У нас и наших коллег
«Потерять голову…»

Текст - Катерина Басова
Фотографии - Константин Земсков

 

«-Ну что, отрубили им головы? – крикнула Королева.
-Пропали их головы, Ваше Величество! – гаркнули солдаты.
-Отлично! – завопила Королева. – Сыграем в крокет?»
Л.Кэррол, «Алиса в стране чудес»

«Потерять голову…»
Франсуа-Мари Банье, название фотовыставки.
 

Терять голову москвичи и гости столицы приходили с в Центральный Выставочный Зал «Манеж», где проходила фотовыставка в рамках Международного фотофестиваля «Мода и стиль в фотографии » под оригинальным названием «Потерять голову…» известного французского писателя.

.

Прозаик и драматург Франсуа-Мари Банье лет пять назад увлекся фотографией, и не считает себя в этом виде искусства профессионалом. Просто в какой-то момент он вышел на улицу и стал фотографировать прохожих, выхватывая впечатляющие кадры из жизни. Его взгляд циничен, а мир вокруг беспристрастен к населяющим его людям, портреты которых Парижский «headhunter» выхватывает из действительности своим объективом с точностью снайпера.

«В людях меня привлекает роман, который они носят в себе, их бесконечная сложность, с которой им, однако, удается как-то существовать. Боль, обольщение, усталость, трудность быть. Как только я обнаруживаю чувство одиночества, беспокойства, наплевательства, полноты, несказанной радости - я начинаю работать. Свою фотографию я освещаю внутренним светом другого».

Франсуа-Мари Банье.

Многие работы мастера, представленные в экспозиции, – статичны, это вырванный из реальности и оставшийся во времени человек, с застывшим выражением на лице, ограниченный рамкой, обреченный вести сам с собою бесконечные внутренние монологи о собственном бытие. Подмигивающий мужик, старуха, вышедшая загорать на набережную, читающая толстуха на лавочке, все эти персонажи, все эти
«Дети, горбатые, верующие, старики - все они знают, что несут в себе выражение тысячи битв, чувств, реакций на жизнь, на время, которое когда-то им принадлежало, и что все это укладывается в одну строчку. Они знают, что участвуют в таинственном, безжалостном, необъяснимом ритме, для них часто неприятном, если глядеться в зеркало».

Франсуа-Мари Бенье.

Бенье не ставит себе цель кого-то приукрасить, не ищет более выгодный ракурс или освещение, чтобы сгладить недостатки, но и не спекулирует ими, в надежде вызвать поверхностный успех, любопытство зрителя. Его снимки – это просто констатация факта, наталкивающая желающих на раздумье. Меньше всего его мир похож на сказку, где существует разграничение на «черное» и «белое», на уродство и красоту, на жестокость и добродетель, на зависть и тщеславие, на одобрение и осуждение. Максимум, что возможно – это любовь или равнодушие. Бенье предлагает увидеть или пройти мимо.

Увидеть то внутреннее, что таит в себе персонаж, и если зритель согласен – погружает его в глубину эмоции, не оставляя возможности зацепиться за лишнее, внешнее, поверхностное проявление запечатленной личности. Неслучайно эти портреты безымянны, каждый снимок носит название того уголка Парижа, где встретились художник и облюбованная им на миг модель.

 

Но среди неизвестных нам ликов и судеб мы видим и портреты известных актрис, режиссеров, к чьему кругу принадлежит и сам Франсуа-Мари Бенье. Всех тех, у кого есть «имя»: Фэй Данауэй, Френсис форд Копполла, Катрин Денев, Мстислав Ростропович… Портреты, либо противо-поставленные друг другу, как в случае с двумя панно из восемнадцати фотографий, вися-щих в выставочном зале напротив друг друга, либо сопоставленные друг другу, висящие рядом в случайном соседстве, которое в реальной жизни сложно пред-ставить. За исключением того случая, когда известный француз-ский писатель в пятидесяти-пятилетнем возрасте берет в свои руки фотокамеру и выходит на улицы Парижа просто снимать случайных прохожих, выхватывая впечатляющие кадры из жизни.
В этой, возможно необычной, заинтересованности Банье искусством фотографии кроется его собственная философия, его рассуждения о мире, обществе и личности, которой суждено быть увиденной, или остаться далеко позади. И здесь художник по-своему решает, кто заслуживает внимания, а кто нет.

 

 

 

«Не люблю я показывать то, что другой выставляет напоказ, то, что ему кажется подходящим. Мы в другом любим то, что другой сам не осознает. Это и есть принцип любви. Красота - это тот другой. В своей цельности. Другой, освобожденный от стереотипов, от предвзятости, но, увы, часто находящийся в когтях общества, которого он не понимает и которым он раздавлен.

. "Потерять голову, чтобы все забыть о себе и мире, и быть полностью поглощенным другим, а затем передать в изображении это единственное мгновение - встречу с целым миром другого".

Франсуа-Мари Банье.

 Не зря эти потрясающие фотоработы объединены на выставке под таким необычным названием «Потерять голову..» Голову потеряли все: автор, когда начал свои исследования мира посредством фотографии; личности, населяющие его снимки; зрители, которые пришли посмотреть на то, что у него получилось и заблудились в закоулках чужих душ. Остались себе верны только двое, он и она, растворенные друг в друге, мало реагируя на происходящее. Собственно говоря, эти двое тоже были «без головы», но совсем по-другому, одним им известному, поводу…
 


На главную страницу

В начало  
Содержание номера 1