2004

 

8

 

Творческий союз "Фотоискусство"
Российский союз научной и прикладной фотографии
Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000/ Фотопанорама-2001

 / Фотопанорама-2002/ Фотопанорама-2003/ Фотопанорама-2004
Главный редактор: Александр Евтеев
Верстка и дизайн: Александр Евтеев
Составители номера: кхн О.В.Пясецкая, кхн И.А.Малахова, ктн А.В.Старичков

 ТРАДИЦИОННАЯ И ЦИФРОВАЯ  ФОТОГРАФИЯ

 

АППАРАТУРА

Сканеры с разрешением 2400 dpi. Весна 2004 года//Журнал "Мир ПК", № 06, 2004 год

HP ScanJet 5530c

Выпуская на рынок новую модель, производитель должен позаботиться о том, чтобы его детище чем-то отличалось от продуктов конкурентов.

При довольно внушительных размерах и массе сканер имеет свою изюминку — он оснащен устройством автоматической подачи фотографий, позволяющим очень быстро «перегнать» весь имеющийся у вас фотоархив в цифровой вид. Приемный лоток вмещает до 24 фотографий размером от 76,2х127 до 101,6х152,4 мм — больший формат, к сожалению, невозможен. Высокая скорость сканирования, безусловно, является важным достоинством этого устройства, но уровень шума явно оставляет желать лучшего — по этому параметру сканер чем-то напоминает давно забытый пылесос «Буран». Кроме того, автоподатчик весьма чувствителен к качеству сканируемого материала — если фотография немного погнута, на краях изображения будут заметны довольно сильные шумы, поэтому в таких случаях лучше воспользоваться ручной подачей.

В комплект входит адаптер для прозрачных материалов со специальной подставкой, позволяющей зафиксировать слайд-модуль на стекле сканера. Специальная рамка слайд-адаптера допускает одновременную обработку трех слайдов или четырех кадров негативной пленки.

Лицевая панель устройства буквально усыпана разнообразными кнопками, способными облегчить жизнь трудолюбивому пользователю. С их помощью можно отсканировать изображение или текстовый документ, сделать цветную или черно-белую копию (при наличии соответствующего принтера), а маленький дисплей с боковыми клавишами позволяет задать необходимое количество копий в интервале от 1 до 99. Не забыта функция HP Instant Share, позволяющая опубликовать отсканированное изображение в Интернете, и кнопка быстрого создания мультимедиа-альбома с дальнейшей записью на CD или DVD, а желающим сэкономить, безусловно, понравится клавиша принудительного перехода в режим энергосбережения.

Со сканером поставляется обширный набор ПО, позволяющего редактировать изображения, создавать коллажи, распознавать текст и объединять фотографии в мультимедиа-альбом. ПО устанавливается достаточно быстро и не вызывает никаких негативных эмоций. Кстати, если потребуется отсканировать выцветшие фотографии, то достаточно включить функцию восстановления — и привычные цвета вновь начнут радовать глаз.

В ходе наших испытаний сканер показал весьма качественную цветопередачу, а тест на оценку реальной разрешающей способности был пройден на «отлично». Слайд-адаптер также справился с возложенной на него задачей по оцифровке негативов и слайдов.

 

 Canon CanoScan 8000F

Этот несколько «угловатый» сканер отличается очень стильным дизайном. Верх устройства выполнен с применением алюминиевых вставок, а USB-шнур, входящий в комплект, заключен в прозрачную изоляцию, сквозь которую просвечивает серебристая металлическая оплетка. Широкая лампа слайд-модуля встроена в верхнюю крышку сканера, а входящие в комплект рамки позволяют отсканировать четыре 35-мм слайда или две полоски негативов по шесть кадров. На передней панели предусмотрены кнопки для быстрого сканирования, копирования, передачи в файл и отправки изображений по электронной почте.

Входящее в комплект ПО позволяет производить практически любые работы с изображениями и текстом, а управляющая программа проста в использовании, но, к сожалению, не русифицирована. Технология Multi-Photo поможет быстро перевести в цифровую форму большое количество фотографий — достаточно положить несколько отпечатков на предметное стекло, остальное сделает сканер, разбив полученное изображение на множество файлов. Процесс сканирования негативов и слайдов также автоматизирован — все кадры будут правильно распознаны, а если исходные материалы неидеальны, устройство произведет автоматическое ретуширование и устранение дефектов.

Тест на оценку разрешающей способности был пройден успешно. При работе с негативами эта модель, явный аутсайдер по скорости, по качеству обработки оказалась на высоте. Сканирование цветовой шкалы показало хорошую цветопередачу, однако на шкале градаций серого был заметен слабый пурпурный оттенок. Тем не менее этот сканер вполне можно порекомендовать широкому кругу покупателей как качественное и технически продуманное решение.

Цифровые камеры до 500 долл.// Журнал "Мир ПК", № 06, 2004 год

 

Компания Canon оперативно отреагировала на бурный рост популярности цифровых камер, создав по две-три любительские камеры в каждом ценовом сегменте: например, кроме функционального PowerShot А80 за 500 долл. предлагается еще и стильный IXUS 500.

Фотоаппарат IXUS 500 упакован в цельнометаллический корпус небольших размеров (87x57x28 мм). Конечно, он не самый миниатюрный, но в карман пиджака или женскую сумку спокойно уместится.

