Бизнес | ||
О будущем фотографии |
Международная выставка “Photokina 98” стала не только захватывающим шоу новых продуктов, но превосходной возможностью поделиться с посетителями и участниками стратегическими перспективами фотоиндустрии в целом. В своем выступлении перед аудиторией журналистов, Боб Киган, генеральный менеджер любительской фотографии и вице-президент компании Eastman Kodak, поделился своими взглядами на будущее фотографии. “Симбиоз традиционной “галоидосеребряной” и цифровой фотографии стал стартовой площадкой для дальнейшего роста фотоиндустрии”, заметил г-н Киган. Ниже приводится отрывок из его выступления. |
Сегодня в США средняя американская семья снимает семь роликов пленки в год, а в 1980 году снимала всего четыре пленки. В Европе, например, в настоящее время снимают в среднем четыре пленки по сравнению с тремя пленками в 1980 году. Каждую секунду в мире делается 2500 снимков. Мировой объем продаж на рынке фототоваров оценивается в 80 млрд. долларов. Темпы роста объема этого рынка составляют ежегодно 7-8%, что превышает темпы роста продаж большинства потребительских товаров. |
По сравнению с большинством потребительских товаров, начиная от автомобилей и кончая мылом, современный рынок фототоваров - это просто процветающий сад изобилия: низкие цены, высокое качество и просто фантастические услуги. Фототовары становятся все лучше и лучше. За последние два года только компания Кодак улучшила почти каждую из своих фотопленок и фотобумаг. Процесс фотосъемки превратился в легкое и приятное развлечение. А удовольствие получающего из печати готовые фотоснимки равносильно радости золотоискателя, нашедшего самородок. Задержитесь около любой минилаборатории или фотокиоска Picture Maker. Обратите внимание на выражение лиц, разглядывающих свои фотографии. Их эмоции описать невозможно. Анализ поведения потребителей подтверждает тот факт, что никакой другой товар не доставляет им столько радости, сколько высококачественные и дешевые цветные фотографии. Итак, что мы имеем сегодня в сфере фотобизнеса: удивительную технологию, полезные для потребителя услуги, стабильные рынки, широкую и доступную сеть приобретения товаров и услуг, удовлетворенных покупателей. ХХI-й век должен стать новой эрой развития фотографии. Добро пожаловать в мир “D” или “Цифровой мир” (“Digital”)! В последние десятилетие термин “цифровой” вызывал противоречивые чувства у представителей фотоиндустрии. Одни при этом испытывали ужас, а другие - неописуемую радость от возможных перемен. Почему ужас? Очень просто. Продукция цифровых технологий, с одной стороны, означала конец традиционной фотографической продукции. Цифровая техника многое делала быстрее, лучше и дешевле. Развитие этой техники, с одной стороны, привело к созданию новых рынков товаров и услуг и процветанию многих компаний, а с другой стороны - стало причиной гибели других технологий. Рост потребности в компакт-дисках, например, привел к резкому снижению производства ленточных магнитных носителей информации. Следует признать, что появление первых цифровых фотоаппаратов привело в ужас специалистов, занятых в индустрии традиционной фотографии. Мгновенная съемка с возможностью просмотра снятого кадра, удаления его из памяти фотоаппарата, если он вам не понравился, и повторная съемка сюжета - разве это не чудо? Никогда не покупайте больше фотопленку! Многие, даже очень разумные люди
верят всему, что написано. Вся проблема с
цифровыми фотоаппаратами заключалась не в том,
что они уничтожат производство традиционной
фотопленки и фотоаппаратов, но в том, когда это
произойдет. На рынке
цифровой техники, обещающем к 2001 году вырасти до 3
млрд. долларов, межплатформенная совместимость
цифровых аппаратов может стать важным фактором
конкурентоспособности этого вида продукции. 3
млрд. долл. - это впечатляющая цифра даже по
отношению к общему объему рынка фототоваров,
который к 2001 году может вырасти до 90-100 млрд.
