Фотомузей

По волнам моей памяти

Продолжение. Начало в номере 2010 г.
Александр Евтеев

Страница в процессе доработки

Вениамин Васильевич Башарин

Я был еще школьником, занимался в фотокружке Дворца пионеров сибирского города Красноярска. Нашим руководителем был уже немолодой, как мне тогда казалось, Вениамин Васильевич Башарин.

А нашими соседями по Дворцу были авиа- и судомоделисты, радиолюбители и другие, занятые во всевозможных кружках дети. Мы фотографировали все, что нам было интересно. Съемка велась на черно-белые фотоматериалы. 

А.Евтеев, 1968 год, "На Енисее". 

А.Евтеев, 1969 год, "Закат"
(3-я премия фотоконкурса "Горизонты Красноярья-70")

Вениамин Васильевич учил нас все делать самим – снимать, проявлять пленки и, наконец, печатать. Наиболее усердным ребятам давал поснимать своим фотоаппаратом со сменной оптикой. Он помогал, как, по-видимому, и все другие преподаватели фотографии, сделать технически качественные работы. Но вместе с тем, он обладал удивительным даром: просмотрев сотни негативов, без печати контролек, отобрать из них наиболее интересные кадры. Свои первые фотографии я увидел уже на выставке в большом формате. Это была неожиданная встреча со своими же работами. Мне и моим кружковцам в начале пути оставалось только с удивлением и гордостью рассматривать свои работы в экспозициях весьма солидных фотоконкурсов и получать призы. Шли годы, и уже выпускники вузов, опытные фотографы, приходили навестить своего учителя во Дворец пионеров.
Занимаясь преподавательской деятельностью, я часто вспоминаю об уроках В.В.Башарина, его умении без лишних слов взять и просто напечатать работы своих учеников, подготовить их к выставке. Так пробуждается интерес к творчеству.

 

Александр Викторов

Шла подготовка выставки «Кодак в России». И в Российский фонд культуры, где в 90-е годы располагался Творческий союз «Фотоискусство, потянулись фотомастера, желающие показать свои работы, напечатанные на фотобумаге «Кодак». Вместе с ними появился и Александр Викторов со своими черно-белыми, тонированными в сепию, крымскими пейзажами. Сомнений не было – это был замечательный фотограф. И, может быть, неожиданно для него я предложил ему сделать рекламные фотографии для каталога выставки.

Надо было снять компактные фотоаппараты Кодак. Кажется, задача несложная – расставить их в виде натюрморта и сделать резкий кадр. Но он всех удивил – сделал кадр, который запомнился на долгие годы. Он, как бы, оживил фотоаппараты, посмотрите сами…

Позднее прошли его персональные выставки. В большом формате были представлены черно-белые фотографии, в основном, пейзажи. Его внимание привлекали совершенно обычные предметы, но, как по мановению волшебной палочки они превращались в центр всего сущего. Мир Викторова, в котором незаметная придорожная трава становилась центром фотографической поэмы, а деревья и природа – частью живого мира.

 

Николай Еремченко

Николай Данилович не только «фотографировал» – помнится, он не любил громких слов: фотомастер, фотохудожник. Он умел делать очень многое - замечательно рисовал, точнее сказать – был профессиональным художником- графиком ( альбом «Чернобольский репортаж», мастер экслибрисов и т.д.), руководил большим коллективом фотографов и специалистов Фото ИТАР-ТАСС, а до этого заведовал отделом иллюстраций газеты «Правда» и «Советская культура», работал в газете «Труд», преподавал в МГУ… Но что в нем было особо привлекательным? Несмотря на его высокие должности и невероятную занятость, с ним можно было без особых проблем встретиться, пообщаться, обсудить любые темы, даже не касающиеся фотографии. 

Он всегда был готов помочь, причем без привлечения сотрудников по работе, а лично – взяться и сделать. Так было, например, при подготовке выставки «Кодак в России». Макет каталога выставки, плаката и пригласительных билетов Николай Данилович (иначе его было неудобно величать) сделал сам. 

Он был желанным гостем в московском Фотоцентре, в редакции журнала «Советское фото», на литовских фотопленэрах, во всевозможных фотокомиссиях и президиумах. Но в моей памяти Николай Данилович остается замечательным товарищем и коллегой по Творческому союзу «Фотоискусство», неизменным членом жюри наших многочисленных фотоконкурсов.


На главную страницу

В начало  
Содержание номера