2003

 

 

Творческий союз "Фотоискусство"
Российский союз научной и прикладной фотографии
Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000

Фотопанорама-2001 / Фотопанорама-2002/ Фотопанорама-2003
Главный редактор: Александр Евтеев
Художник-дизайнер: Александр Евтеев
Составители номера: кхн О.В.Пясецкая, кхн И.А.Малахова, ктн А.В.Старичков

 ТРАДИЦИОННАЯ И ЦИФРОВАЯ  ФОТОГРАФИЯ

 

ФОТОПРОЦЕССЫ

Bergthaller P. Couplers in colour photography – chemistry and function. Part 3 // Journ.Imag.Sci. – 2002. – Vol. 54,No.4. - P. 233-276.
Обзор содержит подробное представление веществ, оказывающих влияние на “качество изображения” в широком смысле. Глава 1 охватывает группу двухэквивалентных компонент, функция которых заключается в поддержке уровня качества. недостижимого другими средствами, путем высвобождения “фотографически полезных групп” (ФПГ). ФПГ, такие как ингибиторы проявления, высвобождаемые из ДИР-компонент, активаторы проявления, вещества, переносящие электроны, и активаторы отбеливания способны улучшать качество изображения посредством увеличения чувствительности и фотографической широты, уменьшения зернистости, усиления краевой резкости и контраста, а также повышения устойчивости к изменениям условий обработки. В большинстве случаев их действие зависит от их тщательно контролируемой способности диффундировать в проявляемые слои. Множество химических концепций отражает сложность фотографических задач.
Маскирующие компоненты (Глава 2) используются как важный инструмент улучшения цветовоспроизведения посредством компенсации побочного поглощения используемых красителей и расширения цветового охвата. В главе 3 представлены химические аспекты темновой и световой стабильности цветного изображения и промышленно используемых добавок для улучшения “срока жизни”.  Глава 4 касается высокой технологической зрелости фотографических систем, основанных на химии, и представляет взгляд на их будущие перспективы  в связи с сокращением их рынка, вызванным цифровой фотографией..

Bilissi E., Jacobson R.E., Attridge G.G. Influence of luminance and resolution on the perceived quality of black-and-white images on soft // Journ.Imag.Sci. – 2002. – Vol. 54,No.4. - P. 277-289.
Восприятие качества изображения, показанного на мониторе компьютера, зависит от различных факторов, которые могут оказывать влияние на предпочтения наблюдателя. Два из них – это яркость дисплея монитора и разрешение изображения. Влияние яркости представляет интерес для таких применений, как интерактивный доступ к изображению, когда дисплей, используемый для просмотра таких изображений, может иметь различные настройки яркости. Отношение между яркостью ЭЛТ-дисплея и разрешением было исследовано ранее. Интересно исследовать, оказывает ли влияние на восприятие качества изображения связь между разрешением изображения и яркостью дисплея. Разрешение изображения относится к размеру файла изображения, являющемуся важным фактором в применениях такого рода. Для такого исследования три набора черно-белых изображений, каждый с разным разрешением, было представлено наблюдателям при трех типах настройки яркости монитора. Обсуждены результаты, касающиеся влияния яркости дисплея монитора и разрешения изображения на восприятие качества изображения, и их взаимодействия. Оценка результатов расширена на влияние различного фона изображения.. Показано, что содержание изображения также оказывает влияние на оценку наблюдателей.

Saunders A.E. On the light fading of a reflecting dye layer // Journ.Imag.Sci. – 2002. – Vol. 54,No.4. - P. 303-319.

Представлена теория кинетики светового выцветания слоя, содержащего первоначально однородную молекулярную дисперсию красителя в прозрачном связующем, находящуюся в оптическом контакте с идеально отражающей подложкой. Сделано предположение, что продукт выцветания также является прозрачным. Метод основан на методе, используемом для прозрачных систем, и включает математическую формулу проблемы, выраженную через вариации  глубины слоя и времени экспозиции светового потока внутри и снаружи слоя и концентрацию красителя. Показано, что общее решение  частного дифференциального уравнения для концентрации красителя в отражающем слое такое же, как для случая пропускания, но при этом частное решение в первом случае включает численное решение вспомогательного уравнения. Показано также, что начальную кривизну графиков зависимости плотности отражения от времени экспозиции можно объяснить посредством понятий  практической денситометрии.