долларов. Так что 3 млрд. долл. нас вполне
устраивает. Через компьютерную сеть Kodak Photonet Online компания Кодак вовлекает любителей фотографии в обмен фотографиями по системе электронной почты сети Интернет. В связи с этим следует заметить, что наши лаборатории Qualex отправляют по электронной почте каждую неделю более 50 тысяч фотографий. Эти фотографии открываются на домашних компьютерах наших клиентов. Наконец, замечу, 25 сентября 1998 года произошло важное событие - компания Kodak и Intel подписали соглашение о сотрудничестве в области создания новых продуктов. Одним из примеров этому является налаживание производства компакт-дисков типа Picture CD. Замечательной особенностью этого диска является то, что на него будут записываться цифровые фотографии высокого разрешения (1536х1024), сделанные нашими клиентами, вместе с библиотекой программных средств для просмотра и обработки этих изображений. Теперь обмен цифровыми фотографиями заметно упростится и стандартизируется. Исчезнут проблемы межплатформенной несовместимости и т.д. Кроме того, компания Kodak и Intel будут взаимодействовать в области производства новых высококачественных цифровых фотоаппаратов для фотолюбителей всего мира. Наконец, вы скоро узнаете о том, каким образом фотолюбители смогут быстро получать качественные цифровые изображения, не обладая специальными навыками использования сложных графических пакетов и прочих программных продуктов. Что это означает для фотографии? Буквально все. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос. Более одной трети взрослого населения США (свыше 70 млн. человек) являются пользователями сети Интернет. На земном шаре насчитывается более 120 млн. компьютеров. Объем информации, передаваемой по сети, ежегодно увеличивается на 35%. Залы выставки Photokina 98 были полны примеров цифровой продукции первого поколения. Только компания Кодак представила 30 новых продуктов, о чем вы, надеюсь, читали в наших пресс-релизах, по-видимому, не менее трех раз. Любой обзор цифровых продуктов начинается с описания нашего фотокиоска Kodak Picture-Maker с его замечательной программой, обеспечивающей защиту авторских прав, не позволяющей копировать авторские фотографии. На сегодня по всему миру мы установили 15000 этих станций. Огромное количество желающих их приобрести стоят в очереди. Люди начинают с изготовления фотографий, затем идут дальше, создавая целые композиции для своих рамок и альбомов. Результаты этих усилий доставляют им такое же удовлетворение, как собственноручная обработка драгоценных и полудрагоценных камней. На этой выставке мы объявили о создании новой цифровой лаборатории для цветной печати (Kodak Digital Lab System). Эта поистине универсальная система, включающая практически все функции, которые может только пожелать оператор цветной печати, в том числе и удаление эффекта "красные глаза". Клиенты могут просмотреть свои отсканированные пленки, откадрировать изображения и отпечатать только те, которые они выбрали. Пробная эксплуатация этой системы показала, что стоимость работ по выполнению каждого заказа клиентов возросла на 50% за счет того, что эти клиенты пожелали изготовить как дополнительные, так и увеличенные отпечатки с одних и тех же негативов. Разумеется, не все оцифрованные фотографии можно считать драгоценными камнями. Некоторые скорее напоминают обычную речную гальку. Такие снимки доставляют удовольствие только в первые несколько минут, а затем про них просто забывают. Совсем недавно мы убедились в том, что и обычные невзрачные на первый взгляд фотографии могут давать хорошую прибыль. Например, самоклеящиеся фотографии малого формата (sticker prints) стали настолько популярными среди детей за пределами США, что их рынок оценивается в пределах 1-2 млрд. долларов. Вот вам и "речная галька". Теперь обратимся к другим "звездам" фотографии - к одноразовым фотоаппаратам, 35-мм и APS продуктам, к нашим новым профессиональным замечательным пленкам Portra, нашим фотоаппаратам Advantix, профессиональным цифровым камерам и принтерам, а также к новым продуктам для цифровой печати. Каждой категории упомянутой продукции принадлежит определенная ниша мирового рынка в каждом регионе мира. Таким образом, можно сказать, что фотоиндустрия с объемом 80 млрд. долл. представляет собой мозаику фотопродуктов, распределенную по многонациональной канве разных мировых культур. Состояние каждой ниши мирового рынка фотопродукции определяется демографическими