|
Михаил Рощин
Горели синие снега
Огнем ненайденного рая.
Смотрели в реку, замирая,
Безжизненные берега.
Как бубен, тонкий диск луны
Звенел от слов моих неловких.
Я говорил без остановки,
Боясь внезапной тишины.
Ну разве мог я замолчать
И губ, уже чужих, касаться,
Тебе беспечно улыбаться,
Чтоб от тоски не закричать...
Мое личное путешествие в мир
фотохудожницы Анны Беркоз (Siren) началось с
этого стихотворения, автора которого я до сих пор обнаружить так и не
смог. Анна сделала по его мотивам фотофантазию «Ненайденный рай», в
котором тонко и лирично звучит женское стремление к чему-то глубоко
таящемуся в подсознании, но оттого не менее желанному.
В наше время быстрый
прогресс в фототехнике позволяет многим попробовать свои силы в
фотографии. Разумеется, не каждый становится фотохудожником. Что для
этого нужно? Не всегда понятно. Наверное, внутренние импульсы, невидимая
внутренняя энергия, заставляющая творца искать и искать новые образы.
Ну, и, разумеется, умение строить яркую композицию, содержащую
какие-то особые смыслы и знаки, которые хочется разгадать.
Для творчества Анны Беркоз
характерно удивительное сочетание понимания классического духа прошлого,
особенно эпохи Ренессанса, и современности. Во многих фотографиях
заметен интерес к сказочным сюжетам. Вот, почему она сама называет
многие свои произведения «ненаписанными сказками».
Сказки эти, может быть, еще и не
написаны, но уж точно изображены. Здесь перекрещиваются разные сюжеты от
сказок братьев Гримм до «Тысячи и одной ночи». Современность тоже может
быть сказочной, когда речь идет о томлении молодой женщины: главное –
всмотреться и увидеть, что лежит за завесой обыденности, окружающей и
часто подавляющей нас.
Многие сюжеты фотокартин Анны
связаны с волшебством и добрыми волшебницами-феями. Наверное, сегодня
интерес к волшебному обострился из-за пронизанности нашего мира техникой
и утратой непосредственного ощущения жизни. Этим, на мой взгляд,
объясняется возрастающая привлекательность жанра фэнтэзи и ее детского
варианта – саги о Гарри Поттере. В эпоху Средневековья в Европе
преследовали и жгли ведьм.
Потом ведьмы как-то постепенно сходят на нет,
и французский историк Жюль Мишле в 19-м веке напишет: «Ведьма исчезла
навсегда, но не фея. Она вновь появится в бессмертной форме». И,
действительно, волшебницы, которые теперь все чаще феи, хотя и не
всегда, целиком ушли из реального в сказочный мир, став героинями многих
чудесных сказок.
Когда я смотрю на цикл Анны Беркоз, посвященный феям, и
вообще волшебницам, я вспоминаю строки русской поэтессы из довоенного
Китая Лариссы Андерсен:
У меня есть свой приют –
Ближе к звездам, ближе к тайне…
Звезды многое дают,
Тем, кто жизнь не просит: дай мне!
Там очерчено кольцо,
В нем омытый ветром камень,
Я – лишь бледное лицо
С расширенными глазами.
Приникает мрак к губам
Терпким звездным поцелуем…
Вот на этом камне, там,
Я колдую, я колдую…
Один из последних циклов
фотокартин Анны называется «Театр времени». Это – диптих.
Время – неизбежный процесс
тления, но и постоянного обновления. О чем думаешь, размышляя о нем? Я –
о часах. Если утром просыпаешься, а часы не идут, кажется, время
остановилось. Часы пошли, и время снова пошло.
На первой
картине мы видим женскую фигуру с песочными часами из костей и черепов
на фоне обветшалого лестничного проема – емкий символ неспешного
движения времени: мы существуем в нем, то замирая, то торопясь куда-то,
то иногда возвращаясь назад, но при этом стремясь почему-то вперед.
Вторую фантазию Анны Беркоз из этого диптиха, полную скрытых смыслов, я
бы отнес к жанру видений. Здесь та же женщина держит в одной руке те же
песочные часы из костей и черепов, а над второй рукой висят уходящей
вдаль спиралью ракушки. Спираль – символ пространства и времени, но еще
множественности и многовариантности бытия. Ракушки разные по размеру,
возникает желание их собрать как матрешку. Руки разведены наподобие
весов. Так противопоставляются, но и в чем-то объединяются понятия
«пространства» и «времени»: ведь они на одних весах, хотя и на разных
«чашах». Мы часто оперируем значениями и смыслами, которые создали сами,
а хотим замкнуть ими то, что шире и выше нас. «Театр времени» – об этом.
Темно-бордовый занавес обрамляет
изображение: он не закрыт, что-то неуловимое, переданное тонкой гаммой
оттенков, всегда остается, дали за женской фигурой отчетливо видны,
странствие по времени продолжается, и куда мы пойдем, все еще не
предрешено…
|
|