В последнее время спелеология, как спорт и наука, стала очень популярна. Вследствие этого у многих людей появилось
желание поснимать в пещерах. Конечно, эстетика пещер в своем роде уникальна, и пещерный мир безумно разнообразен, но, на первый взгляд, пещеры не красочны.
В силу
того, что человеческий глаз может
различить меньше оттенков цветов,
чем фото пленка , живопись
для передачи красоты пещер очень
мало используется. И фотография была
и остается единственной
возможностью передать людям на
поверхности всю живописность
подземного мира.
Снимок пещеры – это произведение
искусства, и, вместе с тем, научный
документ. Никакое, даже самое
подробное описание, не сможет
сравниться с фотографией, которая
дает характеристику морфологии
пещеры, типов натеков, форм и
взаиморасположения ходов.
Фотография используется при любом
исследовании пещер: гидрологическом,
биологическом, археологическом, а
также исследовании микроклимата
подземных полостей.
|
|
|
Но каковы же особенности подземной съемки? И что именно необходимо для создания живописных кадров? Начнем с самого начала. Итак, вы решили пойти в свой первый спелеопоход и привезти домой незабываемые кадры. Что вам надо, кроме обычного спелеоснаряжения?
Конечно, фотоаппарат. Какой, цифровой или пленочный? По этому вопросу мнения расходятся, и решать вам. Могу сказать, что дорогостоящая цифровая техника очень капризна и постоянная 100% влажность, капеж, грязь часто выводят из стоя ее хрупкие детали. Пленочная техника проще, надежнее, а главное, дешевле, и кадры можно получить не хуже, чем на самой дорогой цифровой аппаратуре.
|
Но снимая на пленку нельзя сразу просмотреть отснятые кадры, а ошибки при экспонировании происходят достаточно часто, так как используется только искусственный свет. Эти ошибки могут загубить всю съемку.
Я склоняюсь к использованию цифры. Все проблемы с ней можно решить, используя водонепроницаемый бокс, который также защищает фотоаппарат от возможных повреждений, во время вашего спуска по веревке.
И, как показала практика, незащищенная аппаратура не всегда возвращается на поверхность в целости и сохранности. Выбор боксов на нашем рынке очень разнообразен, и найти бокс с хорошим отношением цены к качеству не составит проблем.
Наиболее подходящей аппаратурой в пещере является камера со сменным широкоугольным объективом. Оптимально использовать сверхширокоугольный объектив с фокусным расстоянием 20мм. Широкоугольник принято использовать из-за того, что в узких проходах человек находится на
очень близком расстоянии от объекта съемки. Как уже было сказано выше, в пещере съемка ведется только с искусственным светом, а значит, вам нужна вспышка. Среди спелеологов ходит поговорка, что света в пещере много не бывает. Поэтому фотовспышка должна быть достаточно мощной и должна иметь собственный источник питания. Думаю, лучше, чем Canon ex 580, вспышек практически нет, тем более что через переходник ее можно поставить практически на любой фотоаппарат. И вдобавок продаются водо- и пыленепроницаемые чехлы для них. А в крайнем случае, чехол можно и сделать самому, главное - захотеть.
За рубежом для съемки в пещерах достаточно широко используются одноразовые лампы-вспышки, заполненные кислородом и магниевой или алюминиевой фольгой. Их достоинства – легкость, портативность и нечувствительность к влаге. Само собой, вспышка используется не только для освещения, но и для создания композиции. Чтобы фотография получилось удачной, нужно сделать передний и задний план за счет постановки света. |
|
|
Говорить об аксессуарах - картах памяти, фильтрах, аккумуляторах - нет смысла, они нужны при любой съемке и в любых условиях, пещеры не являются тут исключением. Но вот штатив в пещере несомненно нужен, и причем хороший. Разумеется, не обязательно тащить с собой в экспедицию огромный и тяжелый штатив, и так придется нести очень много. Но и пластиковые карманные штативы не подходят. Даже на поверхности с таким штативом при поднимании зеркала фотоаппарат трясется, а значит, изображение смазывается.
|
|
Теперь о технике фотографирования. Как уже говорилось, часто возникает проблема экспозиции. Ее можно решить, используя технику брэкетинга – один и тот же снимок сделать несколько раз, смещая при этом поправку на экспонометре в плюс или в минус одну ступень. Фотографы часто используют способ съемки в контурном свете. Существует две разновидности такой съемки. Можно расположить вспышку за моделью или любым другим объектом съемки, и направить свет в сторону фотоаппарата. Более простой вариант – это съемка в естественном контурном свете (свет с поверхности, из входа в пещеру).
В пещерах, особенно Европы, часто встречается наскальная живопись. При съемке рисунков рекомендовано использовать несколько вспышек, но их может не оказаться под рукой. Часто в таких случаях используется способ, который заключается в том, что фотоаппарат ставится на штатив, устанавливается длинная выдержка, и нажимается кнопка спуска. В это время фотограф водит лучом налобного фонарика по стене с рисунками по горизонтали «змейкой». Это позволяет добиться хорошей проработки рисунков.
|
|
|
В заключение хочется добавить, что всю технику лучше прикрепить к себе (удобнее всего повесить на обвязку). Особенно часто теряются крышка от объектива, а она может улететь или в глубокий колодец (метров в 500), или попасть в какую-нибудь щель, откуда вы ее уже не достанете. Не забывайте, что если вдруг что-то из техники выскочило у вас из рук в тот момент, когда вы находитесь на веревке, и под вами есть ваш товарищ, то обязательно подайте сигнал «камень». Этим свою технику, разумеется, вы не спасете, но сохраните здоровье вашему напарнику. И не забывайте, что фотографирование в пещерах начинается с обучения в первую очередь спелеологии, а точнее безопасному хождению по веревке в пещере.
|