Бизнес
Планируя свое будущее
   Добиться успеха в бизнесе поможет вам правильно составленный бизнес-план. Если вы начали свое дело без бизнес-плана, то рассчитывать можно лишь на удачу. Однако составить бизнес-план не только никогда не поздно, но и весьма полезно. Так же как строителю необходимо иметь чертежи здания, которое он собирается построить (даже в том случае, если он первоклассный специалист и имеет полное представление о нем), бизнесмену, независимо от вида его деятельности, тоже необходим план.
Бизнес-план - это просто краткое изложение на бумаге того, что вы надеетесь осуществить в своем бизнесе. Он точно отражает, как и когда вы планируете выполнить поставленные цели. Вам не потребуется писательский талант, чтобы составить разумный план, но вы должны затратить определенное время, чтобы собрать для этого необходимый минимум информации.
Бизнес-план служит трем основным целям.
   Во-первых, если вы собираетесь просить банк о предоставлении вам кредита, то в этот банк необходимо представить копию своего плана.      Во-вторых, план - это дорожная карта, способная привести вас к довольно удаленным во времени целям. Правильно составленный план дисциплинирует вашу деятельность. Если он уже существует, то вы будете пытаться его осуществить.    В-третьих, бизнес-план ясно формулирует ваши намерения в бизнесе. Что, к примеру, может произойти, если вы на некоторое время не сможете заниматься бизнесом в силу болезни или по другой причине Как ваш заместитель сможет узнать, что ему следует делать и какие у вас были планы на будущее?

Поэтому, несмотря на вашу на занятость и усталость, вы должны выкроить время, чтобы составить и время от времени корректировать свой бизнес-план. Зачем отдавать успех своего дела на волю случая?

С чего начинать?
Не следует все делать наспех. Составление хорошего плана требует времени.

 Если вы новичок в данном бизнесе, вам потребуется провести многочасовое изучение всех аспектов будущего дела. Если вы имеете опыт, составление бизнес-плана потребует меньше времени, хотя это в значительной степени зависит от вашей организованности и дисциплинированности. Одни, например, держат все бумаги на столе в строгом порядке и всегда готовы отчитаться о выполненной работе, в то время как другие в ответ на какой-то запрос будут долго рыться в разных коробках  в поисках необходимых документов.

 Бизнес-планы могут быть разными по объему, но если план умещается на 4-5 страницах, это можно считать оптимальным вариантом. Многословный план не всегда лучший. Не следует перегружать план технической информацией о своей продукции. По мнению специалистов, типичной ошибкой при составлении плана является его технологическая ориентированность, т.е. когда 80 процентов плана посвящено описанию того, как работает оборудование.

Если вы начинающий бизнесмен, то перед тем, как приступить к составлению плана, вы должны иметь следующее: хорошую идею; знание потребностей потенциальных клиентов в ваших продуктах (услугах); деньги; желание преуспеть; хорошую базу для успешного ведения бизнеса (надежных партнеров и посредников); четко сформулированные цели и задачи на ближайшие 6 месяцев, 1 или 3 года и представление о том, как вы собираетесь реализовать поставленные цели.      Налаженный бизнес также предполагает рассмотрение этих аспектов и корректировку существующего плана.

Сведение отдельных компонентов плана в одно целое

 Вот несколько полезных рекомендаций, необходимых при составлении бизнес-плана.

    При объединении разрозненных мыслей и идей в общий план помните о том, что он только тогда будет хорош, когда на подготовительном этапе вы выполнили большую аналитическую работу.

    Избегайте общих фраз. Не поддавайтесь искушению расплывчато формулировать отдельные пункты плана только потому, что вы их не успели в достаточной степени обосновать или конкретизировать. Например, вместо того, чтобы написать: "Мы работаем лучше, чем наши конкуренты", необходимо пояснить, почему это действительно так.

   Банки, кстати, очень внимательно читают раздел вашего плана, посвященный конкурентам, и пытаются уяснить себе, каким образом вы собираетесь удерживать лидерство в данном виде бизнеса. Если кто-то утверждает, что у него нет конкурентов, то этот бизнесмен ставит себя в затруднительное положение. Если никто, кроме него, не продает данный продукт, то вполне вероятно, что потребители вообще могут обойтись без этого продукта.

   Вопросы продаж и адресного маркетинга должны представлять собой самостоятельные разделы вашего плана. Многие представители малого бизнеса допускают большую ошибку, путая или смешивая эти вопросы. Маркетинг - это формирование имиджа фирмы, анализ рынка и деятельность по продвижению своих товаров и услуг. Продажа - это процесс, при котором ваши торговые представители заключают с клиентами сделку о поставке ваших товаров или услуг.