Максимальное разрешение матрицы 2592x1944 точки (5 мегапикселов), объектив с трехкратным оптическим зумом. Прицеливание ведется через оптический видоискатель. Хотя он и небольшой по размерам, но в него хорошо видно кадр и индикация фокусировки остается в поле зрения. Что касается ЖК-дисплея монитора, то по умолчанию на нем отображаются девять зон фокусировки, из которых камера сама выбирает, по каким целиться. В большинстве случае только диву даешься — так правильно она угадывает, что задумал снять фотограф. Иногда камера упорно выбирает не те области фокусировки; в этом случае интеллектуальный девятизонный автофокус следует отключить. Вообще искушение «порулить» самому, выставив все настройки, ограничено разумным минимумом: баланс белого (обычно автобаланс работает «на отлично»), экспокоррекция и чувствительность. Эти режимы помогут подправить картинку, но можно обойтись и без них, используя автоматический режим или запрограммированные сцены. Среди привычных сцен, например портретной и спортивной, отмечу режим съемки панорамы: фотоаппарат показывает на части кадра предыдущего снимка, поэтому легко добиться полного совмещения изображения с соседними кадрами. В принципе набор функций стандартный, но он уложен в небольшой стальной корпус IXUS 500.

По качеству фотографий аппарат оставил наилучшие впечатления, а вот рекордов скорости ждать не стоит. Как и предшественники, 500-я модель «задумывается» после съемки каждого кадра (примерно на секунду), тут даже фирменный суперпроцессор DIGIC не помог. Если для семейного альбома вам не требуется, скажем, скоростная съемка (видеорежим, кстати, тоже есть), а имеет значение внешний вид и целостность содержимого, то IXUS 500 — отличный выбор! Корпус из нержавейки очень красив и надежно защищает его содержимое.

 

Корпорации тоже учатся

Корпорация НР выпускает полупрофессиональные цифровые фотоаппараты уже три года. К нам в редакцию попала «внучка» первой Photosmart 812 — модель 945. Общее впечатление такое, что НР по-прежнему учится делать полупрофессиональные камеры, но пользователи могут извлечь из этого выгоду.

Внешне Photosmart 945 выглядит как настоящая полупрофессиональная камера: корпус не «играет» в руке, удобный выступ под правую руку прорезинен, чтобы аппарат не скользил. Одновременно это означает значительные габариты (123x85x85 мм) и массу (520 г). Объектив внушает уважение восьмикратным оптическим зумом при диафрагме 2.8—3.1. Жаль, что минимальное фокусное расстояние относительно велико — 37 мм в 35-мм эквиваленте, приходится отходить подальше, чтобы взять в кадр большие сцены.

В аппарате достаточно много функций для любительской, но маловато для полупрофессиональной камеры. Например, съемку можно вести всего в двух разрешениях: 2608x1952 и 1296x976 точек; нельзя получить TIF- или RAW-файлы (только JPEG или AVI при видеосъемке). Есть такие «продвинутые» функции, как два режима вспышки (стандартная и усиленная), настройка баланса белого по белой поверхности, приоритеты диафрагмы и выдержки, но нет полностью ручного управления последними двумя функциями. Меню не очень удобно: приходится слишком много нажимать на кнопки, а из режима просмотра кадров камера норовит перейти в режим съемки — это мешает, когда хочешь просто просмотреть фотографии.

Управление зумом производится двумя кнопками: «дальше», «ближе». Видимо, процессор не справляется с одновременным управлением движением объектива и обновлением картинки на ЖК-экране, из-за чего изображение на дисплее запаздывает. В результате запечатлеть момент быстро происходящих событий трудно. Правда, можно воспользоваться ручной фокусировкой, чтобы аппарат не тратил на нее время, так как после нажатия на спуск камера снимает практически мгновенно.

Возвращаясь к экрану, отмечу, что он достаточно большой — двухдюймовый, но для удобства работы не мешало бы добавить сетку для выравнивания кадра. Прицеливаться также можно через электронный видоискатель, изображение в нем видно несколько менее четко, оно тоже запаздывает, зато энергопотребление ниже и есть функции диоптрийной коррекции.

Так какая же польза покупателям от того, что НР учится делать полупрофессиональные камеры? Просто корпорация сознает, что она только в начале пути и продает свои продукты по очень привлекательным ценам.

Компания LG представила свою первую цифровую камеру //Журнал "Мир ПК", № 06, 2004 год
Компания LG представила свою первую цифровую камеру Xshot LDC-A310. Небольшой (100x63x30 мм) аппарат обладает 3-мегапиксельной матрицей с максимальным разрешением 2048x1536 точек. Возможна интерполяция до 6 мегапикселов (но точно так же 3-мегапиксельный файл можно растянуть в Adobe Photoshop, на диске есть две картинки для сравнения). Оптический зум — трехкратный, стандартное значение для любительских камер. Из встроенных функций, пожалуй, отметить нечего, кроме уже ставшего обязательным набора сцен. Экранное меню русифицировано.
Аппарат работает от двух элементов питания формата АА. Можно использовать   аккумулятор, но и с батарейками фотоаппарат работает уверенно, причем даже со вспышкой. Он не может похвастаться «скорострельностью», зато применение всего двух источников энергии не сказывалось на времени автономной работы: даже при включенном экране и вспышке можно дважды заполнить 64-Мбайт флэш-карту. После этого съемку можно продолжать, но, к сожалению, в комплект входит только 16-Мбайт карта SD (можно применять и ММС), и вряд ли покупатель, заплативший за аппарат 250 долл., потратит, скажем, еще 60 долл. на 256-Мбайт карту. Что касается качества съемки, то в первую очередь следует отметить успешную работу автоматики. Цветопередача верная, а качество объектов в фокусе обычно получается хорошим. При макросъемке объекты можно фотографировать с расстояния от 6 см. Портретные снимки,  и съемка на средних дистанциях —при печати снимков размером 10х15 см и просмотре их на экране монитора – дают отличное качество фотографий.

