Александр
Евтеев
Этим летом
ушел из жизни московский фотограф Анатолий Ерин, а чуть раньше Александр
Слюсарев. Защемило сердце, память прокрутила назад годы жизни, когда они
были рядом, стоило только набрать номер телефона или сходить на открытие
очередной выставки с участием моих друзей и коллег.
В этом ряду десятки
великолепных фотомастеров - украинцы - Дмитрий Зюбрицкий и Роман Баран,
Яков Шубин, эстонец Пеэтер Тооминг, литовец Повилас Карпавичус и россияне -
фоторепортерты Петр Носов, Валерий
Генде-Роте, Валерий Шустов, Виктор
Резников и Геннадий Копосов, Дмитрий Бальтерманц, Виктор Руйкович, Николай Еремченко, фотохудожники Александр
Викторов, Николай Самойлов, Валерий Егоров и Григорий Сошальский,
Михаил Тишковский и Зиновий Шегельман, журналисты Марина Бугаева и Михаил Леонтьев, Павел Ивченко
и Юрий
Садовников, преподаватели фотостудий Вениамин Башарин и Александр Ружников,
историк фотографии - Сергей Морозов, фотоорганизатор
Рудольф Крупнов...
Каждый из
них оставил неизгладимый след в моей памяти. Не
вдаваясь в подробности их жизни, постараюсь рассказать об их вкладе в
развитие фотографии, их опыте, который может помочь нам и сегодня.
Анатолий Ерин
Неизменный член
московского фотоклуба "Новатор", участник и лауреат многих фотоконкурсов и
выставок. Спустя многие десятилетия он вывел из забвения некогда
популярный среди пикториалистов конца 19 - начала 20 века способ съемки -
моноклем, и увлек им фотолюбителей клуба "Новатор". Теперь об изготовлении
монокля и особенностях фотосъемки с ним можно прочитать даже в интернете.
|
|
Несколько лет назад он
стал организатором выставки в зале газеты "Известия". В экспозиции
было порядка ста фотографий. Один и тот же сюжет он
сфотографировал цифровой камерой и , одновременно, на черно-белую
пленку. Затем напечатал цифровые фотографии в минилаборатории
автоматическим способом, а негативы проявил и напечатал на
фотоувеличителе с применением бромосеребряной фотобумаги, т.е. с
использованием традиционного черно-белого фотопроцесса. Третью же
фотографию каждого сюжета он напечатал с черно-белого негатива на
специально изготовленную им фотобумагу. Фотобумага была им
получена способом полива бумаг, отличающейся по
плотности, фактуре и цвету, специальной эмульсией, приобретенной
им в фотомагазине. |
|
А.Ерин, "Половодье" |
Результат
был налицо - качество фотографий, а в конечном итоге и эмоциональное
воздействие на зрителя, шли по возрастающей - от "цифры" к серебряному
отпечатку до высшего качества - эмульсии. И это была не случайность - все
выставленные пейзажные и портретные работы говорили об особой поэтике
ручного полива жидкой фотоэмульсией.
Александр Слюсарев
Фотограф с большим,
ящичным фотоаппаратом, таким, которых и в продаже уже не было, это был
Александр.
|
|
|
|
|
Фотографические натюрморты, сделанные им, отличались простотой
сюжета и удивительной пластичностью. Может быть, современные фотоаппараты
и позволяют сделать резкие фотографии, но такой пластики уже нет, когда
свежевыкрашенная дверь или луч света, скользящий по поверхности, позволяют
почувствовать внутреннюю жизнь предметов. А секрет, как правило, кроется
именно в крупноформатной фотосъемке и небольшом увеличении. Лучше -
в контактной фотопечати. Начинал он с черно-белой
бромосеребрянной фотографии, как ее сейчас называют. Сам проявлял пленки и
печатал фотографии, тонируя их в тон сепия, если в этом была
необходимость. Затем, тщательно их ретушировал, чтобы не было ни одной
пылинки на отпечатке. |
Мишка
или солнечные ванны. Лето. 2007 года. |
|
|
|
|
|
Дмитрий Зюбрицкий
До конца своих дней он был
просто Дима. Но не для кого не стало неожиданностью появление мемориальной
доски на доме, где он жил. По-видимому, одной из немногих на
территории не только Украины, но и бывшего СССР, в память о человеке с
фотоаппаратом. Он не был ни фотохудожником, хотя и был награжден Золотой
медалью Академии художеств СССР, ни фоторепортером, хотя его фотографии
печатались во многих изданиях, он был просто страстным любителем
фотографии.
На последней его персональной выставке, проходившей в его
родном городе - Одессе, мэр города провел с ним более двух часов.
Знаменитости, приезжая в Одессу, попадали к нему на съемку. В книге
почетных посетителей его небольшого павильона, располагавшегося в подвале
жилого дома, было много записей известных людей. Помню, например, восторженный
отзыв о его работах фигуристки Ирины
Родниной, записи его одесских друзей -
артистов Валентина Никулина и Зиновия Гердта.
