Интернет-партнер |
Авторские права в Интернете |
Постоянное увеличение объемов прессы
в информационных сетях Интернета делает как
никогда острой |
В противовес копирайту изданий, применение которого преобладает в англосаксонских странах (имеются в виду, главным образом, США, Канада, Австралия - прим. пер.), европейские журналисты решили предпринять ряд согласованных действий по защите своей интеллектуальной собственности. На коллоквиуме в Париже, состоявшемся в рамках Гражданского Общества Авторов Мультимедиа (Societe Civile des Auteurs Multimedia), профсоюзы, журналисты и фотокорреспонденты еще раз выразили твердую волю встать на борьбу за защиту авторских прав в сети Net. В связи с появлением специальных сайтов “Пресса” в в сети Интернет ,собравшиеся развернули оживленные дебаты на тему “Авторские права журналистов и пресса в сети Интернет”. Многочисленные конфликты, возникавшие в последнее время в таких изданиях, как “Les Dernieres Nouvelles d’Alsace”, “Le Figaro”, сайт “Havas” во Франции, “Le Soir” и “Central Station” в Бельгии, “De Wolskrandt” в Нидерландах, а также недавние соглашения, достигнутые с журналистами в газете “Le Monde”, послужили весомым поводом для открытия этих дебатов, подтвердивших лишний раз их актуальность. Действительно, с момента появления в сети Интернет изданий некоторых газет и журналов так ничего и не было сделано для начисления гонораров авторам статей и фотографий, воспроизведенных на этих новых носителях. Издательства зачастую руководствуются такими определениями, как “коллективное произведение” и “статус служащего”, если речь идет о журналистах, работающих в штате или по договору, и любая другая точка зрения ими отвергается. В ответ на это организации и профсоюзы, защищающие права своих членов, приводят известную статью трудового законодательства Франции, касающуюся коллективного договора. Несмотря на кажущееся противоречие, существующее между “статусом служащего” журналистов и авторским правом, закон о праве на интеллектуальную собственность четко формулирует личное право автора в случае повторного использования его произведения, появившегося в газете или журнале. Так, опираясь на эти статьи закона, журналисты и фотографы DNA (“Les Dernieres Nouvelles d’Alsace”), увидевшие, что их статьи и фотографии ежедневно воспроизводятся на сайте Интернета без какого-либо согласования с ними, выиграли судебный процесс, на котором газета “France 3” и Plurimedia были признаны виновными в распространении по сети Интернет статей и репортажей без разрешения авторов. В случае с французской газетой “Le Monde” и бельгийской “Le Soir” соглашения между работодателями и журналистами были достигнуты после длительных дискуссий. “Le Soir” отныне распространяет авторские права на публикации в Интернете в равной степени на всех своих журналистов и фотографов, и даже более того - открывает свой сайт вполне корректным с этической точки зрения примечанием: “Le Soir” уважает авторские права журналистов”. |
Газета как коллективное произведение |
Мишель Колонна, ответственный за сайт в Интернете газеты “Le Monde”, рассказывает о процессе, начавшемся в этой французской ежедневной газете: “Тщательно изучив то, что произошло с бельгийской “Le Soir”, мы выработали свою программу действий. Прежде всего, были определены три вида используемой в Интернете информации: ежедневная информация, появляющаяся одновременно с печатным изданием, архивы и тематические подборки статей, носящие компилятивный характер. Для каждого вида используемой информации у нас учрежден ежегодный денежный фонд, контролируемый комиссией, организованной на паритетных началах. Поскольку газета является продуктом коллективного труда, мы решили начислять одинаковые гонорары всем сотрудникам издания. Так, в 1998 г. все журналисты газеты “Le Monde”, как штатные, так и работающие по договору, получили одинаковые гонорары, равные одной тысяче франков. |
Англосаксонская угроза |
Другие переговоры такого рода оказались менее удачными, как, например, в случае с “Central Station”. Этот проект, предусматривавший постановку on line всех бельгийских газет, так и не реализовался, поскольку не была выработана система начисления авторских гонораров, пусть даже в виде заранее оговоренной суммы. Следует отметить, что многие издательства, соблазняемые новыми информационными возможностями, с тайной надеждой взирают на законы, распространенные в странах англосаксонского мира. Действительно, Интернет - глобальная сеть с явным превосходством США в этой области информации. Принимая во внимание главенствующую роль США, такие понятия, как “копирайт” и “коллективное произведение”, будут приветствоваться издателями в сети Интернет. Например, в Великобритании определенными кругами, лоббирующими интересы “большой прессы”, через парламент уже проведена поправка к закону об авторском праве, которую противники успели окрестить “поправкой Мердока”, еще больше усиливающая позиции копирайта печатного органа. Эта поправка гласит: “Если произведение литературы или искусства выполнено служащим в рамках его служебной деятельности, то работодатель является его первым собственником”. Перед лицом этой англосаксонской угрозы Европа, стараясь максимально согласовать действия организаций различных стран, объединившихся вокруг Европейской федерации журналистов, стремится сделать все возможное, чтобы защитить авторские права журналистов и фотографов. Пока еще не все потеряно! После доклада на эту тему, сделанного депутатом Европарламента Робертом Пазанетти, в самом ближайшем будущем в Европарламенте большинство, несомненно, проголосует за директиву, усиливающую защиту авторского права в области информации. Компромисс просто неизбежен - лишь в этом случае удастся одновременно защитить права журналистов и фотографов и обеспечить необходимую информационную гибкость прессы при размещении в сети Интернет. |
Статьи законов |
Статья 761-9 трудового законодательства, подтвержденная в статье 7 о коллективном договоре, часто цитируемая журналистами, защищающими свои авторские права во Франции, гласит: “Право на публикацию более чем в одной газете или периодическом издании статей или других литературных или художественных произведений, авторами которых являются (...) профессиональные журналисты (...), должно быть строго согласовано с авторским договором на использование, в котором оговариваются условия, при которых разрешается такое использование”. Приведенная статья дополнительно усиливается статьей L 121-8 закона о праве на интеллектуальную собственность: “На все произведения, опубликованные в газете или периодическом издании, за автором сохраняется (если иного не предусмотрено) право воспроизводить или использовать их в любой форме, за исключением тех случаев, когда это воспроизведение или использование производится в целях нанесения ущерба этой газете или периодическому изданию”. Публикуется по материалам журнала LE Photographe (Франция) |
|