|
Анри Картье-Брессон - гуру
документальной фотографии, ловец мгновения, укротитель времени и
движения . Наконец московская публика
смогла насладится его лучшими работами, хотя все что попадало под
хваткий объектив мастера превращалось в шедевр. Это чудо произошло
в Манеже в рамках Фотобиеннале 2010. |
Этот человек настолько знаменит, что, думаю, нет необходимости в
подробной биографии, но все же пару слов сказать можно. Картье учился
живописи и графики, но побывав в Африке, вдохновившись фотоработами
Эжена Атже, навсегда посвятил свою жизнь фотоискусству. Он взял в руки
“Лейку”( Leica, легкая 35-миллиметровая фотокамера) и уже не
расставался с ней никогда. Он много путешествовал, учился, его
профилем стал репортаж. В 47ом году вместе с четырьмя фотографами
основывает объединение фоторепортеров «Magnum Photos» . Его фотографии
тиражируются во многих изданиях мира. Спустя много лет Картье пишет
“Прошло уже двадцать пять лет с тех пор, как я начал смотреть на мир
через мой видоискатель. Но мне все еще кажется, что я любитель, пусть
даже и не дилетант”.
|
Да простит меня мастер, но я с ним не
соглашусь, нет любителя который мог бы создавать такие работы.
Одна из знаменитейших фотографий Брессона. Ощущение что вот-вот
картинка оживет, человек сорвется с места и побежит, ухнется ногой
в лужу, и во все стороны полетят брызги. Она магически
завораживает, на нее можно смотреть часами. Успеть в доли секунды
построить кадр (ведь Брессон никаких манипуляций после нажатия на
кнопку спуска затвора с фотографией не производил), расставить
акценты, уловить симметрию, да еще ко всему прочему вложить
глубокий смысл, обратив внимание на летящего человека, его
отражение, и так же порхающую балерину и ее отражение на заднем
плане. Ассоциации с искусством и жизнью, мужчиной и женщиной. |
За вокзалом Сан-Лазар, Париж. 1932 |
|
|
|
|
|
Эта сцена словно вырванная из
библейского рассказа. Анри никогда не делал постановочных
фотографий, главным его принципом было ожидание "решающего
момента" (так называлась его известная книга в американском
издании - "The decisive moment", 1952). |
Шринагар, Кашмир. 1948 |
|
|
|
|
|
|
|
Его фотографии всегда наполнены
смыслом и зачастую не нуждаются в подписях. В одной фотографии,
как например в этой, можно прочитать историю чей-то жизни, а то
целой страны. |
День независимости.
Массачутес, США, 1947 год. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Допрос гестаповки в Дессау. (Германия,
1945 г.) В лагере женщина узнала
осведомительницу гестапо, которая донесла на
нее. |
|
|
|
|
|
|
“Для меня фотография – это искусство в какую-то
долю секунды проникнуть в самую суть явления и одновременно
передать ее в такой художественной форме, которая бы зрительно
точно и ярко воспроизводила эту суть. Сущностью фотографии
является познание ритма поверхностей, линий и оттенков
действительности.” |
|
|
|
|
|
|
|
|
Картье делал тысячи снимков ради одного важнейшего кадра, того что
поймал суть события, отражающий в себе одном все что произошло до и,
возможно, произойдет после.
В его работах всегда видна чистая эмоция, без примесей позирования
или смущения. Когда мысленно ты становишься на место фотографа,
удивляешься, на сколько близко он находился к объекту съемки и
ухитрился быть не замеченным, раствориться в толпе и снять самое
сокровенное.
Собрание, Париж, 1954 год.
Черная фигура, как бы нависшая над серой толпой. Картье умел выхватить
момент, украсть его у времени и навечно закрепить на пространстве
пленки. Действие которое возможно никому не казалось впечатляющим, он
видел насквозь, знал наперед - это важно. “Для меня, фотография это
одномоментное, в долю секунды, опознавание значения того или иного
события, равно как и точная организация тех смыслоформ, которые
позволяют этому событию себя выразить.”
|