Фотомузей

По волнам моей памяти

 

Александр Евтеев

Этим летом ушел из жизни московский фотограф Анатолий Ерин, а чуть раньше Александр Слюсарев. Защемило сердце, память прокрутила назад годы жизни, когда они были рядом, стоило только набрать номер телефона или сходить на открытие очередной выставки с участием моих друзей и коллег. В этом ряду десятки великолепных фотомастеров - украинцы - Дмитрий Зюбрицкий и Роман Баран, Яков Шубин, эстонец Пеэтер Тооминг, литовец Повилас Карпавичус и россияне - фоторепортерты Петр Носов, Валерий Генде-Роте, Валерий Шустов, Виктор Резников и Геннадий Копосов, Дмитрий Бальтерманц, Виктор Руйкович, Николай Еремченко, фотохудожники Александр Викторов, Николай Самойлов, Валерий Егоров и Григорий Сошальский, Михаил Тишковский и Зиновий Шегельман, журналисты Марина Бугаева и Михаил Леонтьев, Павел Ивченко и Юрий Садовников, преподаватели фотостудий Вениамин Башарин и Александр Ружников, историк фотографии - Сергей Морозов, фотоорганизатор Рудольф Крупнов...

Каждый из них оставил неизгладимый след в моей памяти. Не вдаваясь в подробности их жизни, постараюсь рассказать об их вкладе в развитие фотографии, их опыте, который может помочь нам и сегодня.

Анатолий Ерин

Неизменный член московского фотоклуба "Новатор", участник и лауреат многих фотоконкурсов и выставок. Спустя многие десятилетия он вывел из забвения некогда популярный среди пикториалистов конца 19 - начала 20 века способ съемки - моноклем, и увлек им фотолюбителей клуба "Новатор". Теперь об изготовлении монокля и особенностях фотосъемки с ним можно прочитать даже в интернете.
  Несколько лет назад он стал организатором выставки в зале газеты "Известия". В экспозиции было порядка ста фотографий. Один и тот же сюжет он сфотографировал цифровой камерой и , одновременно, на черно-белую пленку. Затем напечатал цифровые фотографии в минилаборатории автоматическим способом, а негативы  проявил и напечатал на фотоувеличителе с применением бромосеребряной фотобумаги, т.е. с использованием традиционного черно-белого фотопроцесса. Третью же фотографию каждого сюжета он напечатал с черно-белого негатива на специально изготовленную им фотобумагу. Фотобумага была им получена способом полива   бумаг, отличающейся по плотности, фактуре и цвету, специальной эмульсией, приобретенной им в фотомагазине.
А.Ерин,  "Половодье"

Результат был налицо - качество фотографий, а в конечном итоге и эмоциональное воздействие на зрителя, шли по возрастающей - от "цифры" к серебряному отпечатку до высшего качества - эмульсии. И это была не случайность - все выставленные пейзажные и портретные работы говорили об особой поэтике ручного полива жидкой фотоэмульсией.

Александр Слюсарев

Фотограф с большим, ящичным фотоаппаратом, таким, которых и в продаже уже не было, это был Александр.
 
     
  Фотографические натюрморты, сделанные им, отличались простотой сюжета и удивительной пластичностью. Может быть, современные фотоаппараты и позволяют сделать резкие фотографии, но такой пластики уже нет, когда свежевыкрашенная дверь или луч света, скользящий по поверхности, позволяют почувствовать внутреннюю жизнь предметов. А секрет, как правило, кроется именно в крупноформатной фотосъемке и небольшом  увеличении. Лучше - в контактной фотопечати. Начинал он с черно-белой бромосеребрянной фотографии, как ее сейчас называют. Сам проявлял пленки и печатал фотографии, тонируя их в тон сепия, если в этом была необходимость. Затем, тщательно их ретушировал, чтобы не было ни одной пылинки на отпечатке.

Мишка или солнечные ванны. Лето. 2007 года.

   
     