Как он говорил, его любимые темы - домашние животные и девушки. Кстати,
по его мнению, первые продаются лучше, чем фотографии обнаженных красавиц.
Он легко входил в контакт с с любым человеком, который ему был интересен.
И это в полной мере отразилось в его работах. Всегда необычных, как по
технике исполнения, так и по содержанию. Снимал он узкоформатной камерой
Nikon с набором разных объективов, сам проявлял
и печатал черно-белые фотографии. Его любимый формат отпечатков 30х40 см.
Если была необходимость, то тонировал их в тон сепия или синий.
Портреты
иногда снимал моноклем. Некоторые его работы были выполнены в
технике мокрой печати, напоминающей изогелию. Будучи по
основной профессии
инженером-почвоведом, все свое свободное время посвящал фотографии. А
снимать он начал рано - есть фотографии, сделанные им еще в 50-х годах, на
которых изображен одесский оперный театр с характерными приметами времени.
Как часто, снимая здания, мы не включаем в кадр людей, в одежде
соответствующей эпохи, или транспорт, который очень быстро становится
приметой времени. Также характерные черты эпохи отразились и в его
фотографиях, посвященных дню смерти Сталина. Человек невероятной энергии,
кажется он никогда не уставал, вставляя в фотоаппарат все новые и
новые пленки. Как и многие заядлые фотолюбители 70-х и 80-х годов, пленки
он заряжал в кассеты в темной комнате, накручивая их с 300-метровых бобин.
Да и на фотосеминарах, где мы и познакомились, его долго не заставишь
сидеть, если в это же время можно что-то поснимать. Так было и в момент
ГКЧП и ввода в Москву танков. Не успели мы и оглянуться, как он, покинув
семинар на ВДНХ, уже снимал возле Дома правительства.
Среди фотографов, по-крайней мере Украины,
он единственный, кто был награжден Медалью
Защитника Отечества. Этой наградой, как впрочем и медалями
ВДНХ СССР, полученными за фотоработы, он очень гордился.
Ссылка на страницы Д.Зюбрицкого.
Роман Баран
К Роману
Львовичу Барану ( ударение в первом слоге)
с пиететом относились все фотографы.
|
|
Он был
солидным человеком. Известным украинским портретистом, мастером
фотосъемки ню. Его фотографии и статьи о нем постоянно печатались в
журнале "Советское фото" и чешском ревю "Фотография". В киевской
фотостудии, расположенной в самом центре города, он был королем
традиционного фотопортрета. |
|
|
|
|
Делегат XXV съезда КПСС,
Герой Социалистического Труда,
слесарь Львовского автобусного завода Н.И. Милян , 1976 г. Фото
Р.Барана. |
|
|
Штурман.
Фото Р.Барана. |
|
|
|
|
|
Алексей
Стаханов. Фото Р.Барана. |
|
Изогелия
С негатива,
желательно формата 6х6 - 6х9 см., делаются контактные отпечатки на
техническую пленку, лучше ФТ-41П (4 - это контраст пленки, П-
полиэтиленированная основа) или 101П, с разной экспозицией, которая
ступенчато выделяет лишь "света", "тени", "полутени". Самый простой
вариант -три контратипа, сложнее четыре или пять. После обработки и
сушки на указанном материале печатаются контрастные негативы, которые
через штифты (точки поставленные по углам изображения) склеивается в
виде сэндвича . До этого момента все описано в фотожурналах. В итоге -
точки из-за контрастной обработки пленки. Но спасает ноу-хау Романа
Барана. Проявитель должен быть градусов 12-15, а не 20, как
обычно. Пленки проявляются дольше и процесс лучше контролируется.
Прозрачные точки на черном поле изображений не появляются! |
|
На одном из
семинарах
фотографов, на котором мне посчастливилось с ним встретиться, он
рассказывал о технике сложной фотопечати - изогелии. Одному из
немногих в стране портреты в этой технике ему удавалось делать
очень качественно - в большом формате, с тонкими переходами. Одним
словом - блестяще. Читая его публикации в журналах, казалось, что
сделать это нетрудно. Но на практике все мои усилия были тщетны. |
На
отпечатках получалось великое множество мелких точек, так называемых
проколов. И как избавиться от них? Не могли подсказать даже московские
химики. Приехав специально в Киев, я напросился у Р.Барана переночевать в
его студии. Мы обменялись с ним нашими секретами: я рассказал о зонной
системе экспонирования, весьма полезной при цветной фотосъемке в студии, а
он о самом важном для меня моменте в обработке пленок для получения
изогелии. Лучший формат негатива - 9х12. Но самое главное - проявитель
должен быть холодным. Ради этого стоило доехать из Москвы до Киева!
Продолжение следует. |