|
|
Фотографии и литературный материал
Катерины Басовой, корреспондента
журнала "Фотопанорама", студентки ИЖиЛТ
Есть в
провинциальных музеях нечто общее, их всех объединяющее. Это бедность
формы и богатство содержания. Правда, с небольшими оговорками.
Музей фотографии им. М.П. Дмитриева в Нижнем Новгороде был основан в 1992
году. Это простенькое двухэтажное здание с крутой деревянной лестницей,
обшарпанными стенами и плохим отоплением хранит в своих стенах весь архив
известного и первого в России социального фотографа М.П. Дмитриева,
фотографии одного из первых его учителей А. О. Карелина и фототехнику XIX
века в натуральную величину. Но не стоит обольщаться. В постоянной
экспозиции музея в аккуратных рамочках на стенах висят репродукции
некоторых известных фотографий, а на застекленных стендах вплотную друг к
другу стоит множество ничем не примечательных работ нижегородских
мастеров. Принадлежавшие лично Дмитриеву фотокамеры, впечатляющие своими
габаритами и представляющие собой ценные музейные экспонаты, небрежно
составлены «в одну кучу».
А по соседству с камерой обскура вы обнаружите обычный фотоувеличитель
середины XX века, какой-нибудь «Крокус», ничем не отличающийся от того,
что пылится у вас на антресолях со времен юности ваших родителей.
Из четырех комнат музея, отданных под выставочные залы, фотографу, чьим
именем назван сам музей, отдана всего лишь одна, скорее напоминающая
кладовку. И вот, разочарованно оглядывая это тесное, заставленное
помещение, бегло скользя взглядом по нескольким историческим документам и
кратким биографиям этих двух, заслуживающих намного большего внимания к
своему наследию, фотографов, вы наверняка решите, что «Государственный
Музей фотографии» - слишком громкое, слишком многообещающее для данного
места, название. И будете почти правы. Почти.
Ведь если классиков подвинули – значит это кому-нибудь нужно. А ради чего
можно отвернуть взор от прошлого, как не ради будущего. Большая площадь
выставочных мест в музее отдана детям – самым маленьким и самым большим.
«Маленькие» предлагают вниманию посетителей свои детские рисунки и
поделки, а «большие» - выпускники нижегородской фотошколы – выставляют
свои дипломные и «просто творческие» работы настоящего,
высококачественного искусства, где произведения говорят за авторов, а не
авторы за произведения.
Простота, граничащая с гениальностью, и философия, граничащая с
откровением, впечатляет намного мощнее уже набившего оскомину «гламура» и
«креатива», так часто провозглашаемого и преподносимого молодыми (и не
очень) столичными «художниками».
И пусть никого не смущает, что зритель, увлеченный просмотром, невзначай
споткнется об отстающий от пола линолеум или, прислонившись к стене,
унесет на себе часть штукатурки.
Слишком сильно радует глаз процветающие «в глубинке» таланты, словно
зеленое растение, слишком символично стоящее на облезлом до неприличия
подоконнике нижегородского музея. |