Дмитрий Зюбрицкий

До конца своих дней он был просто Дима. Но не для кого не стало неожиданностью появление мемориальной доски на  доме, где он жил. По-видимому, одной из немногих на территории не только Украины, но и бывшего СССР, в память о человеке с фотоаппаратом. Он не был ни фотохудожником, хотя и был награжден Золотой медалью Академии художеств СССР, ни фоторепортером, хотя его фотографии печатались во многих изданиях, он был просто страстным любителем фотографии. На последней его персональной выставке, проходившей в его родном городе - Одессе, мэр города провел с ним более двух часов. Знаменитости, приезжая в Одессу, попадали к нему на съемку. В книге почетных посетителей его небольшого павильона, располагавшегося в подвале жилого дома, было много записей известных людей. Помню, например, восторженный отзыв о его работах фигуристки Ирины Родниной, записи его одесских друзей - артистов Валентина Никулина и Зиновия Гердта.
Как он говорил, его любимые темы - домашние животные и девушки. Кстати, по его мнению, первые продаются лучше, чем фотографии обнаженных красавиц. Он легко входил в контакт с с любым человеком, который ему был интересен. И это в полной мере отразилось в его работах. Всегда необычных, как по технике исполнения, так и по содержанию. Снимал он узкоформатной камерой Nikon с набором разных объективов, сам проявлял и печатал черно-белые фотографии. Его любимый формат отпечатков 30х40 см. Если была необходимость, то тонировал их в тон сепия или синий. Портреты иногда  снимал моноклем. Некоторые его работы были выполнены в технике мокрой печати, напоминающей изогелию. Будучи по основной профессии инженером-почвоведом, все свое свободное время посвящал фотографии. А снимать он начал рано - есть фотографии, сделанные им еще в 50-х годах, на которых изображен одесский оперный театр с характерными приметами времени. Как часто, снимая здания, мы не включаем в кадр людей, в одежде соответствующей эпохи, или транспорт, который очень быстро становится приметой времени. Также характерные черты эпохи отразились и в его фотографиях, посвященных дню смерти Сталина.
Человек невероятной энергии, кажется он никогда не уставал, вставляя  в фотоаппарат все новые и новые пленки. Как и многие заядлые фотолюбители 70-х и 80-х годов, пленки он заряжал в кассеты в темной комнате, накручивая их с 300-метровых бобин. Да и на фотосеминарах, где мы и познакомились, его долго не заставишь сидеть, если в это же время можно что-то поснимать. Так было и в момент ГКЧП и ввода в Москву танков. Не успели мы и оглянуться, как он, покинув семинар на ВДНХ,  уже снимал возле Дома правительства. Среди фотографов, по-крайней мере Украины, он единственный, кто был награжден Медалью Защитника Отечества. Этой наградой, как впрочем и медалями ВДНХ СССР, полученными за фотоработы, он очень гордился.
Ссылка на страницы Д.Зюбрицкого.

Роман Баран

К Роману Львовичу Барану ( ударение в первом слоге) с пиететом относились все фотографы.
  Он был солидным человеком. Известным украинским портретистом, мастером фотосъемки ню. Его фотографии и статьи о нем постоянно печатались в журнале "Советское фото" и чешском ревю "Фотография".  В киевской фотостудии, расположенной в самом центре города, он был королем традиционного фотопортрета. 
Делегат XXV съезда КПСС,
Герой Социалистического Труда,
слесарь Львовского автобусного завода Н.И. Милян , 1976 г. Фото Р.Барана.
    Штурман. Фото Р.Барана.
Алексей Стаханов. Фото Р.Барана.
Изогелия

С негатива, желательно формата 6х6 - 6х9 см., делаются контактные отпечатки на техническую пленку, лучше ФТ-41П (4 - это контраст пленки, П- полиэтиленированная основа) или 101П, с разной экспозицией, которая ступенчато выделяет лишь "света", "тени", "полутени". Самый простой вариант -три контратипа, сложнее четыре или пять. После обработки и сушки на указанном материале печатаются контрастные негативы, которые через штифты (точки поставленные по углам изображения) склеивается в виде сэндвича . До этого момента все описано в фотожурналах. В итоге - точки из-за контрастной обработки пленки. Но спасает ноу-хау Романа Барана. Проявитель должен быть градусов 12-15, а не 20, как обычно. Пленки проявляются дольше и процесс лучше контролируется. Прозрачные точки на черном поле изображений  не появляются!

  На одном из семинарах фотографов, на котором мне посчастливилось с ним встретиться, он рассказывал о технике сложной фотопечати - изогелии. Одному из немногих в стране  портреты в этой технике ему удавалось делать очень качественно - в большом формате, с тонкими переходами. Одним словом - блестяще. Читая его публикации в журналах, казалось, что сделать это нетрудно. Но на практике все мои усилия были тщетны.

На отпечатках получалось великое множество мелких точек, так называемых проколов. И как избавиться от них? Не могли подсказать даже московские химики. Приехав специально в Киев, я напросился у Р.Барана переночевать в его студии. Мы обменялись с ним нашими секретами: я рассказал о зонной системе экспонирования, весьма полезной при цветной фотосъемке в студии, а он о самом важном для меня моменте в обработке пленок для получения изогелии. Лучший формат негатива - 9х12. Но самое главное - проявитель должен быть холодным. Ради этого стоило доехать из Москвы до Киева!

Продолжение следует.

 

На главную страницу

В начало  
Содержание номера