно просматривается, так что то, что вы видите резким, когда
смотрите в видоискатель, может оказаться не таким уж и резким, когда вы
сделаете увеличенный отпечаток с плёнки. Первая картинка может быть
тем, что вы видите в видоискателе, но вторая картинка может быть тем, что
запечатлеет плёнка. Вся разница - в диафрагме. Большую часть времени вы
смотрите на сюжет через максимально открытую диафрагму - таким образом,
получается самое яркое изображение. Но если вы будете снимать на маленькой
диафрагме, вы получите большую глубину резкости. Из-за этого фоновая часть
сюжета может оказаться в фокусе и стать частью композиции, непривлекательной
по отношению к основному объекту съёмки. Используя функцию просмотра глубины
резкости, вы можете получить представление о том, как будет выглядеть
итоговая фотография при выбранной диафрагме - но только в общих чертах.
Как улучшить глазную фокусировку
·
Убедитесь в том, что камера откалибрована под ваше зрение.
·
Повторите процедуру калибровки при разных условиях освещения.
·
Никогда не позволяйте никому пользоваться вашей камерой с
глазной фокусировкой на вашем канале калибровки.
·
Если вы носите очки, и камера откалибрована с учётом этого, вы
всегда должны фотографировать в них, когда используете управление глазом.
Более удобная альтернатива - диоптрийный корректор.
·
Держите камеру прямо по отношению к глазу, а не под углом.
·
Убедитесь, что резиновый бортик видоискателя установлен на
камере; и следите, чтобы ваш глаз был всё время в одной и той же позиции по
отношению к нему всё время, когда вы пользуетесь функцией глазной
фокусировки.
·
Держите камеру по отношению к глазу так, чтобы видеть все
четыре угла кадра.
·
Не щурьтесь, когда смотрите в видоискатель.
·
Следите за тем, чтобы ваши волосы случайно не попали поверх
глаза в видоискатель.
·
Убедитесь, что в видоискатель не проникают лучи яркого света.
·
Смотрите на требуемую фокусировочную точку перед тем, как
нажать кнопку спуска затвора.
Что, если у вашей
камеры нет глазной фокусировки ? Большинство камер EOS не имеют функции
глазной фокусировки. Ранние камеры - такие, как EOS 1, 100, 1000, 1000F,
1000N, 1000FN, 600, 620 и 650, имели всего одну, центральную точку
фокусировки, так что необходимости в системе выбора фокусировочной точки не
было. Вам может потребоваться использовать блокировку фокуса в тех случаях,
когда главный объект съёмки находится не в центре кадра.
Множество точек фокусировки
впервые появилось у камеры EOS 10 которая была выпущена в 1990г, после чего
ими начали оборудовать все последующие модели. На камерах EOS 1N, 1N RS,
10, 3, 300, 5, 50, 50E, 500N, IX и IX7 вы можете переключаться между
автоматическим или ручным выбором фокусировочной точки.
Автоматический выбор
обычно предполагает, что камера сфокусируется на ближайшей части сюжета.
Ручной выбор позволяет вам сфокусироваться на части сюжета, которая может
располагаться дальше. Ручной выбор делает то же самое, что и глазная
фокусировка, за исключением того, что фокусировочная точка выбирается
поворотом колеса, а не перемещением глаза. В камерах EOS 3000, 500 и
5000 доступен только автоматический режим выбора фокусировочной точки - хотя
вы всегда можете отключить автофокусировку и фокусироваться вручную. В общем, хотя управление
глазом - это очень полезная функция, она не является критической для хорошей
фотографии. Любая камера EOS может делать резкие кадры.
|
|