Ulibarrena M., Mendez M.J., Blaya S., Carretero L., Madrigal R.F., Fimia A. Image Formation Mechanism of Ultra Fine Grain Emulsion BB640 Processed with High Contrast Developer D8 // Journ. Imag. Sci. and Technol. – 2003. – Vol. 47,No.1. – P. 69-77.
Фотографические эмульсии на основе галогенидов серебра и их проявители характеризуются H-D-кривой, связывающей плотность с экспозицией. Эта кривая зависит от ряда параметров, относящихся как к эмульсии, так и к процессу проявления, и всегда имеет типичную форму. Представлена H-D-кривая, полученная для ультрамелкозернистой эмульсии, Colourholographic BB640, обработанной в высококонтрастном проявителе Kodak D8. Форма этой кривой сильно отличается от стандартной. Этот процесс приводит к очень высоким значениям плотности и к очевидной голографической перемодуляции. Предложен механизм формирования изображения.

МАТЕРИАЛЫ

AGFA ВЫПУСКАЕТ НОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПЛЕНКИ // Информация РМА

Отделение потребительских пленок фирмы AGFA, США, выпустило на рынок новое поколение пленок типа APS и цветных обращаемых пленок. Пленки Agfa APS star заменит предыдущую линию пленок типа APS - Futura II. Пленки с новым наименованием имеют новую упаковку и технологические усовершенствования, основанные на технологии Eye Vision фирмы Agfa . Обращаемые пленки CТprecisa созданы на основе оптимизированной технологии, но сохраняют прежнее наименование.
Технологические новинки, использованные в пленках APS star, включают технологию микрокристаллов SXM, или Surface eXtended Multistructured во всех светочувствительных слоях, а не только в красночувствительном слое, как это было раньше. Результатом являются естественные точные цвета во всех областях, близко приближающиеся к чувствительности человеческого зрения. Увеличенная гомогенность кристаллов SXM также гарантирует более равномерное качество печати.
Новая голубая компонента увеличивает цветоделение во всем красном диапазоне, от желто-оранжевого до фиолетового. По словам фирмы, совокупность новой технологии SXM и компоненты увеличивает впечатление глубины.
Пленки CТprecisa предлагают максимальную точность для цветных слайдов, экстремально высокое разрешение и мелкое зерно для пленок всех степеней чувствительности. По словам фирмы пленки предлагают точное цветовоспроизведение, хороший цветовой баланс, точное разделение цветов и т.д.
Пленки поступают на рынок США в мае. Пленки APS star будут поставляться чувствительностью ISO 200 и ISO 400 на 25 кадров. Пленки CTprecisa будут формата 35 мм, ISO 100 и ISO 200, на 36 кадров.

Новости ТАСМА-Холдинг. Пленки РТ-7Т и РТ-5Д на высоте.

В начале апреля текущего года во "Всесоюзном институте волоконно-оптических систем связи и обработки информации" в г. Москве были проведены практические испытания пленок РТ-7Т и РТ-5Д с обработкой в проявочном автомате-процессоре Kodak M-35 при температуре обрабатывающих растворов 30 градусов С (использовался Комплект концентрированных растворов "ТРТ-311К") и цикле обработки 8,5 мин. Отделение потребительских пленок фирмы AGFA, США, выпустило на рынок новое поколение пленок типа APS и цветных обращаемых пленок. Пленки Agfa APS star заменит предыдущую линию пленок типа APS - Futura II. Пленки с новым наименованием имеют новую упаковку и технологические усовершенствования, основанные на технологии Eye Vision фирмы Agfa . Обращаемые пленки CТprecisa созданы на основе оптимизированной технологии, но сохраняют прежнее наименование. Технологические новинки, использованные в пленках APS star, включают технологию микрокристаллов SXM, или Surface eXtended Multistructured во всех светочувствительных слоях, а не только в красночувствительном слое, как это было раньше. Результатом являются естественные точные цвета во всех областях, близко приближающиеся к чувствительности человеческого зрения. Увеличенная гомогенность кристаллов SXM также гарантирует более равномерное качество печати. Новая голубая компонента увеличивает цветоделение во всем красном диапазоне, от желто-оранжевого до фиолетового. По словам фирмы, совокупность новой технологии SXM и компоненты увеличивает впечатление глубины. Пленки CТprecisa предлагают максимальную точность для цветных слайдов, экстремально высокое разрешение и мелкое зерно для пленок всех степеней чувствительности. По словам фирмы пленки предлагают точное цветовоспроизведение, хороший цветовой баланс, точное разделение цветов и т.д. Пленки поступают на рынок США в мае. Пленки APS star будут поставляться чувствительностью ISO 200 и ISO 400 на 25 кадров. Пленки CTprecisa будут формата 35 мм, ISO 100 и ISO 200, на 36 кадров. Пленки показали хорошие физико-механические свойства эмульсионных слоев - выходят из автомата сухие, без деформации и повреждений эмульсионного слоя, как импортные пленки фирмы Kodak и AGFA.