Набор ПО рассчитан на любого пользователя. После его установки в системном лотке появляется программа-автодетектор, самостоятельно отслеживающая подключение к ПК фотоаппарата и предлагающая скопировать фотографии. Для обработки изображений предназначен  графический редактор Ulead PhotoExplorer 8.0 Basic.

Обычно перед производителем стоит проблема: если добавить в меню побольше настроек, чтобы можно было подправить ошибки автоматики, то начинающие пользователи путаются в обилии пунктов меню. Компания LG удачно ее решила: просто автоматика срабатывает хорошо в большинстве случаев.

Качество съемки этой камерой порадует непрофессиональных пользователей. 3-мегапиксельная матрица и объектив с трехкратным оптическим зумом могут давать и более качественные изображения, но тогда камера стоила бы дороже. Этот аппарат отличается привлекательным дизайном и хорошим качеством автоматической съемки при невысокой цене - $250.
 

Восьмимегапиксельные камеры с несменной оптикой//
osp.ru/pcworld, 07.06.2004

 

 

 

 

 

Canon PowerShot Pro1, Minolta DIMAGE A2, Nikon COOLPIX E8700, Olympus CAMEDIA C-8080 Wide Zoom и Sony Cyber-shot F828

 Очередной шаг в развитии цифровых фотокамер - матрица в 8 Мп в классе аппаратов с несменной оптикой. Раньше разрешение цифровых камер со встроенным объективом обычно было меньше разрешения зеркальных. И вот сейчас многим любителям, присматривающимся к зеркальным цифровым камерам, придется еще раз хорошенько подумать. Что лучше, 6 Мп и сменная оптика или 8 Мп и несменные зумы? Объективы для зеркалок с таким диапазоном переменного фокусного расстояния (28 -200 мм или даже 35-280 мм), да еще рассчитанные под разрешение 8 Мп, потребуют дополнительных немалых вложений. В чем, несомненно, проиграют эти камеры в сравнении с зеркалками - это ограниченный диапазон длинных выдержек и чувствительности или, что почти то же, в сильном шуме при повышении чувствительности и удлинении выдержек. Причина этого в матрицах "маленького" абсолютного размера - 8,8 х 6,6 мм (стандарт 2/3"), в которые удалось "вписать" уже 8 Мп. Максимальный размер кадра у всех рассматриваемых камер - 3264 x 2448 пикселей.

 Технические характеристики

Объектив 

 

Конструкция

Фокусное расстояние

Апертура

Крепление светофильтров

Canon
PowerShot Pro1

14 элементов в 10 группах, 2 асф.,
1 флюорит,
1 низкодисперсный UD

7,2-50,8 мм
(28-
200 мм)

f/2,4-f/3,5

(Min - f/8)

байонет (переходник на М58 мм в комплекте с камерой – только для светофильтров, для насадок приобретается отдельно)

Minolta
DIMAGE A2

16 элементов в 13 группах, 2 асф., 2 AD

7,2-50,8 мм
(28-
200 мм)

f/2,8-f/3,5
(Min-f/11)

M49 мм

Nikon
COOLPIX 8700

14 элементов в 10 группах, 2 ED

8,9-71,2 мм
( 35-
280 мм)

f/2,8-f/4,2
(Min - f/8)

Дополнительный адаптер с резьбовым креплением к камере

Olympus
CAMEDIA C-8080 Wide Zoom

15 элементов в 13 группах, 2 асф., 3 ED

7,1-35,6 мм
(28-
140 мм)

f/2,4-f/3,5
(Min- f/8)

М58 мм

Sony
Cyber-shot F828

12 элементов в 9 группах, 3 асф.

7,1-51 мм
(28-
200 мм)

f/2,0-f/2,8
(Min- f/8)

М58 мм

 

  

Фокусировка

Экспозамер

Экспозиция

Canon
PowerShot Pro1

гибридная TTL+внешняя, авто, ручная, выбор зоны автофокуса, от 0,5 м, в "макро" от 0,03 м

точечный замер (возможен по точке фокусировки по всему кадру), оценочный, центровзвешенный

15-1/4000 с, ±2 EV с шагом 1/3, авто/P/Tv/Av/M/ 2 пользовательских набора, программы, автоматическая эксповилка

Minolta
DIMAGE A2

TTL авто, следящая 11 точек, ручная, выбор зоны автофокуса, от 0,5 м, в "макро" от 0,3 / 0,25 (W/T) м кадром 5,2х3,9 см

точечный замер (возможен по точке фокусировки по всему кадру), мультизонный (300 зон), центровзвешенный

30-1/4000 с, Bulb до 30 сек, ±2 EV с шагом 1/3, P/A/S/M, программы, автоматическая эксповилка 3 шага

Nikon
COOLPIX 8700

TTL авто, 5 зон, ручная, выбор зоны автофокуса, от 0,5 м, в "макро" от 0,03 м, подсветка

точечный замер (возможен по точке фокусировки по всему кадру), матричный 256 сегментный, центровзвешенный

8-1/4000 с, Bulb до 10 мин, ±2 EV с шагом 1/3, авто/P/S/A/M/ 2 пользовательских набора, программы, автоматическая эксповилка

Olympus
CAMEDIA
C-8080
Wide Zoom

гибридная TTL авто + внешняя, IESP, ручная, выбор зоны автофокуса, от 0,8 м, в "макро" от 0,05 м, подсветка

