У нас и наших коллег |
«Потерять голову…» |
Текст -
Катерина
Басова
«-Ну что, отрубили им головы? – крикнула Королева. Терять голову москвичи и гости столицы приходили с в Центральный Выставочный Зал «Манеж», где проходила фотовыставка в рамках Международного фотофестиваля «Мода и стиль в фотографии » под оригинальным названием «Потерять голову…» известного французского писателя. . Прозаик и драматург Франсуа-Мари Банье лет пять назад увлекся фотографией, и не считает себя в этом виде искусства профессионалом. Просто в какой-то момент он вышел на улицу и стал фотографировать прохожих, выхватывая впечатляющие кадры из жизни. Его взгляд циничен, а мир вокруг беспристрастен к населяющим его людям, портреты которых Парижский «headhunter» выхватывает из действительности своим объективом с точностью снайпера. «В людях меня привлекает роман,
который они носят в себе, их бесконечная сложность, с которой им, однако,
удается как-то существовать. Боль, обольщение, усталость, трудность быть. Как
только я обнаруживаю чувство одиночества, беспокойства, наплевательства,
полноты, несказанной радости - я начинаю работать. Свою фотографию я освещаю
внутренним светом другого».
Многие работы мастера, представленные в
экспозиции, – статичны, это вырванный из реальности и оставшийся во времени
человек, с застывшим выражением на лице, ограниченный рамкой, обреченный вести
сам с собою бесконечные внутренние монологи о собственном бытие. Подмигивающий
мужик, старуха, вышедшая загорать на набережную, читающая толстуха на лавочке,
все эти персонажи, все эти
Франсуа-Мари Бенье. Бенье не ставит себе цель кого-то приукрасить, не ищет более выгодный ракурс или освещение, чтобы сгладить недостатки, но и не спекулирует ими, в надежде вызвать поверхностный успех, любопытство зрителя. Его снимки – это просто констатация факта, наталкивающая желающих на раздумье. Меньше всего его мир похож на сказку, где существует разграничение на «черное» и «белое», на уродство и красоту, на жестокость и добродетель, на зависть и тщеславие, на одобрение и осуждение. Максимум, что возможно – это любовь или равнодушие. Бенье предлагает увидеть или пройти мимо. Увидеть то внутреннее, что таит в себе персонаж, и если зритель согласен – погружает его в глубину эмоции, не оставляя возможности зацепиться за лишнее, внешнее, поверхностное проявление запечатленной личности. Неслучайно эти портреты безымянны, каждый снимок носит название того уголка Парижа, где встретились художник и облюбованная им на миг модель.
Но среди неизвестных нам ликов и
судеб мы видим и портреты известных актрис, режиссеров, к чьему кругу
принадлежит и сам Франсуа-Мари Бенье. Всех тех, у кого есть «имя»: Фэй Данауэй,
Френсис форд Копполла, Катрин Денев, Мстислав Ростропович… Портреты, либо
противо-поставленные друг другу, как в случае с двумя панно из восемнадцати
фотографий, вися-щих в выставочном зале напротив друг друга, либо сопоставленные
друг другу, висящие рядом в случайном соседстве, которое в реальной жизни сложно
пред-ставить. За исключением того случая, когда известный француз-ский писатель
в пятидесяти-пятилетнем возрасте берет в свои руки фотокамеру и выходит на улицы
Парижа просто снимать случайных прохожих, выхватывая впечатляющие кадры из
жизни.
«Не люблю я показывать то, что другой выставляет напоказ, то, что ему кажется подходящим. Мы в другом любим то, что другой сам не осознает. Это и есть принцип любви. Красота - это тот другой. В своей цельности. Другой, освобожденный от стереотипов, от предвзятости, но, увы, часто находящийся в когтях общества, которого он не понимает и которым он раздавлен. . "Потерять голову, чтобы все забыть о себе и мире, и быть полностью поглощенным другим, а затем передать в изображении это единственное мгновение - встречу с целым миром другого". Франсуа-Мари Банье. Не зря эти потрясающие
фотоработы объединены на выставке под таким необычным названием «Потерять
голову..» Голову потеряли все: автор, когда начал свои исследования мира
посредством фотографии; личности, населяющие его снимки; зрители, которые пришли
посмотреть на то, что у него получилось и заблудились в закоулках чужих душ.
Остались себе верны только двое, он и она, растворенные друг в друге, мало
реагируя на происходящее. Собственно говоря, эти двое тоже были «без головы», но
совсем по-другому, одним им известному, поводу… |
|