Пленки и фольгА  для российских потребителей// Pablish,

 

25.05.2003ФГУП “Полиграфические ресурсы” начало поставку на российский рынок материалов для допечатной подготовки марки Folex. Ассортимент предприятия обогатился пленками для лазерных принтеров, маскирующими пленками, монтажными прозрачными и миллиметровыми пленками.
Двухсторонние матовые пленки для лазерных принтеров Folarex M и MX (толщина от 90 до 125 мкм) предназначены для штриховых работ и двухцветной печати, а Folaproof Lazerfilm F — для вывода цветоделенных пленок.
Folamask ruby (плотность 100 и 125 мкм) — маскирующая двухслойная полиэфирная пленка, имеет прозрачную основу и красную мембрану. При вырезании красного слоя образуются прозрачные “окна”, позволяющие при монтаже открыть необходимые участки.
Монтажная пленка Folanorm и Folanorm ES служат прекрасной альтернативой “Астролону”. Абсолютно прозрачный, антистатичный материал из полиэфира. Поставляется как в рулонах (ширина — 105 см), так и в листах разнообразных форматов. Плотность от 125 до 180 мкм.
Folex Blue — прозрачная полиэфирная пленка толщиной 180 мкм с нанесенной голубой сеткой также предназначена для монтажных работ.
Компания Foilmark Ink, производитель разнообразной фольги для горячего тиснения, расширила ассортимент своей продукции, представленной на российском рынке. Фольга серии GS разработана специально для высокоскоростных листовых штамповочных прессов, может применяться для работ, требующих особой точности. Стойкость к высоким температурам, повышенная яркость этой фольги обеспечивают ей очень широкое применение, в том числе на сложных покрытиях и красках. Цветовая гамма серии состоит из ограниченного количества серебристых и золотых оттенков.
Серия GС предназначена для горячего тиснения по пластикам. Она была создана специально для активной адгезии при штамповке и обеспечения высокой точности и четкости тиснения. Серия GС была разработана специально для рынка поздравительных открыток. Фольга серии GC имеет ограниченную цветовую гамму, в том числе оттенки золота и серебра.

 

АППАРАТУРА

 

LEAF VALEO 22 - 22-МЕГАПИКСЕЛЬНАЯ КАМЕРА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ// Материалы компании Creo. 16.06.2003
Компания Creo представила цифровую камеру Leaf Valeo 22 как для использования в студии, так и в поездках. Она использует новейший 22-мегапиксельный (4056x5356) светочувствительный сенсор.
Файлы снимков, хранящиеся в камере, имеют размер 126 MБ в 16-битном цвете. Прогрессивные технологии обработки изображения включают в себя: 16-битный формат необработанных файлов Leaf
High Dynamic Range (HDR); Leaf double-sensor-readout (DSR) technology и 512 MБ встроенной памяти для хранения 8 снимков, сделанных в режиме репортажной съемки.
Leaf Valeo 22 является решением для профессионального студийного фотогра-фа. Среди достоинств камеры - 5- или 10-гигабайтное съемное устройство для хранения несжатых 16-битных изображений Leaf Digital Magazine, дисплей размером 6x7 см для предварительного просмотра изображений, а также КПК HP iPAQ, выступающий своеобразным пультом управления.
Камеру Leaf Valeo 22 удобно использовать с поставляемым ПО для захвата, редактирования и вывода на печать изображений в RGB/CMYK-гамме - Leaf Capture V8 и Leaf oxygen.
Массовые поставки камеры на рынок начнутся 1 сентября 2003 года.