Digital ESP, точечный, мультиточечный замер, центровзвешенный

16-1/4000 с, Bulb до 8 мин, ±2 EV с шагом 1/3, P/S/A/M/ 8 пользовательских наборов, программы, автоматическая эксповилка

Sony
Cyber-shot F828

TTL авто, ручная, следящая, выбор зоны автофокуса, от 0,5/0,6 м (W/T), макро от 0,02 м, подсветка

точечный, мультизонный замер, центровзвешенный

30-1/3200 с, ±2 EV с шагом 1/3, авто/P/S/A/M, программы, автоматическая эксповилка

 

 

 

ISO

Программы

Баланс белого

Серийный режим

Видео

Canon
PowerShot Pro1

50,
100,
200,
400

портрет, пейзаж, ночная съемка, панорамы

авто, ручной - 2 настройки, дневной свет, облачность, лампа накаливания, флуоресцентный - 2 типа, вспышка

скоростной 2,5 к/с до 6 кадров RAW, обычная серия 1 к/с до 18 кадров, интервальная съемка 1 - 60 мин до 100 кадров

Motion JPEG, 640x480 - 30 с / 320x240 / 160х120 - 3 мин, 15 к/с

Minolta
DIMAGE A2

64,
100,
200,
400,
800

портрет, спорт, закат, ночная съемка

авто, ручной - 3 настройки, дневной свет, облачность, тень, лампа накаливания, флуоресцентный, вспышка

скоростной 2,7 к/с до 3 кадров RAW, обычная серия, интервальная съемка 30 с - 60 мин до 240 кадров

Motion JPEG, 640x480 / 320x240 - 15 мин / 544х408 - 6 мин,
15/30 к/с

Nikon
COOLPIX 8700

50,
100,
200,
400

портрет, вечеринка, ночной портрет, пляж, пейзаж, закат, ночная съемка, фейерверк, макро, копия, контровой свет, панорама

авто, ручной, дневной свет, облачность, лампа накаливания, флуоресцентный, вспышка, тень

скоростной 2,5 к/с до 5 кадров, обычная серия 1,2 к/с до 12 кадров, скоростная для маленьких кадров

Motion JPEG, 640x480 - 30 к/с до 35 с / 320x240 15 к/с до 180 с

Olympus
CAMEDIA
C-8080
Wide Zoom

50,
80,
100,
125,
160,
200,
250,
320,
400

портрет, ночная съемка, пейзаж, спорт

авто, ручной, дневной свет, облачность, тень, лампа накаливания, флуоресцентный - 4 типа

скоростной 1,6 к/с до 5 кадров, обычная серия 1,0 к/с до 26 кадров

Motion JPEG, 640x480 / 320x240,
15 к/с

Sony
Cyber-shot F828

64,
100,
200,
400,
800

портрет, ночной портрет, ночная съемка, пейзаж

авто, ручной, дневной свет, облачность, тень, искусственное освещение, флуоресцентный, вспышка

интервал 0,38 с / 0,42 с, мультикадровый до 16 к 1 Мп

MPEG1 640x480 30 к/с

                       

 

 

Файлы

Сменная память

Интерфейсы

Источник питания

Canon
PowerShot Pro1

RAW, JPEG Exif 2.2, DPOF

CF I/II, Microdrive

USB 1.1, PictBridge, ДУ, A/V, DC

Li-Ion BP511 /511a/ 512 / 514

Minolta
DIMAGE A2

TIFF, RAW, JPEG Exif 2.21, PIM II, DPOF

CF I/II, Microdrive

USB 2.0, PictBridge, ДУ, A/V, DC

Li-Ion NP400

Nikon
COOLPIX 8700

TIFF, RAW, JPEG Exif 2.2, DPOF

CF I/II, Microdrive

USB 1.1, PictBridge, ДУ, A/V, DC

Li-Ion EN-EL1

Olympus
CAMEDIA
C-8080
Wide Zoom

TIFF, RAW, JPEG Exif 2.2, DPOF

CF I/II, Microdrive,
xD-Picture Card

USB 2.0, PictBridge, ДУ, A/V, DC

Li-Ion BLM1

Sony
Cyber-shot F828

TIFF, RAW, JPEG Exif 2.2, PIM II, DPOF

CF I/II, Microdrive, Memory Stick, , Memory Stick Pro

USB 2.0, PictBridge, ДУ, A/V, DC

Li-Ion NP-FM50

 

 

Вспышка

Дисплей

Видоискатель

Размер
(мм)

Вес (г)

Canon
PowerShot Pro1

предвспышка E-TTL, коррекция импульса +-2 Ev
iso 100 0,5-5,0 м (W), 1,0-3,5 м (T),
режимы: снижение эффекта "красных глаз", вкл/выкл, синхронизация по "задней шторке", горячий башмак

2" TFT, 235000, гистограмма при просмотре

0,44" TFT, 235000

117,5
x
72
x
90,3

545

Minolta
DIMAGE A2

В.ч. 8 (iso 100),
ADI, предвспышка, коррекция импульса +-2 Ev
iso "авто" 0,5-3,8 м (W), 0,5-3,0 м (T),
режимы: снижение эффекта "красных глаз", вкл/выкл, синхронизация по "задней шторке", горячий башмак

46 мм TFT, 118000, сетка, масштаб, гистограмма при съемке

11 мм TFT, 922000

117
x
85
x
113,5

565

Nikon
COOLPIX 8700

0,5-4,1 м (W), 0,5-2,7 м (T),
режимы: снижение эффекта "красных глаз", вкл/выкл, горячий башмак

