У нас и наших коллег
Джоель Питер Уиткин:
трансформации образов

 Марина Бондаренко

В государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино состоялась лекция Стивена Йетса, куратора отдела фотографии Музея изобразительных искусств штата Нью-Мексико (США), специалиста по теории и истории фотографии XX века. Стивен Йетс является куратором фотографических выставок, автором многочисленных публикаций, лекционных курсов и образовательных программ.
Лекция «Джоель Питер Уиткин: неопубликованное и неизвестное» составлена по материалам исследований в архивах художника, на основе которых Стивеном Йетсом была создана одноименная выставка. Джоель Питер Уиткин – последний из признанных модернистов в истории фотографии. Он сочетает классические формы с различными концепциями из истории искусства. Его вклад в историю фотографии конца модернистской эры остается непревзойденным. В качестве иллюстрации творческого метода Уиткина в лекции рассматривалась композиция «Менины», созданная по мотивам произведения Веласкеса, которым, однако, Уиткин не ограничил область цитирования и культурных ассоциаций.

Менины Веласкеса

Менины Уиткина, 1987 г.

Стивен Йетс начал лекцию с рассказа о том, как он стал куратором фотографа Питера Уиткина. От предложения Уиткина стать его куратором Стивен Йетс сначала отказался, так как считал его первую выставку, проходившую в музее Гуггенхайм, «организованной плохо и бездарно». Поэтому не хотел вести её в Нью-Мексико (в Музей изобразительных искусств). Став куратором выставок Уиткина, началась упорная работа: отбирались лучшие фотографии, обсуждались их художественные концепции. Спустя два года просмотра и обсуждений миру была представлена выставка, которая объездила весь свет. На ней были представлены лучшие работы Уиткина, в которых он трансформировал образы известных произведений живописи в фотографии.

Справка. Материал из Википедии – свободной энциклопедии
«Уиткин, Джоель-Питер (родился 13 сентября 1939, в Бруклине, Нью-Йорк, США) – американский фотограф. Его отец был евреем, а мать принадлежала к Римской Католической церкви. Уиткин говорит, что его видение и чувствование мира были инициированы одним эпизодом из жизни, который он запомнил из далекого детства, автокатострофа, которая произошла прямо перед его домом, в результате которой маленькой девочке оторвало голову. Он также говорит, что трудности в его семье также в достаточной мере повлияли на его работу. Его работа имеет отношение к таким темам, как смерть, тела (или их части) и разные члены общества, как, например, транссексуалы, гермафродиты, физически измененные люди. Его комплекс tableaux часто показывает религиозные эпизоды или известные классические произведения живописи. Из-за трансгрессивной природы его произведений, работы Уиткина всегда назывались взрывоопасными и всегда шокировали зрителей. Его искусство, часто маргинализировали из-за вызова, который художник бросает зрителям».


Далее Стивен Йетс рассказал о фотографах, которые повлияли на творчество Уиткина, становление его в качестве фотографа. Henry Peach Robinson, Julia Margaret Cameron, Jacques-Henry Lartig – вот неполный список деятелей искусства, которыми восхищался Джоель Питер Уиткин. На фотографии Henry Peach Robinson «Fading away» (анг. умирающий, постепенно исчезающий) 1858 г. сюжетом является умирание молодой девушки. В 50-е годы XIX века тема смерти была очень интересна. Многие современники были огорчены тем, что сцена постановочная, сфабрикованная; думали, что это по-настоящему. Как известно, Уиткин фотографирует умерших людей, создавая определенную художественную композицию, сотрудничая с моргами; для него очень интересна тема смерти, умирания, добродетели и порока.

 

Henry Peach Robinson,  Fading away

Julia Margaret Cameron также повлияла на фотографа. На фотографии «Whisper of the Muse» 1865 мы видим ее понимание детских образов. Она работала в традиции живых картин, рассказал Стивен Йетс, так называемый самодеятельный театр.