НОВЫЙ ФОТОСЕНСОР: ВЕРДИКТ НЕОДНОЗНАЧЕН// Г. Аквино, Журнал "Мир ПК", №04, 2003 г.
Получение четких снимков с правильно переданными цветами может оказаться непростой задачей даже для тех цифровых камер, разрешение которых достигает многих миллионов пиксел. Однако компания Foveon, производящая видеосенсоры, обещает изменить такое положение выпуском своего долгожданного сенсора Foveon X3. Предполагается, что он будет давать снимки с большей резкостью и с более близкими к реальности цветами, чем способны обеспечить существующие технологии.
Протестирован 3,4-мегапиксельный аппарат Sigma SD9 (1800 долл., здесь и далее цены в США - Прим. ред.) - первая цифровая камера, оснащенная X3, и получены противоречивые результаты. Изображения действительно вышли резкими, а вот точность передачи цветов варьировала. Сравнивались снимки, выполненные на SD9, с фотографиями заслужившей высокие оценки 6,1-мегапиксельной камеры Nikon D100 (2000 долл.). Они были сделаны при максимальном для каждой из камер разрешении: для Sigma - 2268х1512 точек и для Nikon - 3008х2000 точек. Обе эти цифровые зеркальные камеры предназначены для профессионалов и квалифицированных любителей. Покупка каждой из них - довольно серьезный шаг, особенно если учесть, что в цену не включены затраты на объектив (400 - 600 долл.) и карту памяти (70 долл. за 128-Мбайт носитель CompactFlash).
Фактор X3
Сердце Sigma SD9 - сенсор Foveon X3. В него заложен новый для цифровой камеры метод фиксации информации. Любой пиксел сенсора имеет три слоя светочувствительных элементов (фотодетекторы), и каждый из элементов воспринимает один из трех основных цветов - красный, зеленый или синий. В дальнейшем X3 использует данные от всех трех слоев для воссоздания реальных цветов изображения (см. раздел "Как это работает...").
В традиционных цифровых камерах применяются сенсоры, использующие либо технологию CMOS (комплиментарный металло-оксидный полупроводник - КМОП), либо, чаще, CCD (прибор с зарядовой связью - ПЗС). Пикселы в этих сенсорах имеют по одному слою фотодетекторов. Для восприятия и фиксации цвета поверх каждого пиксела располагается фильтр красного, зеленого или синего цвета. Таким образом, фильтры образуют решетку, напоминающую трехцветную шахматную доску. На основе измерений уровней красного, зеленого и синего цветов в трех или более соседних пикселах камера вычисляет цвет оригинала. В некоторых случаях такой метод приводит к потере деталей изображения или к появлению артефактов. Мы наблюдали их во многих наших снимках, сделанных камерами с КМОП- и ПЗС-матрицами.
Примененный в X3 подход, предлагающий втрое больше информации о цвете, теоретически должен приводить к формированию гораздо лучшей картинки, чем у существующих камер.
Мастер по части резкости.
Теория частично оправдывается, по крайней мере в том, что касается резкости изображения. Снимки, полученные с помощью опытного образца Sigma SD9, сохраняли четкость контуров как на экране, так и при печати даже при 150%-ном увеличении исходного изображения. В то же время фотографии, сделанные камерой Nikon D100, при аналогичном увеличении оказались чуть-чуть размазанными.
Более того, SD9 уловила тонкие детали разнообразных столбчатых и круговых диаграмм с различными оттенками серого, а также сняла черно-белый текст с минимумом интерференции цветов. Другие протестированные нами камеры, включая D100, выдавали изображения с той или иной степенью искажения цветов.
Точность цветопередачи - это совсем другая история: снимки, сделанные обеими камерами, были хотя и впечатляющими, но не идеальными (они приведены в разделе "Сравнение фотоснимков..."). Когда мы соотнесли отпечатки и экранные изображения с оригиналом, то обнаружили, что в некоторых тестах SD9 аккуратно воспроизводит оттенки красного и зеленого, а желтые и оранжевые тона выглядят вылинявшими. (В соответствии с рекомендациями компании Foveon изображения обрабатывались в автоматическом режиме.) Снимки, выполненные SD9, вышли более тусклыми, чем снимки камерой D100, и цвета на них не выделялись столь отчетливо. Однако фотографии, сделанные D100, заметно отдавали в желтизну.
Сравнение фотоснимков: Nikon против Sigma
Обнаружено, что камера фирмы Nikon немного быстрее выполняет некоторые задачи, да и управление ею более интуитивно понятно, что упрощает работу с ней. А поскольку Sigma сохраняет изображения только в фирменном формате X3F, они не читаются обычными программами редактирования графики, такими как Photoshop. Перед тем как открыть файлы X3F в других приложениях, нужно конвертировать их в формат JPEG или TIFF с помощью программы Sigma Photo Pro (разработана компанией Foveon), поставляемой в комплекте с камерой.
И каков же результат?
В общем, некоторые снимки, выдаваемые как SD9, так и D100, - хороши, а некоторые - плохи. Вариации цвета, деталей и резкости зависят от многих факторов: камеры, объектива, программного обеспечения, точности цветной калибровки мониторов и принтеров и даже от человеческого глаза. Если вы заметите, что изображение имеет какой-либо недостаток, то определить причину такого несовершенства будет исключительно трудно.
Однако цифровые зеркальные камеры наподобие Sigma и Nikon обеспечивают немалые возможности управления вручную, так что пользователи могут добиться наилучшего качества картинки. Вообще-то наши тесты показывают, что фирмам Foveon и Sigma предстоит еще немало поработать для того, чтобы их камеры стали более производительными и удобными. Впрочем, если у вас возникло желание повозиться со всякого рода настройками и поправками, то вы можете улучшить результаты и наслаждаться четкими снимками уже сейчас. И все же тем пользователям, которые хотят быть уверенными в том, что они получают максимум возможностей за свои деньги, лучше подождать, пока в ПО не будет внесено побольше фирменных усовершенствований. Так что не рассчитывайте увидеть сенсоры фирмы Foveon в камерах знаменитых производителей в ближайшем будущем: такие компании, как Nikon или Olympus, следят за развитием событий, но они еще не сделали по этому поводу никаких заявлений.
Как это работает: X3 против ПЗС
Sigma SD9 - это первая цифровая зеркальная камера, в которой используется сенсор Foveon X3. В обычных цифровых камерах применяется ПЗС-датчик. Вот как работают эти два типа датчиков.