особенностями, местными экономическими условиями и многообразием личных предпочтений населения. Вот почему мы предлагаем клиентам более 40 моделей фотоаппаратов типа "навел и снял". Некоторые скажут, что рынок США следует рассматривать как достаточно зрелый при уровне потребления 7 пленок в год на каждую семью. Или, что рынок Западной Европы заморозился на уровне 4 пленок. Мне кажется, что это не вполне справедливо. Этот уровень следует рассматривать как базовый, а не как потолок. Поскольку люди хотели бы сделать больше снимков своих детей, когда те были совсем маленькие, своих родителей, когда они были моложе, или самих себя в молодости, мы должны приложить максимум усилий для расширения этого рынка. Поскольку их чердаки и подвалы просто забиты фотографиями, которые можно оцифровать (сканировать) и послать их друзьям и родственникам, мы можем спокойно расширять этот рынок. Как мировой лидер фотоиндустрии, компания Кодак несет ответственность за расширение наших рынков. Учитывая поступление на рынок все новых и новых образцов цифровой техники, программных продуктов для обработки фотографий, только неразумный может поверить в то, что мы достигли предела в расширении рынка фотопродуктов и услуг. Следует сделать отступление и заметить, что мы наблюдаем быстрый рост фотобизнеса в таких странах как Бразилия, Китай и Индия, где 156 млн. человек приобщаются к фотографии, с удовольствием покупают фотоаппараты и снимают, снимают и снимают. Разумеется, экономические ветры в разные регионы мира приносят то жару, то холод. Это естественно. Это всегда было и будет. Но относительно низкая стоимость фотографии сделала ее доступной для среднего класса, нарождающегося практически во всех странах мира. Вопрос стоит следующим образом: Что мы должны делать? Мы должны вернуться туда, откуда начинается рынок - к потребителям. И когда я думаю о потребителях, я думаю прежде всего... о своей матери. Догадайтесь почему? Мою мать не интересует техника и технология. Она просто хочет иметь хорошие фотографии - меня, моей жены, детей, внуков, родственников и добрых знакомых. В тот момент, когда мы поняли, что потребители ненавидят трудности и просто жаждут простоты, мы заставили себя взглянуть на свои лучшие продукты глазами потребителей. В прошлом году, например, мы развернули кампанию по маркетингу новых пленок Max и Ultra с упором на универсальность их применения, обусловленную исключительно большой фотографической широтой (7 ступеней диафрагмы). При фактическом диапазоне светочувствительности, изменяющейся в пределах от 50 до 3200 ед. ISO, практически не имело значения как фотограф настроит свой фотоаппарат. Почти в любом случае снимок получится хорошим. Поскольку большинство фотоаппаратов считывают DX-код, автоматически устанавливают параметры съемки и фокусируют изображение, большинство фотографов-любителей не знают (и это им просто не нужно), что такое параметры съемки и что с ними надо делать. Таким образом, благодаря множеству технических решений пленки семейства Ultra обеспечивают получение хороших снимков, особенно при использовании фотоаппаратов с зум-объективами. А теперь догадайтесь, что это дало нашей компании? Объем продаж за прошлый год увеличился более чем вдвое. И эта тенденция сохраняется. Что касается продукции Advanced Photo System, то мы с удовлетворением отмечаем: объем продаж этой системы постоянно растет, как мы с нашими партнерами и предсказывали. Фотопленок типа Advantix в сентябре 1998 года было продано в два раза больше по сравнению с сентябрем 1997 года. Чем это можно объяснить? Прежде всего тем, что потребители, как и моя мать, обожают широкоформатные (Н-формат и панорама) и индексные отпечатки, не говоря уже о системе зарядки пленки типа "бросил кассету и закрыл крышку" - другими словами, все те незначительные мелочи, облегчающие жизнь простых людей. Наши матери - не единственная важная категория потребителей. Опытные любители снимают очень много. Им нравятся многофункциональные фотоаппараты , позволяющие совершенствовать свое мастерство. Как консультанты начинающих фотолюбителей, они очень критично подходят к оценке свойств любого фотоаппарата. Мы стараемся удовлетворить запросы и таких фотолюбителей. К их услугам - специальные модели фотоаппаратов с множеством автоматических и ручных функций. В удовлетворении потребностей покупателей разного уровня и состоит искусство маркетинга. По материалам журнала International Contact (Германия) |