Московский Метрополитен украсили работы советских
фоторепортеров - стартовал совместный проект Центра фотографии им. Братьев Люмьер и компании «Олимп». Именно по их инициативе самые интересные работы с выставки « Советское фотоискусство 60-70-х» опустились в метрополитен. Как раз в этот период в советской фотографии на смену постановочным кадрам пришел репортаж, появился интерес к эмоциям человека. Фотографии стали более искренними.
Среди представленных снимков много фотографий Владимира Лагранжа.
|
|
|
Владимир Руфинович Лагранж родился в 1939 году в Москве. В 1959-1963 гг. работал в «Фотохронике ТАСС». С 1963-1989гг.- специальный фотокорреспондент журнала «Советский Союз», в 1989-1991гг. – в журнале «Родина», в 1991-1995гг. – в Московском бюро французского агентства «Сипа-Пресс».С 1961 года принимал участие в фотовыставках, конкурсах фотографии; награжден призами, премиями, дипломами. В 1963г. получил золотую медаль в Будапеште, в 1965г. в Москве на ВДНХ – бронзовую. В 2002г. союзом журналистов России и Гильдией профессиональных фотографов СМИ за творческий вклад в фотографию награжден главным призом – «Золотой глаз России». Его работы находятся в частных коллекциях России, Италии, Австралии, Англии и Швейцарии. |
В 1962 году в Москве, в Парке Горького, открылась выставка «Наша Молодость». Экспозиция предстала на фоне огромного снимка «Голуби». Эта фотография была совершенно новой и необычной по тематике и композиции. Девушки в белых платьях, веселые юноши радостно идут по Красной площади, а над ними взлетают голуби. Автором являлся начинающий фотокорреспондент «Фотохроники ТАСС» - Владимир Лагранж.
В мае 1962 года журнал «Советское фото» опубликовал фотографию «Голуби» на весь разворот, что было довольно редким для журналов того времени. Фотография отражала настроение: молодое поколение, которое растет в мирное время и уверенно смотрит в будущее. Лагранж готовился к съемке заранее: прикормил голубей, молодежь по команде должна была бежать вперед. Для работы был выбран широкоугольный объектив и точка съемки – от пояса. Он сделал несколько кадров и получил снимок, который после прославил его на весь мир.
В начале 60-х годов начались споры о роли автора и его вторжении в действительность. Новое поколение отказалось от привычного для фотографии подхода. Сложились новые ценности, новые формы и способы выражения.
Больше 20 лет Лагранж проработал в журнале «Советский Союз». Этот журнал был единственным, предназначенным на тот момент, для пропаганды советского образа жизни за рубежом. За время работы было сделано множество снимков, среди которых были официальные – «на показ», а были и правдивые, показывающие реальность. Но не важно каким был снимок, потому что он всегда был содержательным, делал творчество мастера необычайно важным и ценным для истории.
Несмотря на развитие цветной фотографии, Лагранж сознательно делал выбор в пользу черно-белой. Так делали многие фотографы-шестидесятники. Дело в том, что черно-белая фотография более контрастная, она помогает сосредоточиться на деталях. Владимир Лагранж создавал фотографии в духе того времени, при этом, не отставая от западных мастеров.
Однако новаторство в его творчестве не всегда встречало одобрение цензоров. К примеру, фотография перепачканного шахтера, только освободившегося от смены, никак не могла выйти в журнале «Советский Союз» и все из-за того, что «советский человек так выглядеть не может». Еще один пример – фото «Сталевары». По сюжету оно полностью соответствовало тематике журнала, но не было опубликовано, потому что рабочие на снимке не соблюдают правила техники безопасности. С такого рода запретами сталкивались многие деятели культуры, но это не мешало, вопреки политике государства, создавать такие работы. Тогда они шли «в стол», но сейчас они дают нам возможность рассмотреть полноценную картину прошлого.
В. Лагранж вспоминает: «Четверть века я проработал в крупнейшем общественно-политическом журнале страны "Советский Союз". Главная стратегия которого была пропагандировать социалистический образ жизни. Моя задача состояла в том, чтобы познакомить читателя с работой металлургов, летчиков, шахтеров, врачей, хлеборобов и т.д., их жизнью, причем предельно правдиво. Адреса съемок, героев очерков находили сами, полагаясь на свое понимание и доброе отношение к людям, которые порой расходились с мнением местных партийных руководителей. Сейчас выходит огромное количество журналов и газет, но героями, как теперь говорят - фотосессий, стали совсем другие типажи: видишь не людей, а маски - макияж, глянец, однообразие сюжетов, сплошная лакировка жизни. А мои герои сейчас не в почете. Возникает вопрос - когда же было больше обмана? Когда я разбирал архив, мне кто-то из друзей сказал: "Наконец-то я увидел те лица, по которым соскучился. Какие это героические, трудолюбивые, красивые, и в тоже время несчастные люди". Вот с ними я вас и знакомлю» .
Сайт Владимира Лагранжа
|