СЕМЬ В ОДНОМ 

или плюсы современного 

ЗУМА 

Хорошая фотокамера немыслима без сменной оптики. Объективы многократно расширяют возможности ваших творческих замыслов, позволяя на соседних кадрах сделать и крупный портрет любимой и интерьер соседнего собора. Нет фотографа, который ничего не слышал о широкоугольниках, телевиках или объективах для съемки с очень близких расстояний (“макро”). И нет фотографа, который в определенный момент не стал бы мечтать об их приобретении. Очень кратко: широкоугольники имеют более короткое фокусное расстояние, чем стандартный объектив (для 35-мм пленки и кадра 24 х 36 мм меньше 50 мм) и позволяют “захватить” в кадр больше пространства. Снять вблизи группу людей или высокое здание часто удается только таким объективом. Телевики или длиннофокусные объективы с фокусом более 50 мм наоборот, как бы приближают объект, позволяют снять его более крупно. 

 
   Спортивный репортер с трибуны может снять во весь кадр одного вратаря, а натуралист – пугливую птичку, сидящую на дальнем дереве. Для обычных малоформатных камер выпускаются объективы с фокусным расстоянием примерно от 10 мм до 1 м и более. 180 градусов охватывает первый из них, всего лишь 1,5-2 – второй. И полная линейка сменной оптики для любой серьезной зеркалки насчитывает чуть не полсотни разных объективов, отличающихся и фокусными расстояниями, и светосилой, а иногда и другими особенностями.
   Еще недавно в ответственную съемку или интересную поездку приходилось брать как минимум чуть не десяток объективов. Широкоугольники 20, 28 и 35 мм, стандартный 50 мм, портретник 85 или 100 мм, телевики 135, 200, 300 и даже 500 мм.

Ими не только забивалась объемистая сумка чуть не пуд весом, но (обстоятельство немаловажное!) в решительный момент на камере оказывался совсем не тот объектив и пока его сменишь – сюжет успевал упорхнуть.

Но если даже объектив оказывался будто бы подходящим, выбрать точные границы кадры, убрать все лишнее и включить все нужное, можно было только перебегая с места на место (занятие довольно обременительное, например, в туристической группе). А плохо скадрированный снимок, особенно слайд, теряет законченность, перегружает зрителя ненужными деталями. 

 
     Ведь от четкой и выразительной композиции как никогда зависят художественные достоинства вашего шедевра.
Положение изменилось принципиально с появлением зум-объективов с переменным фокусным расстоянием. Сначала они были “так себе”, то есть заметно уступали обычной оптике по качеству изображения. Но прогресс не стоит на месте и сейчас изображение сделанное зумом, уже не отличишь от сделанного объективом с постоянным фокусным расстоянием. Новые сорта оптического стекла, новые методы расчета на ЭВМ, новые технологии вроде асферических линз позволили добиться того, что еще недавно казалось совершенно немыслимым.

Резко возрос диапазон изменения фокусного расстояния. Когда-то двукратный зум 35-70 мм был пределом, сейчас вы найдете в продаже уже семи и даже десятикратные, например 28-200 или 28-300 мм.

   “Зумистость” сдвинулась как в область широкоугольников (20-40 мм, 24-70 мм, 18-35 мм), так и в область телевиков (60-300 мм, 80-400 мм, 120-600 мм).

   Ко многим камерам зум с универсальным для любителя диапазоном вроде 28-80 мм, 28-105 мм или 35-135 мм стал предлагаться в качестве основного объектива.

Размеры и вес почти не отличаются от объективов с постоянным фокусным расстоянием, и лишь светосила немного уступает прежней. Обстоятельство не очень существенное при современных высокочувствительных пленках превосходного качества, да и разница-то составляет часто всего одно, реже – два деления: 1:2 у обычной оптики, 1:2,8 или 1:4 – у зумов.

 
Зумы ныне стали настолько популярны, что вы найдете их на самых массовых компактных камерах – тех полных автоматах, которые не требуют от фотографа никаких специальных знаний и навыков и делают вполне приличные любительские снимки по принципу “Наведи и снимай!”. И там их диапазон простирается от широкоугольников до небольших телевиков (например 35-135 мм ), предлагая даже самому неопытному фотографу все преимущества и удобства техники сегодняшнего дня.
    Итак, вы выбираете современный зум и... сразу решаете почти все проблемы, о которых упоминалось выше. Возьмем тот же наиболее частый в практике любителя диапазон 28-200 мм. В одном объективе здесь включено семь прежних: 28, 35, 50, 85, 100, 135, 200 мм. И не просто заключено, ведь вы можете установить любое промежуточное значение фокусного расстояния, а это равносильно самому точному кадрированию не сходя с места. Гибкость зумов настолько велика, а качество настолько высоко, что прежние объективы становятся нужны, пожалуй, только профессионалам и только для специальных съемок. “Стандартный” любительский комплект сводится теперь к камере, вспышке и всего трем объективам, решающим все ваши проблемы. Прикиньте, к примеру, такие варианты: Tamron 2,7-3,5/20-40 мм, 3,8-5,6/28-200 мм и 3,8-5,4/ 60-300 мм. Или автофокусные зумы Minolta 3,5/17-35 мм, 2,8/28-70 мм и 2,8/80-200 мм. Подобный же выбор можно сделать практически для любой камеры и у любой фирмы. Причем, стоимость зумов в наиболее популярных “народных” вариантах лишь незначительно отличается от стоимости одного объектива с постоянным фокусным расстоянием и конечно же в несколько раз меньше суммарной стоимости нескольких объективов, лежащих в пределах изменений фокусного расстояния зума.

    Поэтому, наш совет: откажитесь от устаревшего заблуждения о невысоком качестве зумов и приобретите их. Поверьте – не пожалеете, я плохого совета не дам!

Андрей ШЕКЛЕИН, член Photoart

В начало

Рубрикатор