Страница в процессе
доработки
|
Вениамин Васильевич Башарин
|
|
|
Я был еще школьником, занимался в фотокружке Дворца пионеров сибирского города Красноярска. Нашим руководителем был уже немолодой, как мне тогда казалось, Вениамин Васильевич Башарин. |
 |
|
|
|
А нашими соседями по Дворцу были авиа- и судомоделисты, радиолюбители и другие, занятые во всевозможных кружках дети. Мы фотографировали все, что нам было интересно. Съемка велась на черно-белые фотоматериалы.
|
|

|
 |
А.Евтеев,
1968 год, "На Енисее". |
|
А.Евтеев,
1969 год, "Закат" (3-я премия
фотоконкурса "Горизонты
Красноярья-70") |
Вениамин Васильевич учил нас все делать самим – снимать, проявлять пленки и, наконец, печатать. Наиболее усердным ребятам давал поснимать своим фотоаппаратом со сменной оптикой. Он помогал, как, по-видимому, и все другие преподаватели фотографии, сделать технически качественные работы. Но вместе с тем, он обладал удивительным даром: просмотрев сотни негативов, без печати контролек, отобрать из них наиболее интересные кадры. Свои первые фотографии я увидел уже на выставке в большом формате. Это была неожиданная встреча со своими же работами. Мне и моим кружковцам в начале пути оставалось только с удивлением и гордостью рассматривать свои работы в экспозициях весьма солидных фотоконкурсов и получать призы. Шли годы, и уже выпускники вузов, опытные фотографы, приходили навестить своего учителя во Дворец пионеров.
Занимаясь преподавательской деятельностью, я часто вспоминаю об уроках В.В.Башарина, его умении без лишних слов взять и просто напечатать работы своих учеников, подготовить их к выставке. Так пробуждается интерес к творчеству.
Шла подготовка выставки «Кодак в России». И в Российский фонд культуры, где в 90-е годы располагался Творческий союз «Фотоискусство, потянулись фотомастера, желающие показать свои работы, напечатанные на фотобумаге «Кодак». Вместе с ними появился и Александр Викторов со своими черно-белыми,
тонированными в сепию, крымскими пейзажами. Сомнений не было – это был замечательный фотограф. И, может быть, неожиданно для него я предложил ему сделать рекламные фотографии для каталога выставки.
|
|
 |
Надо было снять компактные фотоаппараты Кодак. Кажется, задача несложная – расставить их в виде натюрморта и сделать резкий кадр. Но он всех удивил – сделал кадр, который запомнился на долгие годы. Он, как бы, оживил фотоаппараты, посмотрите сами… |
|
|
 |
Позднее прошли его
персональные выставки. В большом
формате были представлены черно-белые
фотографии, в основном, пейзажи. Его
внимание привлекали совершенно
обычные предметы, но, как по
мановению волшебной палочки они
превращались в центр всего сущего.
Мир Викторова, в котором незаметная
придорожная трава становилась
центром фотографической поэмы, а
деревья и природа – частью живого
мира.
|
|
 |
|
|
|
Николай Еремченко |
Николай Данилович не только «фотографировал» – помнится, он не любил громких слов: фотомастер, фотохудожник. Он умел делать очень многое - замечательно рисовал, точнее сказать – был профессиональным художником- графиком ( альбом «Чернобольский репортаж», мастер экслибрисов и т.д.), руководил большим коллективом фотографов и специалистов Фото ИТАР-ТАСС, а до этого заведовал отделом иллюстраций газеты «Правда» и «Советская культура», работал в газете «Труд», преподавал в МГУ… Но что в нем было особо привлекательным? Несмотря на его высокие должности и невероятную занятость, с ним можно было без особых проблем встретиться, пообщаться, обсудить любые темы, даже не касающиеся фотографии.
 |
Он всегда был готов помочь, причем без привлечения сотрудников по работе, а лично – взяться и сделать. Так было, например, при подготовке выставки «Кодак в России». Макет каталога выставки, плаката и пригласительных билетов Николай Данилович (иначе его было неудобно величать) сделал сам. |
Он был желанным гостем в московском Фотоцентре, в редакции журнала «Советское фото»,
на литовских фотопленэрах, во всевозможных фотокомиссиях и президиумах. Но в моей памяти Николай Данилович остается замечательным товарищем и коллегой по Творческому союзу «Фотоискусство»,
неизменным членом жюри наших
многочисленных фотоконкурсов.
|