Foveon X3. Пикселы (элемент датчика) состоит из трех слоев фотодетекторов, каждый из которых чувствителен к одному из трех основных цветов — красному, зеленому или синему. Эти три слоя в дальнейшем используются для воссоздания цветов изображения.

ПЗС. Пикселы состоят из одного слоя фотодетекторов. Перед каждым из фотодетекторов расположены цветные фильтры — красный, зеленый или синий — в виде трехцветной шахматной доски. Измеряя уровни каждого из основных цветов в трех или более соседних пикселах, камера вычисляет цвет оригинала.

создан фотоаппарат, способный фотографировать против солнца// News.Battery.Ru, 15.04.2003

Японская корпорация Sharp разработала мощный светочувствительный сенсор для цифровых фото- и видеокамер, позволяющий фиксировать объекты против солнца без использования фильтров. Как утверждают в компании, чувствительность нового сенсора к контрасту света и тени превышает средние показатели в 10 тыс. раз.
Оборудованный им фотоаппарат может запечатлевать объекты, степень освещенности которых достигает 100 тыс. люкс. Освещенность горизонтальной поверхности, создаваемая на Земле Солнцем, находящимся в зените, как раз равна примерно 100 тыс. люкс. Скорость съемки составляет 45 снимков в секунду.
Таким аппаратом, по словам специалистов, можно оборудовать туннели, на выезде из которых водители на время теряют визуальный контроль из-за яркого света, или установить камеры в салонах автомобилей, оснастить ими роботов и т.п. Аппаратура с этими сенсорами будет стоить в 2-3 раза дороже обычной. В широкую продажу ее планируется запустить в следующем году.

США: ПРИШЛО ВРЕМЯ ОДНОРАЗОВЫХ ФОТОАППАРАТОВ ? // 4use.ru., 14.05.2003

Компания Kodak представила на рынок свой новый фотоаппарат PLUSDigital 35 mm. Это одноразовая пленочная камера, которая носит в своем названии слово “цифровая”. Дело в том, что фотографии при проявлении и печати в специализированных сервисах оцифровываются и предоставляются заказчику на компакт-диске. Стоимость камеры и дополнительного сервиса составляет 12 долларов.

 

 


Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000
Фотопанорама-2001 / Фотопанорама-2002/ Фотопанорама-2003

Редакция

 

     

выход / в начало

продолжение