



Фото
С.М. Прокудина-Горского,
журнал «Фотографъ Любитель» из коллекции
Л.Д.Курского

Фото Фриц Ромер,
1928 г., из коллекции Л.Д.Курского

Фото Ж.Столголм, Копенгаген,
из коллекции Л.Д.Курского

В.Хеймс, Дрезден, 1928 г.,
из
коллекции Л.Д.Курского

А.Мейнболс, 1928 г.,из
коллекции Л.Д.Курского

Г.Эванс, 1928 г.,
из
коллекции Л.Д.Курского

Реклама в журнале, 1928 г.,
из
коллекции Л.Д.Курского |
|
|
На
сегодняшний день коллекционирование фотографии становится все популярнее в
России. Большим спросом и интересом пользуется старинная фотография,
которая все чаще выставляется на художественных аукционах и привлекает
внимание собирателей и коллекционеров. Нам удалось поговорить на эту тему
с Леонидом Дмитриевичем Курским – коллекционером и собирателем фотографий,
фотографической литературы и фототехники. Преподает теорию и практику
фотографии в Московском государственном университете сервиса, в Московском
институте электроники и математики. Член Творческого союза
«Фотоискусство». Автор и соавтор пяти учебных книг по фотографии.
С Л.Д.Курским беседует Марина Бондаренко, корреспондент
журнала "Фотопанорама", студентка ИЖиЛТ
Как Вы оцениваете на данный момент коллекционирование фотографии в
России?
Все больше людей начинают коллекционировать фотографии. Если раньше
собирательством увлекались немногие, то сегодня это приоритетное
направление. У каждого коллекционера свои приоритеты, но в основном
востребована старинная фотография, она же и имеет высокую фотографическую
ценность.
Сейчас, можно так сказать, «новая волна» в фотографии – с середины 90-х.
Появились фотографы, которые сделали очень много для сегодняшней
фотографии. Сейчас важно эпатировать зрителя.
Появляется ли русская фотография на аукционах Christi's и Sotheby's?
Да, все чаще и чаще можно увидеть на них снимки известных фотографов –
Родченко, Игнатовича - по довольно высокой цене. К тому же с каждым годом
цены увеличиваются в несколько раз. Это все больше привлекает
состоятельных коллекционеров.
Много русских коллекционеров по сравнению с другими странами?
Пока нет, но их количество постоянно растёт. За последние десять лет
многое изменилось в фотографии. Фотография наряду с живописью стала
цениться коллекционерами.
Будет ли коллекционирование фотографии популярно в России?
Конечно. За этим будущее фотографии России. Так как появились
состоятельные люди, готовые вкладывать в это деньги – инвестиции не только
в недвижимость, акции, но и в искусство (живопись, фотография).
К вопросу цифра или пленка? Снимок, обработанный на компьютере, - это
уже другой вид творчества, будет ли он представлять значимость для
коллекционеров?
Действительно, это уже другой вид творчества. Сейчас проходит много
выставок, появляется множество талантливых фотографов, которые могут
сделать что-то новое с использованием новых технологий. Цифровой снимок в
истории будет иметь свое место, буквально свою витрину. Но должно пройти
время, чтобы это по достоинству оценили. У цифры большие плюсы в учебном
процессе. С матричным объективом все просто «снял – посмотрел - стер». В
то время как в пленочном фотоаппарате нужно считаться с качеством пленки,
создавать условия печати. И это не быстрый процесс. Цифровой фотоаппарат
позволяет сделать моментальный кадр с короткой выдержкой до 1/4000
секунды, увеличить изображение в несколько раз; зафиксировать событие,
действие, которое невозможно было увидеть ранее в силу особенностей нашего
зрения. Так что цифровой снимок будет оцениваться по другим критериям, не
так как пленочный.
Расскажите о Вашем фотографическом архиве, что имеет для Вас
фотографическую ценность?
Почему начинают заниматься фотографией? Чтобы запечатлеть
изображение, исторический момент, чтобы остаться в памяти. Молодые люди
фотографируются на свадьбе. Для чего? Для семьи, будущей семьи. Родители
фотографируют своего младенца. Для чего? Для семьи. Чтобы остаться в