 

Julia Margaret Cameron,  Whisper of the Muse

Ее творчество базировалось на движении прерафаэлитов, использовалась специальная постановка. Примерно также работал Питер Уиткин. У Jacques-Henry Lartig, великого французского фотографа, он научился схватыванию жизни вокруг, сюжеты и иллюстрации - из окружающей жизни.
Творчество Питера Уиткина связано с таким художником 20 века как Хуан Миро Его сюрреалистические абстракции отражались на фотографиях Уиткина в технике обработки снимка, а именно в царапании пленки, создании пятен. Этот метод выделяет Уиткина среди множества других фотографов. Но исключительность Уиткина не только в этом. Те темы и вопросы, которые он поднимает в своих фотографиях, настолько реально и натуралистично показывают нам жизнь, что его фотографии надолго остаются в памяти, оставляя горький осадок, отвращение, тревогу или неприятие, что имя этого фотографа запомнится и навсегда останется в истории фотографии XX и XXI веков.
Лекция Стивена Йетса состояла из сопоставлений гениальных произведений живописи с не менее гениальными фотографическими работами Уиткина, где трансформировались главные темы и образы, которые волновали художника. Была проведена огромная работа по подбору фотографий, по способу подачи материала. Довольно интересно увидеть общие мотивы в рисунках Матисса, Диего Риверы, в «купальщицах» Сезанна, в «грациях» Пикассо с фотоработами Уиткина.

 

Пикассо, Маргарита Инфанта

Но главное переосмысление образов – это «Менины» Веласкеса, Пикассо и, затем, Питера Уиткина. Это обращение Уиткина к мастерам старой школы. Веласкес написал «Менины» в 1656 г. Он был королевским живописцем, жил при дворе короля и писал портреты членов королевской семьи. В центре картины изображена пятилетняя дочь короля инфанта Маргарита, с печальным и в то же время серьезным лицом; ее окружают придворные карлицы, готовят ее к свадебной церемонии; в дверях застыл придворный, как будто Веласкес поймал мимолетное мгновение из жизни королевского дома. На стене в зеркале отражаются король и королева, Филипп IV и Марианна Австрийская, которых рисует Веласкес. Причем эта сцена нам показана со стороны королевского трона. Существует версия, что Веласкес рисовал всех участников картины с отражения в большом зеркале. Еще примечателен тот факт, что Веласкес изобразил себя на картине. Сцена освещается через открытую дверь на заднем плане, спереди и справа через окна. Такое сложное освещение передано Веласкесом очень реалистично. Пикассо восхищался работами Веласкеса и в 1950-е годы написал серию картин на тему менин. Он переосмысливал образ девочки уже в кубистическом исполнении. Инфанта Маргарита также изображена печальной, уязвимой, девочкой без детства. Джоель Питер Уиткин для того, чтобы сделать фотографический снимок на тему менин, в 1987 году использовал почти все пространство своей студии. В центре кадра мы видим инфанту Маргариту с маской на лице, слева сам Уиткин, то же зеркало, собака и дверь на заднем плане, на ступенях которой остановился Христос. Уиткин связал менины с религиозной тематикой. Кстати дверь на заднем плане действительно существует, у фотографа есть небольшая каморка в студии. Питер Уиткин трансформировал образы в своей манере. На мой взгляд, удачно.

Таким образом, Стивен Йетс открыл нам мир фотографа Джоеля Уиткина. На нескольких сопоставлениях мы видим, насколько фотограф проникался увиденным искусством мастеров старой школы, насколько эти образы поражали его, и он создавал новые произведения искусства, но уже на фотографической основе.
После лекции было задано несколько вопросов Стивену Йетсу.

Какой Уиткин в жизни? – Несмотря на мрачные, глубокие по смыслу фотографии, Питер очень обаятельный, любит пошутить, религиозный, верующий, серьезно относится к семейным традициям, при этом умный, начитанный, изучающий искусство; готов довольно много времени потратить , чтобы достичь совершенства.

Как же быть с этической стороной его творчества? – Это его попытка обличить пороки общества, можно сказать горькая сатира.

Почему Уиткин выбрал фотографию, как способ самовыражения? Почему не живопись? – Ответ очень простой. У него есть брат-близнец, он - живописец, американский художник, поэтому Уиткин выбрал фотографический способ обращения к миру.


 


На главную страницу

В начало  
Содержание номера 1