|
Мона Кун (Mona Kuhn) родилась в Бразилии в городе Сан-Паоло в 1969 году. Известность пришла к Моне Кун в самом начале XXI века: ее фотографии все чаще и чаще появляются в престижных журналах по всему свету. Она участвует в выставках в различных странах Европы и Америки, выпустила два фотоальбома: «Мона Кун: Фотографии» («Mona Kuhn: Photographs», 2004) и «Мона Кун: Свидетельство» («Mona Kuhn: Evidence», 2006).
Еще с детства девочка рано выразила тягу к изобразительному искусству, а особенно ей нравилось рисовать углем. Фотографией Мона стала увлекаться в старших классах школы, позднее впервые попробовала себя в жанре обнаженной натуры со своей подругой в качестве модели. Достигнув 19 лет, семья будущего знаменитого фотографа переехала в США, где девочка обучалась в ряде учебных заведений: в 1993 году она получила степень бакалавра гуманитарных наук в Государственном университете штата Огайо, потом продолжила обучение в Художественном институте в Сан-Франциско и в Институте исследований Гетти в Лос-Анджелесе. «Я получила классическое образование», – вспоминала она позднее, – «Я очень много времени и сил уделила изучению истории искусства, ... и это оказало влияние на всю мою дальнейшую деятельность». С другой стороны нельзя сказать, что ее творчество застряло где-то в глубине веков: «Любое искусство в той или иной степени влияет на мое творчество», – признавалась она, – «Даже щитовая реклама».
В 1995 году Мона Кун впервые приехала в место, которое она потом именовала «Потаенный уголок в котором можно спрятаться от сложностей современного мира», «Малоизвестный город во Франции» или еще как-нибудь загадочно и романтично. Если судить по ее фотографиям, это одна из множества колоний нудистов на юге Франции. В этом «потаенном уголке», который она сегодня называет своим родным домом, Мона быстро нашла друзей и моделей: «Я начала с одной или двумя подружками», – говорила она в интервью в 2003 году, – «... позднее они (я показывала им фотографии и они были в восторге) рекомендовали меня своим родственникам, друзьям, матерям. Круг разрастался и сейчас я фотографирую около 50 человек, с которыми мы довольно часто собираемся вместе».
Одной из основных особенностей ее работы, можно сказать основополагающая черта, является то, что Мона Кун не работает с профессиональными моделями, она фотографирует членов колонии нудистов, для которых нагота является самым естественным состоянием. Она вовсе не бегает за ними по пляжу с фотоаппаратом наперевес, но старается поближе познакомиться, даже подружиться со своими будущими «жертвами». «Моя работа выглядит интимно и в то же время так естественно из-за установившихся между нами теплых отношений, потому что мы откровенны друг с другом, работаем и отдыхаем вместе», – рассказывала Мона. Она обычно не спешит нажимать на спуск, часами, а то и днями подкарауливая нужный момент: «Я действую в зависимости от ситуации: подготавливаю мизансцену, ... а когда я вижу, что происходит что-то волшебное, когда жизнь и искусство сливаются воедино, я начинаю фотографировать; это может занять тридцать минут, может два часа, все зависит от настроения».
Когда Мона Кун начинала свою карьеру фотографа, она использовала почти исключительно квадратный формат: «Странно фотографировать людей в квадратах, но мне нравится этот вызов композиции», – заявляет она с некоторым кокетством. На самом деле «вызов» здесь весьма сомнительный: большинство фотографов использующих среднеформатную технику предпочитают именно такой формат: достаточно назвать имена Роберта Мэпплторпа и Дианы Арбус. С другой стороны даже самый популярный формат
24х36 подходит далеко не всем изображениям: «Я обрезаю свои фотографии, чтобы их улучшить – ведь мир не скроен под формат 35-миллиметровой камеры», – жаловался американский фотожурналист Юджин Смит.
«Формат камеры играет большую роль в выразительности сюжета, так квадратный формат в подобии своих сторон стремится к статике, впрочем, квадратных сюжетов в жизни почти не встречается», – писал Анри Картье-Брессон в знаменитом эссе «Решающий момент». Но ведь Мона Кун и не стремится использовать в своих фотографиях какие-нибудь динамические эффекты, ее работы очень статичны, так что выбранный формат как нельзя более им подходит. Что касается отсутствия в реальной жизни «квадратных сюжетов», то с точки зрения Картье-Брессона в фотографиях Моны Кун этой самой реальностью и не пахнет. Довольно странно, что некоторые исследователи творчества Моны Кун подхватили эту идею о «вызове законам композиции».
Основной прием, используемый Моной Кун для выделения важных для нее элементов, а самое главное для «одевания своих героев в ирреальные одежды», для скрытия ненужных деталей и подробностей – очень маленькая глубина резко изображаемого пространства. «Это путь предания изображению некой магической нереальности, как будто это снимок не конкретного обнаженного тела, а времени, которое мы так хорошо провели вместе», – сказала фотограф. И уточнила для непонятливых: «Я пытаюсь сделать снимок более абстрактным». Прием старый, как и само эротическое искусство, но очень действенный.
Часто Мону Кун сравнивают с ее старшим коллегой Джоком Стэрджесом. И в самом деле, Стэрджес также снимает на нудистских пляжах, работает с непрофессиональными моделями, старается установить с ними доверительные и дружеские отношения, запихивает их в те же пресловутые «квадратные композиции». На этом сходство заканчивается – фотографии Стэрджеса никак нельзя назвать абстрактными, как правило, все значимые элементы изображены резко, они не менее эротичны, но эта эротичность достигается кардинально другими методами. Кроме этого Стэрджес фотографирует детей и подростков вследствие чего его популярность в значительной мере скандальна.
Еще один прием, который Мона удачно применяет в своей работе это съемка «привычной камерой», когда модель в принципе знает, что рядом находится фотограф, но так привыкла к этой мысли, что не обращает на фотоаппарат никакого внимания. Этот метод зачастую дает лучшие результаты, чем так называемая «скрытая камера». «Я работаю с Hasselblad, не использую треногу, и держу все время камеру готовой к съемке, поэтому она становится как бы прозрачной, и эта техника съемки – когда камера становиться "невидимкой" – мне нравиться больше всего».
В последнее время Мона Кун стала работать в студии, хотя по-прежнему предпочитает фотографировать летом на пляжах, где нагота смотрится наиболее естественно. Она хорошо управляется и с черно-белой, и с цветной пленкой: «Оба этих направления близки мне ... и я не могу представить себя работающей исключительно в цвете, потому что люблю глубину черно-белых снимков. Я люблю цвет, это настоящее искусство, но иногда мне кажутся, что результаты получаются какие-то чересчур сладенькие». И хотя цветные фотографии Моны Кун популярнее ее черно-белых работ, мне самооценка фотографа представляется вполне справедливой.
В основном Мона Кун фотографирует молодых женщин, реже мужчин – может и не фотомоделей, но симпатичных и хорошо сложенных. Иногда, однако, ее моделями становятся весьма пожилые люди. По словам фотографа, они любят фотографироваться обнаженными не меньше чем молодежь, подолгу с любопытством разглядывают себя на снимках; однако когда дело доходит до публикации фотографий или участия в выставках начинаются проблемы. Пожилые люди гораздо чаще молодежи не дают разрешения на какое-нибудь использование их фотографий. Тем не менее, Мона никогда не упускает возможности поработать с моделями в возрасте – это дает ей ценный опыт и позволяет поддерживать дружеские отношения со всеми членами нудистских колоний.
|
|