памяти потомков – в истории семьи, следовательно, в истории государства.
Семейный архив играет очень важную роль в жизни каждого человека. Поэтому
в плане фотографии очень привлекает семейная фотография.
Интересны также фотографические журналы и книги начала 20 века. Если
обращаться к истории фотографии того времени, то любого удивит количество
журналов по фотографии.
Вот петербургский журнал «Фотографъ Любитель» С.М. Прокудина-Горского.
Журнал издавался с 1890 по 1909 г. Сергей Михайлович Прокудин-Горский был
редактором этого журнала с 1906 года. Он изобрел оригинальную
фототехнологию для того, чтобы зафиксировать цветные изображения на
стеклянных черно-белых негативах с использованием красного, зеленого и
синего фильтров. Прокудин-Горский объездил всю Россию и сделал тысячи
фотоснимков. Во время революции его фотоархивы частично погибли, частично
были вывезены за границу. Сейчас значительная часть этих архивов находится
в Библиотеке Конгресса США.
Чтобы увеличить число занимающихся фотографией все крупные фирмы по
производству и продаже фототоваров издавали справочники, книги и журналы
по фотографии. Например, «Фотографический листок», «Фотографические
новости», «Фотографическое обозрение» под редакцией А.Ф. Рейне, в них
преобладают статьи зарубежных фотографов, в большинстве своем из Германии.
Журнал практической фотографии «Фотограф» рассматривал вопросы научной и
технической фотографии, фотоаппаратуру и оптику, оборудование
фотопавильонов и лабораторий, рассказывал о сообществах
фотографов, также читателей
волновали проблемы художества в фотографии.
Чем все-таки привлекает литература того времени?
Тем, что как ни странно это звучит, современная литература в плане
достижений почти ничем не отличается от нее. Уже тогда в книгах по
обучению фотосъемке были обозначены правила композиции, правила портретной
съемки и основы фотографического дела. В конце 19 века - начале 20 в
России уделялось большое внимание фотографии. Это можно назвать всплеском,
взрывом, наиболее ярким периодом развития фотографии.
Вместе с Фельдманом Вы написали книгу «Техника и технология фотосъемки».
Расскажите о ней подробней.
Основной материал книги посвящен павильонному фотографированию. В книге
мы доступно изложили технику и методику портретной съемки, методику
освещения при портретировании, а также съемку для документов, съемку
детей, фоторекламу. Прилагается много иллюстрационного материала.
Когда вы решили посвятить себя фотографии?
Увлечение из детства. Нравилось снимать, и интересна была
фотографическая литература. Первым журналом из моей коллекции был
«Фотографический листок» Ф.Иохима. Так появилось увлечение собирательства
и позже коллекционирования. Это было примерно в 1954-55 г. Тогда еще один
номер фотографического журнала стоил 5 коп (сейчас – примерно одна поездка
в метро).
Что бы вы могли сказать молодому человеку, который хочет чего-то достичь
в фотографии?
Фотографический снимок – это не только нажать на кнопку спуска, в нём
заложен смысл, нужна идея. Без этого не получится хороший снимок.
Единственный совет – прежде чем сделать кадр, нужно ответить на вопросы:
- что я хочу показать?
- как я смогу это выразить?
- сможет ли зритель декодировать то, что я закодировал?
P.S.
В Балашихинской городской картинной галерее открылась выставка
«История фотографии». На выставке среди других фотографов представлены
фотографии и фототехника XIX-XXI вв., «Семейный портрет», 1880-1950 гг. из
коллекции Л.Д.Курского.
Курский Л.Д. автор и соавтор следующих книг:
- Фельдман Я.Д., Курский Л.Д. «Техника и технология фотосъемки» М., 1981
- Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. «Иллюстрированное пособие по обучению
фотосъемке» М. изд. «Высшая школа» 1991
- Курский Л.Д. «Работа фотографа в павильоне» М. изд. «Легкая индустрия»,
1979
- Курский Л.Д. «Работа фотографа вне павильона» М. изд. «Легкая
индустрия», 1979
- Закс М.И. Курский Л.Д. «Основы светотехники и цветоведения» |