Мастер-класс

Фонарик вместо кисти
 
                       Александра Рыбкина

В нынешнюю эпоху Photoshop’а всё сложнее отличить реальные фотографии от измененных в графических редакторах. И очень часто люди пытаются уличить во лжи, тех, кто на самом деле создает удивительные снимки с помощью самого обычного карманного фонарика. В последнее время это хобби стремительно набирает популярность, эволюционирует, усложняется – появляется больше нюансов и ухищрений. Хотя его корни уходят в те далекие времена, когда Пабло Пикассо сделал первый световой рисунок от руки в воздухе, а Гьон Мили зафиксировал его на свою фотокамеру. 
Артем Долгопов, один из основателей первого русскоязычного сайта о фризлайте, согласился побеседовать с нами и развеять заблуждения о нереальности подобных фотографий:

- Расскажите в целом о вашем увлечении, о фризлайте?

-Думаю ни для кого не станет открытием, что фризлайт (freezelight) в переводе с английского – замороженный свет. Именно так проще всего объяснить, что же на самом деле происходит со светом при съёмке на длинной и очень длинной выдержках. Определение звучит следующим образом: «Фризлайт - это фотографирование на длинной выдержке, осмысленно нарисованных светом объектов и абстракций». 

- И как нужно настроить свою камеру, чтобы «заморозить» свет?

-Я опишу настройки для ультразумов и зеркальных камер. Когда мы начинали рисовать светом – то естественно шли по пути наименьшего сопротивления. Выбирали режим приоритета выдержки, ничего криминального в этом нет, но для полноценного контроля камеры и поступающего сквозь объектив света лучше всё-таки снимать в полностью ручном режиме – M. В этом режиме вам понадобится управлять тремя основными величинами: выдержка, светочувствительность, диафрагма.
Итак, светочувствительность или другим словом ISO. Наиболее оптимальным вариантом как всегда является золотая середина, то есть показатель ISO равный 100.
Выдержка. Именно она позволяет фиксировать след от любого движущегося источника света. По сути именно из таких следов и получаются наши необычные рисунки. Диапазон выдержек широк. Бывают сверхкороткие (тысячные доли секунды) и длинные. Во фризлайте, как правило, используются последние – от 5 секунд. За это время, к примеру, можно нарисовать символ или букву. Для более сложных задач времени нужно больше. В общем, длительность выдержки – это время, которое вы выделяете себе на творчество.
Диафрагма. С её помощью вы регулируете количество света попадающего на матрицу. Чем больше значение – тем меньше света, чем меньше значение – тем больше света. Научитесь грамотно управлять диафрагмой – рисовать станет гораздо проще.

- Но держать в руках камеру 5 секунд, без малейшего колебания, физически невозможно?

Да, важным условием для получения качественного фризлайт-фото является стабильность камеры. Даже небольшой порыв ветра или ваше собственное дыхание может свести на нет всё творчество. Большая выдержка не терпит шевелёнки. Поэтому рекомендуем использовать штатив. Ну, или ставить фотокамеру на неподвижный объект. Им может быть стол, стул, парапет, камень… или, например старинный фотосекрет, как стабилизировать камеру без штатива – использовать пакет с крупой - помогает даже на очень неровных поверхностях.

-Каковы должны быть условия для успешно съемки?

- Конечно самое важное условие – это ночь. Ну, или тёмная-тёмная комната. Длительная выдержка – это поглощение света. Днём его очень много и вряд ли у вас есть фонарик, который сможет соревноваться с солнечным светом по яркости. Выбирая место съёмки, обращайте внимание на освещение. Источники по яркости близкие к тем, которыми вы собираетесь рисовать в выставленном вами кадре должны напрочь отсутствовать, иначе ваш рисунок в большинстве случаев просто не будет читаться. Такую опасность представляют уличные фонари, если вы находитесь вблизи от них и окна. 

- А как быть с размытыми силуэтами людей на фотографии, где их быть не должно?

- По своей воле фризлайтер может либо оставаться в кадре рядом со своим рисунком, либо оставлять творение жить самостоятельной жизнью. Объясню как. Выдержка позволяет немного хамства. Если вы в тёмной одежде, и долго не задерживаетесь на одном месте, скорее всего ваше путешествие перед объективом останется незамеченным. Если задача противоположная - например, чтобы созданный вами смайлик сидел у вашего друга на руке – используйте яркий прямой источник света. Направьте его на друга. Для того, чтобы сохранить лицо товарища – попросите его не двигаться, не корчить вам рожицы и не разговаривать. Закрепите выражение его лица вспышкой. Иначе вы на практике поймёте – что такое шевелёнка. Подытожим. Хотим стать невидимками – одеваемся в тёмное, быстро двигаемся и ни в коем случае не светим на себя.

-Какое самое важное качество для фризлайтера?

Для фризлайтера очень важно пространственное мышление. Если его нет или оно слабо развито – упорные тренировки помогут это дело исправить. Когда рисуете – старайтесь запоминать, где только что провели линию – это поможет контролировать композицию и тогда язык вашего смайла будет высовывать не из правого глаза или лба, а именно из рта. 

- Как можно упростить процесс рисования для начинающих?

Ну, во-первых, конечно для начала нарисовать на бумаге то, что собираетесь нарисовать в воздухе. Это поможет закрепить образ в голове. Во-вторых, все мы в детстве рисовали мелом на асфальте – вспоминайте этот навык. Днём рисуете на асфальте и разрешённых стенах, а ночью в воздухе и на чём ваша душа пожелает. Тем, у кого в прямом доступе есть школьные доски – будет ещё проще. Третий способ – ориентироваться по находящемуся перед вами объекту. Представьте ваш рисунок на стене находящейся позади штатива с фотокамерой и обведите его вашим фонариком.
Накопив определённый опыт, вы научитесь на глаз определять удобные для фризлайта места, и будете понимать, что вот в эту сторону снимок сделать удастся, а здесь наверняка будут проблемы. В любом случае советую делать тестовые снимки.

PS. Просим авторов опубликованных здесь фотографий подписать их.


На главную страницу

В начало  
Содержание номера