1,8" TFT, 134000, сетка, гистограмма при съемке

0,44" TFT, 235000

113
x
105
x
78

480

Olympus
CAMEDIA
C-8080
Wide Zoom

В.ч. 9, 0,8-5,3 м (W), 0,8-3,6 м (T),
режимы: снижение эффекта "красных глаз", вкл/выкл, горячий башмак

1,8" TFT, 134000, гистограмма при съемке

0,44" TFT, 240000

124
x
84,5
x
99

660

Sony
Cyber-shot F828

0,5-4,5 м (W), 0,6-3,3 м (T),
режимы: снижение эффекта "красных глаз", вкл/выкл, горячий башмак

1,8" TFT, 134400, гистограмма при съемке

0,44" TFT, 235200

134,4
x
91,1
x
157,2

955

 

Canon PowerShot Pro1

В камере установлен объектив серии L с "красным кольцом". А в названии такое же громкое "Pro". В рекламе - печать до формата А2. В объективе "тихий" USM привод, который должен ускорить зумирование. Система фокусировки - гибридная - пассивная TTL и по датчику на корпусе. Процессор DIGIC должен обеспечить высокую скорость работы, низкий уровень шумов и правильную цветопередачу с кодировкой в sRGB и Adobe RGB. Экспозицию можно контролировать выдержкой, диафрагмой и нейтральным фильтром. Ручная фокусировка осуществляется кольцом на объективе, которое в режиме автофокуса управляет зумом. Совместимость со стандартом PictBridge позволяет печатать без компьютера на любом принтере, поддерживающем стандарт. Кроме покадровой и серийной съемки, есть режим съемки через определенный интервал (до 100 кадров с промежутками от 1 до 60 минут).

 Minolta DIMAGE A2

Особенности камеры: электронный видоискатель высокого разрешения 922000 точек (в 3-4 раза выше, чем у других камер) с изменяемой частотой обновления 30 или 60 к/с, функция Anti-Shake (стабилизация матрицы, позволяющая снимать с рук на выдержках в 3 раза более длинных, чем у камер без стабилизации), перемещаемая почти по всему кадру точка автофокуса, запись видео 544х408 со звуком и частотой 30 к/с, режим оценки глубины резкости. Камера наиболее близка к зеркальным по "ощущению" при съемке - механический привод зумирования и кольцо фокусировки на объективе. Индекс экспозиции до 800, максимальная закрытая диафрагма - f/11. При съемке на дисплее отображается гистограмма.

 

 

Nikon COOLPIX 8700

Дизайн камеры продолжает линию Nikon 5000/5400/5700. Объектив (экв. 35-280 мм) самый длиннофокусный в сравнении с другими камерами. При съемке на дисплей выводится гистограмма и экранная сетка с диагоналями. Зумирование - курковое, на объективе нет колец зума и фокусировки. Особенность серийного режима - возможность записи на карту последних, а не только первых 5 кадров серии, а также выбор лучшего по экспозиции и фокусу кадра из серии (функция BSS). Интервальная съемка позволяет делать серии снимков через заданные интервалы времени (30 сек - 60 мин), а также снимать интервальную серию и записывать ее как видео-ролик.

 

 

Olympus CAMEDIA C-8080 Wide Zoom

У камеры самый "скромный" зум - 28-140 мм в пересчете на 35 мм камеру. Привод трансфокатора курковый. Система автофокуса гибридная - TTL и датчик пассивной фокусировки по разности фаз на корпусе (у Canon именуется "метод триангуляции"). Дисплей "Sunshine" улучшен для работы при ярком солнечном свете. У С8080 самая богатая система "персональных" настроек - 8 наборов съемочных параметров. Замер экспозиции (кроме привычных: Digital ESP, точечный, центровзвешенный) возможен по 8 точкам сюжета, произвольно выбираемым фотографом. При съемке на дисплей выводится гистограмма и экранная сетка.

 

 

Sony Cyber-shot F828

В камере применен 4-цветный светофильтр RGBE (Е-emerald - изумрудный). Super HAD CCD SONY с изумрудным светофильтром обеспечивает лучшую передачу сине-зеленых и красных оттенков. Процессор Real Imaging Processor преобразует RGBE сигнал в формате RBG, а также обеспечивает снижение шумов, энергопотребления и увеличение быстродействия. Объектив Carl Zeiss Vario Sonnar T* имеет два кольца ручной регулировки фокуса (моторизованный) и зума (механический) и поворачивается относительно корпуса. Совместима с картами памяти Memory Stick и Compact Flash. Фирменные режимы ночной съемки Night Shot и Night Framing (голографическая подсветка фокусировки), макрорежим с минимальным расстоянием до объекта 2 см, возможность записывать видео 640 x 480 точек 30 кадров в секунду (MPEG1). При съемке на дисплее отображается гистограмма.

Разрешение (объектив и матрица)

Центр кадра

Сравним разрешение камер в центре кадра. Показательны условия съемки:
1) центр кадра - диафрагма около f/5,6 - фокусное расстояние близко эквивалентному для 35 мм камеры 50 мм,

2) центр кадра - фокусное расстояние близко эквивалентному для 35 мм камеры 50 мм - крайние значения диафрагмы,

3) центр кадра - диафрагма около f/5,6 - крайние фокусные расстояния.

Так как размер кадра в пикселях у камер одинаков, то показателем общего разрешения можно считать разрешение в линиях на пиксель изображения. Красный кружок на радиальной мире - кружок нерезкости, построенный по условию различимости линий во всех направлениях.

 

Фрагменты 1:1.

