Фотомузей

Анри Картье-Брессон в Манеже
 

 

Мария Шорохова

Анри Картье-Брессон - гуру документальной фотографии, ловец мгновения, укротитель времени и движения .  Наконец московская публика смогла насладится его лучшими работами, хотя все что попадало под хваткий объектив мастера превращалось в шедевр. Это чудо произошло в Манеже в рамках Фотобиеннале 2010.

Этот человек настолько знаменит, что, думаю, нет необходимости в подробной биографии, но все же пару слов сказать можно. Картье учился живописи и графики, но побывав в Африке, вдохновившись фотоработами Эжена Атже, навсегда посвятил свою жизнь фотоискусству. Он взял в руки “Лейку”( Leica, легкая 35-миллиметровая фотокамера) и уже не расставался с ней никогда. Он много путешествовал, учился, его профилем стал репортаж. В 47ом году вместе с четырьмя фотографами основывает объединение фоторепортеров «Magnum Photos» . Его фотографии тиражируются во многих изданиях мира. Спустя много лет Картье пишет “Прошло уже двадцать пять лет с тех пор, как я начал смотреть на мир через мой видоискатель. Но мне все еще кажется, что я любитель, пусть даже и не дилетант”.

Да простит меня мастер, но я с ним не соглашусь, нет любителя который мог бы создавать такие работы. Одна из знаменитейших фотографий Брессона. Ощущение что вот-вот картинка оживет, человек сорвется с места и побежит, ухнется ногой в лужу, и во все стороны полетят брызги. Она магически завораживает, на нее можно смотреть часами. Успеть в доли секунды построить кадр (ведь Брессон никаких манипуляций после нажатия на кнопку спуска затвора с фотографией не производил), расставить акценты, уловить симметрию, да еще ко всему прочему вложить глубокий смысл, обратив внимание на летящего человека, его отражение, и так же порхающую балерину и ее отражение на заднем плане. Ассоциации с искусством и жизнью, мужчиной и женщиной.
За вокзалом Сан-Лазар, Париж. 1932  
   
  Эта сцена словно вырванная из библейского рассказа. Анри никогда не делал постановочных фотографий, главным его принципом было ожидание "решающего момента" (так называлась его известная книга в американском издании - "The decisive moment", 1952).
Шринагар, Кашмир. 1948    
     
  Его фотографии всегда наполнены смыслом и зачастую не нуждаются в подписях. В одной фотографии, как например в этой, можно прочитать историю чей-то жизни, а то целой страны.
День независимости. Массачутес,  США, 1947 год.    
     
   
Допрос гестаповки в Дессау. (Германия, 1945 г.)
В лагере женщина узнала осведомительницу гестапо, которая донесла на нее.
   
     

“Для меня фотография – это искусство в какую-то долю секунды проникнуть в самую суть явления и одновременно передать ее в такой художественной форме, которая бы зрительно точно и ярко воспроизводила эту суть. Сущностью фотографии является познание ритма поверхностей, линий и оттенков действительности.”

 
     
   

Картье делал тысячи снимков ради одного важнейшего кадра, того что поймал суть события, отражающий в себе одном все что произошло до и, возможно, произойдет после.

В его работах всегда видна чистая эмоция, без примесей позирования или смущения. Когда мысленно ты становишься на место фотографа, удивляешься, на сколько близко он находился к объекту съемки и ухитрился быть не замеченным, раствориться в толпе и снять самое сокровенное.


Собрание, Париж, 1954 год.
Черная фигура, как бы нависшая над серой толпой. Картье умел выхватить момент, украсть его у времени и навечно закрепить на пространстве пленки. Действие которое возможно никому не казалось впечатляющим, он видел насквозь, знал наперед - это важно. “Для меня, фотография это одномоментное, в долю секунды, опознавание значения того или иного события, равно как и точная организация тех смыслоформ, которые позволяют этому событию себя выразить.”
 

 

На главную страницу

В начало  
Содержание номера