Бизнес

Тридцать книг и вся жизнь

Казалось бы, десятилетия работы - это большой срок! Но долгим он кажется тому, кто не прошел его сам...

 

Это стремительный марафон, где каждый день сцеплен с прошедшим и спешит в завтрашний: тема за темой, зима и лето, поездки, полеты, звонки, редакторы, художники - все наполняет и переполняет каждый день – и его никогда не хватает!
   Мы делали книги, а книги как дети, они требуют всего времени, всех сил, всего-всего тебя.

  



  Мы никогда не работали в штате и назывались "свободными художниками". Мы были свободны от регламентированного рабочего дня и от зарплаты. А это значило, что деньги на жизнь нужно не получать, а зарабатывать, и работать столько, сколько требуют обстоятельства.


 

 

Основные годы нашей работы совпали с советской эпохой. А это было время особое. За право заниматься любимым делом приходилось претерпевать и преодолевать множество препонов, своего рода - капканов, подстерегающих на каждом шагу: нижайшие расценки, жестокое ограничение пленки, казенная аппаратура, цензура, сквернейшая полиграфическая печать! Сегодняшние отношения с заказчиком - книгоиздателем, представителем фирмы - совершенно другие. Теперь вспоминать прошедшее как-то даже странновато - не сон ли все это?Можно ли сейчас вообразить, что пленка (Кодак, Агфа, Фуджи) не продается? Нигде, никогда. Однако все полиграфические базы принимают к печати слайды, сделанные именно и только на этих пленках. Пленка не продавалась - она выдавалась издательством фотографу только при заключенном договоре и открытом издательском номере, из расчета 1:1,3. Что это значит? Что для работы, на каждый будущий слайд, нам добавлялся кусочек, равный 0,3 кадра! 3начит, нельзя было не только сделать несколько кадров в поисках точки съемки, света или каких-то других вариантов, нельзя даже сделать экспозиционный дубль!

   Другим мучительством была аппаратура, которую также выдавали на определенный срок и только на конкретную работу, с постоянной унизительной процедурой перерегистрации и угрозой изъятия.

   Цензура внедрилась в сознание и действия издателей - от низа до самого верха. Каждое издание было терзаемо ею, и только среди наших личных работ были "зарублены"  уже готовые к изданию три книги: “Дворцы и парки Подмосковья” за “любование дворянским бытом”. Альбом “Соловецкие острова” - за наш отказ ввести развлекательные сюжеты в материал об этих древних и трагических монастырских обителях, превращенных в лагеря смертников. И, наконец, “Золотое кольцо” - в приступе нового страха, прокатившегося в начале семидесятых годов по изданиям губительной волной.

   Жестокость глупости преследовала и была реальностью нашей жизни. Отчасти поэтому мы выбирали постоянные разъезды. И, как бы не трясло нас на разбитых дорогах, как бы не морозило в ледяных гостиницах, как ни тяжела была аппаратура и не опасны полеты на вертолетах, мы были счастливы своей работой!

     Так складывались наши книги, так и создавалась слайдотека.

      Тысячи наших слайдов и негативов представляют разнообразные темы: пейзажи, архитектура, музеи, старинные города, храмы и монастыри, народные искусства - ростовские эмали, работы мастеров Палеха, изразцы, ювелирное искусство и, конечно, жизнь русской деревни - и все это от Сибири до Центра России, от Русского Севера и до Кавказа.

На основе этих богатейших залежей фотографий и слайдов могут быть изданы весьма интересные фотокниги, которые мы предлагаем к изданию. О них мы рассказываем здесь же, в рубрике "Фототовары".

Ирина Стин, Анатолий Фирсов 

На главную страницу

В начало

Рубрикатор


  Содержание номера