 

Мира, центр кадра, диафрагма близка f/5,6

Мира, центр кадра, крайние значения диафрагмы

Мира, центр кадра, диафрагма близка f/5,6, крайние значения фокусного расстояния

 

Для диафрагмы f/5,6 и центра кадра при фокусном расстоянии f = 10-12 мм (40-50 мм для 35 мм пленки) наилучший результат у Nikon. Диаметр кружка - 68 пикселей на 180 линиях миры (черных и белых вместе), что дает 0,84 линии/пиксель. Близкое значение у Olympus - 0,81. Чуть меньше у Canon и Minolta - около 0,75 и Sony 0,73. Если бы разрешение было одинаковым для всего поля кадра, информационная емкость снимка 8 Мп камеры для черных и белых штрихов миры была бы всего около 5 Мп (8х0,8х0,8).

Обычно при самом малом и самом большом значениях диафрагмы разрешение хуже, чем на второй-третьей ступени. Наши измерения показывают, что самая открытая диафрагма для 8 Мп матрицы работает не хуже, чем f/5,6, а у Canon и Olympus даже чуть лучше. При f/8 существенного падения разрешения не наблюдается только у Canon и Nikon. У Minolta при съемке можно установить диафрагму f/11, при этом разрешение падает до 0,63 линии на пиксель или всего 3,1 Мп информационной емкости.

На крайних значениях фокусного расстояния при диафрагме f/5,6 разрешение не хуже, чем при фокусном расстоянии, близком эквивалентному 40-50 мм для камеры с 35 мм пленкой.

 

Качество объективов для передачи изображения на периферии кадра

В объективах всех камер есть элементы из низкодисперсного стекла и асферические линзы. Ведь несменный объектив "дорогой" камеры должен хорошо передавать изображение не только в центре кадра, но и на периферии. Для проверки того, насколько сильны хроматические аберрации и дисторсия на краю кадра, снимем кольцевую миру в углу кадра для трех характерных фокусных расстояний объектива - крайних и среднего.

 

Мира

Фрагменты 1:1. 

         

Край кадра, хроматические аберрации

Построим с помощью модуля Levels гистограммы яркостей для кольцевой миры (приведенные выше фрагменты, центр-край, направление - диагональ кадра).

Минимальное фокусное расстояние

Canon, f=7,75 мм

Minolta, f=7,2 мм

Nikon, f=8,9 мм

Olympus, f=7,1 мм

Sony, f=7,1 мм

На "коротком фокусе" наилучший результат по хроматическим искажениям у Canon, Nikon и Olympus, чуть хуже у Minolta, Sony.

Максимальное фокусное расстояние

Canon, f=46,3 мм

Minolta, f=50,7 мм

Nikon, f=71,2 мм

Olympus, f=35,6 мм

Sony, f=51 мм

На "длинном фокусе" распределение объективов по степени хроматических искажений то же, что и на "коротком". Только объектив Nikon переходит в разряд "менее качественных". При этом не следует забывать, что он и самый длиннофокусный, и потому усиление хроматических аберраций для него "оправдано". Малая четкость миры Nikon для края кадра (фрагменты миры) обусловлена не качеством объектива, а невозможностью использовать автофокус для края кадра и одновременно включить таймер. Автофокус у Nikon срабатывает непосредственно перед съемкой, а не как у большинства камер при нажатии на спуск. Такой подход разумен - ведь автоспуск это режим для съемки "себя", а при нажатии на спуск вы никак не окажетесь на предполагаемом месте съемки. Поэтому последовательность работы автоспуска у Nikon такова: включение автоспуска - нажатие на спуск - задержка - фокусировка - съемка. Но использовать автофокус для предотвращения сотрясения камеры при съемке, к примеру, миры в углу кадра (где нет фокусировочной точки) не получится - камера перефокусируется.

Макрорежим

В спецификации камеры указано, что при съемке "макро" объект может находиться на расстоянии 2-3 см от объектива. У Canon с такой дистанции снять 8 Мп кадр нельзя. При реальной макросъемке без напряжения можно снять объект с размером вдоль длинной стороны 8 Мп кадра:

Камера

Canon Pro1

Minolta DIMAGE A2

Nikon 8700

Olympus C8080

Sony 828

размер кадра вдоль длинной стороны, мм

90

52

42

40

50

 

EOS Техника - Карты CompactFlash //culture.photo.eos, выпуск 66,  2004г.

 

Как они работают, и есть ли между ними разница
Когда покупаешь фотоплёнку, есть из чего выбрать - ч/б или цветная, негатив или слайд, высокочувствительная или мелкозернистая. Да, и производители тоже разные. Выбор, конечно, не бесконечен, но выбрать плёнку иногда бывает непросто. А с появлением цифровых технологий начинает казаться, что всё, что нужно сделать пользователю камеры EOS - просто купить карту памяти CompactFlash. Но даже в новом цифровом мире есть выбор.

Как всё это работает
Термин 'flash' в названии CompactFlash не имеет ничего общего со светом. Он означает, что в картах памяти применяется NV (non-volatile) технология, то есть для хранения информации на карте не требуется питание.

Карта состоит из двух частей. Память, собственно, состоит из множества элементов - крошечных транзисторов. Вначале все элементы находятся в состоянии "1" (естественно, мы говорим о двоичной логике), но, применив электрический заряд, их состояние можно изменить на "0". Изменение состояний ячеек с помощью электрических зарядов - задача контроллера, который, собственно, и является второй частью карты. Контроллер принимает закодированное изображение, снятое камерой, и записывает его на карту в виде последовательности единиц и нулей.