   Если вы просите банк предоставить вам кредит, то вы должны гарантировать возврат взятых денег. Лучшей гарантией является ваша солидная репутация на рынке. Банки, как правило, стараются иметь дело с проверенными клиентами, имеющими хорошую репутацию в отношении возврата кредитов. Если вы в данный момент не обращаетесь за кредитом, то, возможно, воспользуетесь этим в будущем. А для этого вам необходимо иметь бизнес-план и правильно оформленные финансовые документы. Далее, для успешного ведения бизнеса вы должны располагать слаженной командой профессионалов, включающей, как минимум, опытного бухгалтера и юриста.

   Подготовленную заявку следует подкрепить такими документами, как финансовые отчеты, контракты на продажу, либо гарантийные письма от поставщиков или клиентов.

   Кроме того, следует помнить о том, что текст вашего отчета должен быть составлен в изъявительном, а не сослагательном наклонении. Убедитесь в том, что в вашем бизнес-плане предусмотрены меры на случай непредвиденных обстоятельств. Сделайте копии документов для себя, банка и инвесторов. Проявите свои творческие способности - не бойтесь продемонстрировать всем заинтересованным организациям, что вы сильная личность. И, наконец, что наиболее важно, будьте искренним и честным.

Актуальность бизнес-плана

Ваш бизнес-план не может быть "окончательным". План должен быть всегда в работе, его постоянно необходимо корректировать и пересматривать, пока вы заняты данным бизнесом.

   Пересматривать план следует ежеквартально. Говорят, что люди боятся излагать свои мысли в письменной форме, поскольку они полагают, что написано пером - не вырубишь топором.

   Ваш бизнес-план - это рабочий документ. Возможно, лишь малая часть вашего бизнеса превратится в продукт (услуги), обеспечивающий наибольшую прибыль. В таком случае, ваши цели, ваша маркетинговая стратегия и все остальное изменится кардинально.

   Пересмотр и корректировка бизнес-плана - прекрасный способ всегда быть в курсе последних событий, связанных с вашим бизнесом. Вы должны постоянно отслеживать все технологические достижения в области своего бизнеса, влияние технического прогресса на характер бизнеса, возможные изменения законодательства, относящиеся к сфере ваших интересов. Следует учитывать, что технологические достижения могут коренным образом повлиять на цели вашего бизнеса.

    Пересматривать свой бизнес-план необходимо, по меньшей мере, один раз в 6 месяцев.

Содержание бизнес-плана
 
Объем, содержание и форма бизнес-плана могут меняться. Тем не менее, в любой план необходимо включить следующую информацию:
1. Обложка. Включает имя, фамилию, адрес, номер телефона, фамилию владельца предприятия, наименование инвестора, в адрес которого направляется план и дата его подготовки.
2. Содержание.
3. Краткое изложение плана.
Сжатое изложение содержания плана, вида бизнеса, цели(задачи) и запрашиваемый кредит, необходимый для его реализации.
4. Компания (технология). Описание вашего бизнеса, включая часы и дни работы, перечень производимых товаров (услуг).
5. Персонал. Управляющий персонал - ключевой элемент бизнеса. Характеристика на каждого руководителя дается в приложении. Кроме того, необходимо предоставить данные о квалификации персонала, ставки заработной платы и перспективы расширения штата.
6. Клиенты (потребители). Расскажите о ваших клиентах, в какой степени вы удовлетворяете их потребности.
7. Маркетинговая стратегия. Поясните ваши действия по продвижению ваших товаров на рынке, планы рекламной кампании.
8. Анализ конкурентов. Укажите и опишите прямых и косвенных конкурентов.
9. Анализ состояния отрасли производства данных товаров. Охарактеризуйте текущее состояние отрасли по производству данных товаров, новые виды продукции и его технологические особенности, тенденции развития и перспективы.
10. Местоположение вашей компании. Представьте данные о том, насколько удобно расположена ваша компания. Дайте информацию о возможности парковки вблизи предприятия легкового и грузового автотранспорта, доступности его для клиентов, пользующихся муниципальным транспортом, и т.д.
11. Заявка о предоставлении кредита. В заявке должен быть обозначен размер кредита, необходимого или предполагаемого для развития вашего бизнеса.
12. Данные о финансовом состоянии. В эти данные следует включить ваш отчет о финансовой деятельности за последние годы (доходы и затраты), отчет о движении денежных средств и балансовый отчет.
13. Приложения и справочные данные.
По материалам журнала Photo Marketing (США)

На главную страницу

В начало

Рубрикатор

Предыдущая страничка Содержание номера Следующая страничка