Фотомузей

Маленький музей  "маленького" города
     



 


 

Фотографии и литературный материал Катерины Басовой, корреспондента журнала "Фотопанорама", студентки ИЖиЛТ

Есть в провинциальных музеях нечто общее, их всех объединяющее. Это бедность формы и богатство содержания. Правда, с небольшими оговорками.
Музей фотографии им. М.П. Дмитриева в Нижнем Новгороде был основан в 1992 году. Это простенькое двухэтажное здание с крутой деревянной лестницей, обшарпанными стенами и плохим отоплением хранит в своих стенах весь архив известного и первого в России социального фотографа М.П. Дмитриева, фотографии одного из первых его учителей А. О. Карелина и фототехнику XIX века в натуральную величину. Но не стоит обольщаться. В постоянной экспозиции музея в аккуратных рамочках на стенах висят репродукции некоторых известных фотографий, а на застекленных стендах вплотную друг к другу стоит множество ничем не примечательных работ нижегородских мастеров. Принадлежавшие лично Дмитриеву фотокамеры, впечатляющие своими габаритами и представляющие собой ценные музейные экспонаты, небрежно составлены «в одну кучу».
А по соседству с камерой обскура вы обнаружите обычный фотоувеличитель середины XX века, какой-нибудь «Крокус», ничем не отличающийся от того, что пылится у вас на антресолях со времен юности ваших родителей.
Из четырех комнат музея, отданных под выставочные залы, фотографу, чьим именем назван сам музей, отдана всего лишь одна, скорее напоминающая кладовку. И вот, разочарованно оглядывая это тесное, заставленное помещение, бегло скользя взглядом по нескольким историческим документам и кратким биографиям этих двух, заслуживающих намного большего внимания к своему наследию, фотографов, вы наверняка решите, что «Государственный Музей фотографии» - слишком громкое, слишком многообещающее для данного места, название. И будете почти правы. Почти.
Ведь если классиков подвинули – значит это кому-нибудь нужно. А ради чего можно отвернуть взор от прошлого, как не ради будущего. Большая площадь выставочных мест в музее отдана детям – самым маленьким и самым большим. «Маленькие» предлагают вниманию посетителей свои детские рисунки и поделки, а «большие» - выпускники нижегородской фотошколы – выставляют свои дипломные и «просто творческие» работы настоящего, высококачественного искусства, где произведения говорят за авторов, а не авторы за произведения.
Простота, граничащая с гениальностью, и философия, граничащая с откровением, впечатляет намного мощнее уже набившего оскомину «гламура» и «креатива», так часто провозглашаемого и преподносимого молодыми (и не очень) столичными «художниками».
И пусть никого не смущает, что зритель, увлеченный просмотром, невзначай споткнется об отстающий от пола линолеум или, прислонившись к стене, унесет на себе часть штукатурки.
Слишком сильно радует глаз процветающие «в глубинке» таланты, словно зеленое растение, слишком символично стоящее на облезлом до неприличия подоконнике нижегородского музея.


На главную страницу

В начало  
Содержание номера Следующая страничка