Надёжность и прочность

Карта CompactFlash не имеет никаких движущихся частей и, как следствие, очень надёжна и может хорошо противостоять разнообразным физическим воздействиям. В типичном режиме эксплуатации карту можно использовать в течение более, чем 100 лет - это означает, что на неё можно снять миллионы фотографий без риска потери или искажения данных. Динамические системы коррекции дефектов и ошибок встраиваются во все карты. Кроме того, в спецификации указывается, что карту можно ронять с высоты более 3м на твёрдую поверхность - без ущерба самой карте и без потери информации. 

Типы карт

У всех карт CompactFlash один размер - 43х36мм, но они бывают двух типов - карты Type I толщиной 3.3мм, а также карты Type II толщиной 5мм. 50ти-штырьковый разъём у обоих типов одинаков, так что в камеры, совместимые со вторым типом, можно ставить карты первого типа. Однако, если слот камеры рассчитан на карты первого типа, то карта второго типа в него просто физически не поместится. У цифровых камер EOS слоты рассчитаны на карты памяти второго типа, так что в них можно ставить карты обоих типов. Карты второго типа никоим образом не "лучше", чем карты первого типа. Спецификация Type II была разработана для карт большой ёмкости, а в остальном никаких качественных различий нет. Многие производители выпускают карты первого типа, так как они подходят к большему числу камер.

Ёмкость карт памяти

Основной выбор, который придётся сделать при покупке карты - ёмкость. Она измеряется в мегабайтах (MB). Самые первые карты выпускались объёмом 8мб, но если учесть, что только один кадр в режиме RAW, снятый камерой EOS 10D, занимает 6-8мб, сразу станет очевидно, что современным камерам требуются карты значительно большего объёма.

Карты объёмом от 8мб до 1гб (1000мб) распространены довольно широко, и все они одинаково маленькие, независимо от ёмкости. Да, и 1гб - это не предел. Существуют карты ёмкостью 2гб, 4гб, 6гб, а недавно появилась карта объёмом 12гб !

Изначальная спецификация CompactFlash позволяет контроллерам работать с объёмами до 137гб, но вряд ли в ближайшее время возникнет такая потребность, даже если такую карту выпустят.

Скорость записи

Одним из ключевых параметров карт памяти является скорость записи данных. Вряд ли стоит придавать этому параметру особое значение, если фотографируется по одному кадру, а потом сразу просматривается результат на заднем экране камеры. Однако, если  съемка ведется в спортивном или репортажном жанре, и часто используется непрерывная съёмка со скоростью 3 кадра в секунду или более - то можно столкнуться с проблемой - камера не сможет продолжать съёмку, пока не запишет данные на карту памяти. В камере есть буфер, в который фотографии записываются сразу после съёмки, но как только буфер заполнится, камера не сможет продолжить съёмку, пока не сбросит данные на карту памяти. Как узнать, какие карты памяти самые скоростные? Единого рейтинга не существует - скорость записи очень зависит и от программного обеспечения камеры, и от эффективности работы контролера самой карты. В сети интернет, однако, существуют подобные рейтинги. Роб Гэлбрэйт (www.robgalbraith.com) по результатам тестирования около 40 различных карт с камерами EOS 1Ds, 1D, 10D, D60 и D30 пришёл к выводу, что система Lexar Write Acceleration обеспечивает наилучшие результаты с большинством камер (хотя с EOS D30 в меньшей степени). Эти карты дороже, чем карты других производителей. Да, стоит заметить, что наилучшие результаты достигаются при записи на пустую карту. Если карта заполнена хотя бы наполовину, результаты могут довольно сильно отличаться. Основной совет: начать можно и с недорогих карт. Если вы будете всем довольны - хорошо. Если скорость не будет вас устраивать - тогда уже ищите самую лучшую для вашей камеры карту.

Выбор карты

На выбор карты памяти обычно оказывают влияние четыре фактора - какой камерой вы пользуетесь, какое качество изображения вам требуется, в каком режиме вы используете камеру, и, собственно, стоимость самой карты. Камера EOS D30 снимает кадры объёмом от 0.4мб до 3.4мб - в зависимости от установленного качества. Таким образом, если не устанавливать наивысшее качество, то на карту памяти объёмом 16мб можно снять около 40 кадров - примерно, как на 36ти-кадровую плёнку. Однако, если вы снимаете камерой EOS 1Ds в режиме RAW, то при размере в 15.3мб на такую карту у вас поместится всего один кадр. На выбор карты памяти обычно оказывают влияние четыре фактора - тип камеры, какое качество изображения требуется, в каком режиме используется камера, и, собственно, стоимость самой карты. Камера EOS D30 снимает кадры объёмом от 0.4мб до 3.4мб - в зависимости от установленного качества. Таким образом, если не устанавливать наивысшее качество, то на карту памяти объёмом 16мб можно снять около 40 кадров - примерно, как на 36ти-кадровую плёнку. Однако, если  снимать камерой EOS 1Ds в режиме RAW, то при размере в 15.3мб на такую карту  поместится всего один кадр. Сколько кадров нужно снять на карту? Если  тщательно планировать каждый кадр и снимать не очень часто, то  может вполне подойти карта, хранящая 10-20 кадров. С другой стороны, если  снимать спортивные события, где фотографы обычно "отстреливают" серии кадров, то  уже потребуется карта, способная хранить хотя бы 100 кадров. Таблица поможет  понять, сколько кадров  можно снять на карту при различных объёмах и установках качества.

 Примерные размеры изображений

Качество

EOS 1Ds

EOS 1D

EOS 10D

EOS D60

EOS D30

Large/Fine

4.1MB

1.6MB

2.4MB

2.5MB

1.3MB

Large/Normal

1.7MB

1.0MB

1.2MB

1.3MB

0.7MB

Medium/Fine

 

 

1.3MB

1.4MB

 

Medium/Normal

 

 

0.7MB

0.7MB

 

Small/Fine

1.4MB

0.6MB

0.8MB

0.9MB

0.7MB

Small/Normal

 

 

0.4MB

0.5MB

0.4MB

RAW

11.4MB

4.6MB

 

7.4MB

3.4MB

RAW + L/F

15.3MB

6.2MB

8.0MB

 

 

RAW + L/N

12.9MB

5.6MB

6.7MB

 

 

RAW + M/F

 

 

6.8MB

 

 

RAW + M/N

 

 

6.2MB

 

 

RAW + S/F

12.6MB

5.2MB

6.4MB

 

 

RAW + S/N

 

 

6.0MB

 

 

 Примерное количество файлов на карте

Размер файла

Размер карты памяти (мегабайт)

 

32

64

128

256

512

1024

0.4

80

160

320

640

1280

2560

0.5

64

128

256

512

1024

2048

0.6

53

107

213

427

853

1707

0.7

46

91

183

366

731

1463

0.8

40

80

160

320

640

1280

0.9

36

71

142

284

569

1138

1

32

64

128

256

512

1024

1.2

27

53

107

213

427

853

1.3

25

49

98

197

394

788

1.4

23

46

91

183

366

731

1.6

20

40

80

160

320

640

1.7

19

38

75

151

301

602

2.4

13

27

53

107

213

427

2.5

13

26

51

102

205

410

3.4

9

19

38

75

151

301

4.1

8

16

31

62

125

250

4.6

7

14

28

56

111

223

5.2

6

12

25

49

98

197

6

5

11

21

43

85

171

6.2

5

10

21

41

83

165

6.4

5

10

20

40

80

160

6.7

5

10

19

38

76

153

6.8

5

9

19

38

75

151

7.4

4

9

17

35

69

138

8

4

8

16

32

64

128

11.4

3

6

11

22

45

90

12.6

3

5

10

20

41

81

12.9

2

5

10

20

40

79

15.3

2

4

8

17

33

67

  Карты CompactFlash чрезвычайно надёжны, но и они могут испортиться. Изображения можно случайно стереть, карту можно сломать - да и просто известны случаи, когда файлы на картах портились. Возможно, вместо того, чтобы хранить сотни кадров на карте, было бы лучше использовать карту поменьше и сбрасывать данные на компьютер почаще.

 Особенности файловых систем

Даже если использовать новые карты объёмом 3гб и более, можно столкнуться с проблемой - не всё пространство будет использоваться. В некоторых камерах EOS используется файловая система FAT16, которая работает с картами объёмом до 2гб. В последних камерах - EOS 1Ds и 10D используется файловая система FAT32, которая может работать с картами большего объёма.

 Диски MicroDrive

Альтернатива картам памяти CompactFlash - жёсткие диски MicroDrive. По размеру они такие же, как и карты CompactFlash Type II, и разъём у них точно такой же. Да и внешне, на самом деле, они выглядят как карта памяти. А вот внутри находится самый настоящий жёсткий диск в миниатюре - те же вращающиеся пластины - всё, как в больших компьютерах, только во много раз меньше.

Пару лет назад огромнейшим преимуществом дисков MicroDrive был объём 1гб - карты памяти тогда были объёмом не больше 256мб. На сегодняшний день у дисков MicroDrive практически не осталось шансов на выживание - карты памяти обогнали их по объёму.

Из-за того, что в диске MicroDrive есть движущиеся части, его можно серьёзно испортить, если его ронять или плохо с ним обращаться. Однако, есть и положительный момент - при использовании в EOS D30 скорость записи диска объёмом 1гб выше, чем у карт памяти. MicroDrive вначале выпускался IBM, а в конце 2002г IBM объединила своё дисковое подразделение с Hitachi, и образовалась новая компания - Hitachi Global Storage Technologies.

 Полезная информация

Старые камеры EOS 2000 и EOS DCS используют карты PCMCIA-ATA типов I, II и III. Они практически такие же, как и карты CompactFlash, только по размеру больше - 85.6x54мм, а толщиной, соответственно, 3.3мм, 5мм и 10.5мм. Сами камеры оборудованы слотами типа III, так что в них можно вставлять карты всех трёх типов. Карты PCMCIA также используются в ноутбуках. Карты CompactFlash можно вставить в ноутбук с помощью адаптера (PC Card Adaptor), стоит он около $6. Карта CompactFlash вставляется в адаптер, который соединяет 50ти-штырьковый разъём CompactFlash с 68ми-штырьковым разъёмом PCMCIA. Как и для ноутбуков, так и для больших компьютеров есть широкий выбор кардридеров (от $12), с помощью которых вы сможете работать непосредственно с файлами на картах CompactFlash.

 Если вы работаете в Windows XP, будьте осторожны, форматируя карту памяти на компьютере. По умолчанию система форматирует карты объёмом 32мб и более, используя файловую систему FAT32. Такие карты будут нормально работать только с EOS 1Ds и 10D. Чтобы избежать этой проблемы, форматируйте карту непосредственно самой камерой.


Фотопанорама-1998  / Фотопанорама-1999 / Фотопанорама-2000/ Фотопанорама-2001
 / Фотопанорама-2002/ Фотопанорама-2003/ Фотопанорама-2004

Редакция

 

     

выход / в начало

продолжение